Заслуженный деятель Польской культуры (1996).
Лауреат Международного конкурса им. Яна Кубелика (Прага, 1949).
Лауреат Международного конкурса им. Генриха Венявского (Познань, 1952).
Лауреат Международного конкурса им. Королевы Елизаветы (Брюссель, 1955).
Лауреат Государственной премии Грузинской ССР им. З. П. Палиашвили (1978) и Государственной премии им. Шота Руставели Республики Грузия (2003).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом «Чести и достоинства» (Грузия, 1996).
Родилась в г. Тбилиси (Грузия). Дочь Луарсаба Сейтовича Яшвили, профессора Тбилисской консерватории, заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. С 6 лет обучалась игре на скрипке у своего отца. В 9-летнем возрасте дебютировала на сцене Малого зала Тбилисского театра им. Ш. Руставели с концертом Ш. Берио (под управлением А. В. Гаука). Во время Великой Отечественной войны выступала в военных госпиталях. В 13 лет была награждена медалью за оборону Кавказа. С 14 лет начала постоянную концертную деятельность.
В 1948 г. окончила музыкальную школу им. З. П. Палиашвили в Тбилиси. В 1951–1954 гг. училась в Московской консерватории (класс К. Г. Мостраса). Мострас отмечал «красивый, полный тон, высокоразвитое чувство стиля, строгую выдержанную интерпретацию, благородство вкуса, музыкальную инициативу и подлинную виртуозность» своей ученицы. В 1957 г. Яшвили под его руководством окончила аспирантуру при консерватории.
Педагогическая деятельность:
Педагогическую деятельность начала в Московской консерватории в 1957 г. (до 1966 г. вела класс скрипки).
В 1966–1974 гг. преподавала в Тбилисской консерватории.
В 1975-1979 гг. профессор Академии искусств в г. Нови-Сад (Югославия). С 1977 г. – профессор.
С 1980 г. по настоящее время вновь преподает в Московской консерватории. В 1983-1992 гг. заведовала одной из кафедр скрипки. С 2007 г. работает на кафедре скрипки под руководством профессора Э. Д. Грача . С 2009 г. работает на кафедре скрипки под руководством профессора С. И. Кравченко.
Учебные курсы, мастер-классы:
Проводит мастер-классы в Германии, Швейцарии, Испании, Франции, Югославии, Польше, Японии.
Ученики:
Среди учеников – лауреаты международных конкурсов, концертмейстеры симфонических оркестров, камерные исполнители, педагоги: Е. Габели, С. Красников, А. Шевлякова, М. Шестаков, Е. Шульков, Е. Цай, А. Драго (Аргентина), Ни До Фьонг (I скрипка «Доминант-квартета», Вьетнам), А. Лундин (концертмейстер камерного оркестра «Виртуозы Москвы»), Н. Ковалевская (2-й концертмейстер Государственного оркестра), Д. Шульгин и т. д. Яшвили воспитала свыше 50 человек.
Участие в жюри конкурсов:
Член жюри и председатель жюри российских и международных конкурсов скрипачей, в том числе Конкурса им. Г. Венявского и Международного конкурса им. П. И. Чайковского.
Концертная деятельность. Основной репертуар:
Еще в годы учебы Яшвили создает фортепианное трио с лауреатом Международных конкурсов пианисткой Л. Рощиной и виолончелисткой Т. Прийменко (ныне – профессора Московской консерватории), просуществовавшее 10 лет и давшее множество концертов с интересными содержательными программами, выступали с оркестром Дрезденской филармонии с тройным концертом Л. ван Бетховена.
С 1958 по 1982 г. М. Яшвили — солистка Москонцерта.
С 1966 г. — художественный руководитель государственного камерного оркестра Грузии (совместно с И. Политковским).
