Савенко
Светлана Ильинична

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Савенко<br /> Светлана Ильинична

Музыковед-исследователь, педагог, критик, певица
Область научных и исполнительских интересов — русская и зарубежная музыка ХХ–XXI вв.; классическая русская музыка, авангард
Тема докторской диссертации: «Мир Стравинского» (2002)
Член Союза композиторов России


Родилась в городе Москве. В 1960 году окончила Детскую музыкальную школу Свердловского района города Москвы (класс фортепиано Е. А. Мазо), в 1964 году — теоретико-композиторское отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории (педагоги: Д. А. Блюм, В. С. Галацкая, Ю. Н. Холопов, В. П. Фраёнов, Н. Н. Лебедева).

Далее поступила в Московскую консерваторию, где училась у Н. С. Николаевой, Е. М. Царёвой, О. Е. Левашёвой, В. П. Бобровского, И. А. Барсовой, Ю. А. Фортунатова. В 1969 году с отличием окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в специальном классе Ю. Н. Холопова, в 1972 году — аспирантуру (там же).

Пением занималась у профессора Д. Б. Белявской. В 1992 году была стипендиатом Фонда Пауля Захера (Paul Sacher Stiftung, Базель, Швейцария), где изучала материалы Архива И. Ф. Стравинского.

Педагогическая деятельность:

В 1972–1990 годах работала в Горьковской (Нижегородской) консерватории имени Глинки на кафедре истории музыки, где занимала должности старшего преподавателя, доцента, и. о. профессора.

В 1990 году перешла в отдел музыки Государственного института искусствознания на должность старшего, затем ведущего научного сотрудника.

С 1997 года работает в Московской консерватории на кафедре истории русской музыки и межфакультетской кафедре современной музыки. С начала педагогической деятельности и по настоящее время вела курсы истории русской музыки XIX и ХХ века, современной музыки, музыки ХХ века и новых композиторских и исполнительских техник. С 2002 года ведёт курсы Факультета повышения квалификации.

Участвует в чтении курсов «Практический анализ новой музыки» и «Современные композиторские и исполнительские техники» для специальности «Композиция».

Учебные курсы, мастер-классы:

Выступала с лекциями и мастер-классами для преподавателей музыкальных вузов и училищ в Костроме, Кишиневе, Минске, Братиславе (Словакия).

Ученики:

В Нижегородской консерватории специальный класс Савенко закончили около 80 выпускников. Выпускники в Московской консерватории: К. Жарко, М. Подскочий, Е. Привалова.

Аспиранты, написавшие и защитившие кандидатские диссертации под руководством Савенко:

  • Л. А. Птушко. Стиль симфоний А. Тертеряна. 1994
  • Ю. С. Векслер. Символика в музыке Альбана Берга. 1998
  • Н. Г. Кононенко. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. 2008

Концертная деятельность:

С 1972 года Савенко выступает в концертах.

Пела в ансамбле «Мадригал», выступала с Г. И. Козловой (орган), участвовала в фестивале «Альтернатива» и в концертах новой музыки Алексея Любимова. С 1997 года выступает как солистка ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории, а также с пианистом Юрием Полубеловым.

Исполнительские интересы связаны главным образом с музыкой ХХ–XXI века, от классики до современных российских и зарубежных композиторов. Ряд произведений был исполнен Савенко впервые, включая опусы, написанные специально для неё (сочинения В. Сильвестрова, В. Тарнопольского, А. Вустина, А. Кнайфеля, Л. Гофмана).

Репертуар Савенко охватывает произведения А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна (все песни для голоса и фортепиано), И. Стравинского, С. Прокофьева, а также Н. Рославца, А. Мосолова и других композиторов раннего русского авангарда, Дж. Кейджа, Х. Эйслера, Э. Кшенека, А. Цемлинского, Э. Денисова, Г. Уствольской, А. Шнитке, В. Мартынова и других.

Савенко принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Московский форум», Berliner Festwochen, Gaudeamus, гастролировала на Украине, в Белоруссии, Словакии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Израиле и США.