Крупнейший исполнитель, владеет обширным сольным и камерным репертуаром. Выступает с выдающимися дирижерами, гастролирует во многих странах мира (Голландия, Швеция, Италия, Германия, Франция, Чехия, Израиль, Америка, Турция, Мексика, Египет, Япония и многие другие страны).
Игра Яшвили отличается зрелостью художественной мысли, красочностью звучания, образностью, поэтичностью, свободным владением инструментом. Играла в ансамблях с И. Ойстрахом, Б. Гутниковым, А. Йохелесом, Л. Власенко, М. Воскресенским, Н. Штаркманом, Н. Шаховской, А. Бахчиевым, Э. Грачом, В. Фейгиным, В. Чачавой и другими. Выступала с дирижерами Р. Бенци, К. Мазуром, Ф. Андрэ, Е. Светлановым, Г. Рождественским, Э. Классом и другими. Создала «семейное» трио со своими дочерями: виолончелисткой Лали и пианисткой Натэллой, окончивших Московскую консерваторию в классе профессоров Н. Шаховской и Л. Власенко.
Предложила осуществить выступление профессоров Московской консерватории со студенческим оркестром Консерватории. С ним сыграны концерты Л. ван Бетховена, П. Чайковского, Ф. Мендельсона, М. Бруха, концерт для скрипки и виолончели Й. Брамса. С 1981 г. начала выступать в концертах с камерным оркестром студентов консерватории, в котором скрипичная группа состояла из ее класса.
Репертуар
В репертуаре Яшвили – практически вся классическая скрипичная литература. Яшвили стала первой исполнительницей многих сочинений. Среди них: А. Флярковский Соната, А. С. Леман Концерт № 2, концерты грузинских композиторов С. Цинцадзе, С. Насидзе, А. Шаверзашвили, Р. Габичвадзе. Многие современные композиторы посвящают ей свои сочинения (например, Индржих Фельд (Чехия), Скрипичный концерт. Премьера в Тбил
Дискография:
А. Вивальди, И. С. Бах, Й. Брамс, А. Вивальди – О. Респиги, П. Сарасате, А. Мачавариани, А. Шаверзашвили, Н. Мамисашвили, И. Фельд, С. Наговицын, Н. Паганини.
В 2008 г. в Грузии выпущен компакт-диск Маринэ Яшвили с музыкой Й. Брамса, Р. Шумана, Ф. Крейслера, Э. Изаи, А. Мачавариани, К. Сен-Санса. Партия фортепиано – Игорь Чернышов.
Публикации об этом педагоге:
- Волков А. М. Яшвили // Советская музыка. 1962. № 2
- Чалаева И. Сестры Яшвили // Там же. 1967. № 12
- Баранкин Е. Три поколения // Музыкальная жизнь. 1982. № 12
- Сафонова Е. Л. М. Л. Яшвили // Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып. 3. М.: 1996
- Сафонова Е. Л. Уроки мастерства, истоки вдохновенья… (несколько штрихов к портрету М. Л. Яшвили) // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 2. М.: 2002
- Дараган Н. «Культура» (2003)
- Ойстрах И. «Наши юбиляры» / «Ключ» – газета педагогов-струнников России
- Фихтенгольц Н. «Музыкальная академия». № 1. 2004
После выступления на конкурсе им. Королевы Елизаветы, член жюри конкурса Давид Ойстрах пишет:
«Несомненный талант Маринэ Яшвили, безупречное мастерство, творческий темперамент молодой артистки были по достоинству оценены жюри, присудившим ей одну из высших премий». «Игра Маринэ Яшвили отличается несравненной чистотой исполнения» («Лав уа дю Норд», Франция)
«Публику увлекает горячность и блеск, “открытая экспрессия” артистки, непосредственность переживания» («Советская музыка»).
«Репертуарная направленность в годы становления, столь важная и определяющая круг интересов артиста, говорит о широком творческом диапазоне Маринэ Яшвили, о ее стремлении как можно глубже постичь духовный мир великих классиков» («Новедадес», Мексика)