Научные труды. Издания. Публикации:

    Книги и брошюры
  • Сергей Иванович Танеев. — М. Музыка. 1984. 174 с., илл. 2-е издание: 1985
  • «Иван Сусанин» М. И. Глинки. К 150-летию со дня премьеры (текст) // Сост. А. Наумов. — М.: Музыка. 1986. 48 с., илл.
  • Мир Стравинского. — М.: Композитор. 2001. 328 с., илл., нотн. прим. Рец.
  • Игорь Стравинский. Хроника. Поэтика. Составление, комментарии, переводы, редактирование переводов, указатели, заключительная статья. — М.: РОССПЭН, 2004. 368 с., илл. Рец.
  • Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим (серия «Биографические ландшафты»), 2004. 288 с., илл. Рец.
  • История русской музыки ХХ века: от Скрябина до Шнитке. — М.: Музыка. 2008. 232 с., илл.
    Статьи
    Статьи в сборниках
  • К вопросу о единстве стиля Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. Составитель Л. Дьячкова. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 276–301
  • Позднее творчество И. Ф. Стравинского. К проблеме единства стиля // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. Составитель А. Кандинский. — М.: Музыка. 1976. — С. 243–257
  • О творчестве Р. Леденёва 60–70-х годов // Музыка и современность, вып. 10. — М.: Музыка, 1976. — С. 33–51
  • О неоклассицизме Стравинского //Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977
  • Из наблюдений над «Патетической ораторией» Свиридова // Георгий Свиридов. Составитель Р. Леденёв. — М.: Музыка, 1979. — С. 198–214
  • Семинар по современной музыке: проблемы методики и содержания курса // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Ответственный редактор Л. С. Дьячкова. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — С. 142–153
  • Предисловие // Б. Ярустовский. Игорь Стравинский. Изд. 3-е, доп. — Л.: Музыка, 1982. — С. 5–10
  • Предисловие // Николай Гедда. Дар не дается бесплатно. — М.: Радуга, 1983. — С. 5–16
  • Gibt es in der Musik der Postavantgarde einen individuellen Stil? // Kunst und Literatur, Berlin (Ost): Verlag Volk und Welt. 31. Jahrgang, März-April 1983, Heft 2. — S. 276–283
  • Естественность творческой эволюции (О двух концертах Р. Леденёва) // Музыка России, вып. 5. — М.: Советский композитор, 1984. — С. 181–196
  • 300 лет со дня рождения Джузеппе Доменико Скарлатти. 100 лет со дня первого «Русского симфонического концерта» // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий на 1985 год. — М.: Музыка, 1984. — С. 158–160. С. 163–166
  • Zum Weiterwirken der von Schostakovitsch ausgehenden Traditionen im Schaffen sowjetischer Gegenwartskomponisten // Sowjetische Musik. Betrachtungen und Analysen. Zusammenstellung und Redaktion: Hannelore Gerlach / Akademie der Künste der DDR. Arbeitsheft 37. — Berlin (Ost), 1984. — S. 43–60
  • Стравинский и Пикассо: к истории одного сотрудничества // И. Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. Составитель Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина. — М.: Советский композитор, 1985. — С. 269–287
  • Кино и симфония // Советская музыка 70–80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. Ответственный редактор В. Б. Валькова. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. — С. 30–53
  • Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции / Ответсвенный редактор Н. С. Гуляницкая. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. — C. 5–16
  • 100 лет со дня премьеры оперы П. И. Чайковского «Черевички». 50 лет со дня рождения Зураба Лаврентьевича Соткилавы. 70 лет со дня рождения Марины Дмитриевны Сабининой. 125 лет со дня премьеры оперы Дж. Верди «Сила судьбы». 275 лет со дня рождения Саят-Новы // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий на 1987 год. — М.: Музыка, 1986. — С. 7–8. С. 31–32. С. 78–79. С. 100–101. С. 123–124
  • 250 лет со дня основания Танцевальной школы в Петербурге (ныне Ленинградское государственное академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой). 150 лет со дня основания Павловского музыкального вокзала. 125 лет со дня рождения Язепа Витола // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий на 1988 год. — М.: Музыка, 1987. — С. 46–48. С. 52–53. С. 80–82
  • Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики / Ответсвенный редактор Л. С. Дьячкова. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — С. 82–119
  • Die sowjetische sinfonische Musik nach Schostakovitsch // Beiträge zur Musikwissenschaft, 30.Jahrgang 1988, Heft 3. — Berlin (Ost): Verlag Neue Musik. — S. 168–176
  • Alfred Schnittke: 4. Concerto grosso/5.Sinfonie // Sowjetische Musik im Licht der Perestrojka. Hrsg. von Hermann Danuser, Hannelore Gerlach und Jürgen Köchel. Laaber: Laaber Verlag, 1990. — S. 131–143
  • Музыка Шнитке как язык современности // Музыка — культура — человек. Сбоник статей. Вып. 2 / Редактор М. Мугинштейн.—  Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. — C. 144–152
  • Значение авангарда для современной музыки // Теория и практика современного искусства / Составитель М. Г. Арановский. Российский институт искусствознания. — М., 1992. — С. 102–109
  • Полночный соловей. Джон Китс в интерпретации Валентина Сильвестрова // Поэтика музыкальной композиции / Отвественный редактор-составитель Н. С. Гуляницкая. ГМПИ им. Гнесиных. — М. 1992. — С. 66–77
  • Новое в творчестве Альфреда Шнитке: от диалога к синтезу // Laudamus. К шестидесятилетию Юрия Николаевича Холопова. — М.: Композитор, 1992. — С. 146–154
  • О стилистических тенденциях творчества Лигети (конец 50-х — 80-е годы) // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество / Составитель Ю. Крейнина. — М.: Российский институт искусствознания, 1993. — С. 38–55
  • Viktor Ekimovskij. Jurij Falik // Komponisten der Gegenwart. Loseblatt-Lexikon / Hrsg. Hanns-Werner Heister, Walter-Wolfgang Sparrer. München: edition text+kritik, ohne Jahre [1994]
  • Рукотворный космос Валентина Сильвестрова. Константы стиля Леонида Грабовского. Магия скрытых смыслов: Александр Кнайфель // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1 / Редактор-составитель В. Ценова. — М.: Композитор, 1994. — С. 72–90; 91–105; 187–207
  • Пути развития музыкального искусства ХХ века. Игорь Стравинский: жизненный и творческий путь // Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск YI. Учебное пособие для музыкальных училищ / Составитель И. А. Гивенталь, Л. Д. Щукина, Б. С. Ионин. — М.: Музыка, 1994. — С. 5–28; 262–280
  • Немецкая музыка после второй мировой войны. Карлхайнц Штокхаузен (статья). Переводы текстов; интервью // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып. 1. — М.: Музыка, 1995. — С. 4–10. С. 11–36. С. 37–57
  • L’Oiseau de feu – zur Geschichte der ersten Fassung // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung. №8, — März 1995. — S. 31–35
  • Musica sacra Арво Пярта. Авет Тертерян: путь к глубинам звука // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. Редактор-составитель В. Ценова. — М.: Композитор, 1996. — С. 208–228; 320–333
  • Стравинский и русская культура. Вестник РГНФ. 1996 № 3. — С. 174–181
  • Ver sacrum — Весна священная // Стравинський та Украïна. — Киïв, Абрис, 1996. — С. 79–91
  • Новый человек — новое искусство // Культурологические записки. Вып. 2. Составитель Н. М. Зоркая. Государственный институт искусствознания. — М., 1996. — С. 67–83
  • Слово Шостаковича // Д. Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. — СПб. Композитор. 1996. — С. 359–366
  • Заметки о творческом процессе И. Стравинского (по рукописным материалам) // Наука о культуре: итоги и перспективы / Редактор-сост. М. Г. Арановский. РГБ: Информкультура. — М. 1996. — С. 33–36
  • Миры Стравинского. Послевоенный музыкальный авангард // Русская музыка и ХХ век. Редактор-составитель — М. Арановский. Главы 4 (с. 151–184) и 11 (с. 207–432). М.: ГИИ. 1997
  • Valentin Silvestrov’s lyrical universe. Leonid Grabovsky: constants of style. The magic of Alexander Knaifel’s message // Underground Music from the former USSR. Ed. by Valeria Tsenova. Amsterdam: Harwood Academic Publischers, 1997. — P. 66–83; 84–97; 174–188
  • Заключение. Краткие итоги // История музыки народов СССР. Том VII, вып. 3. — М.: Государственный институт искусствознания. 1997. — С. 181–210
  • Заметки о творческом процессе И. Ф. Стравинского // И. Ф. Стравинский. Сборник статей / Составитель В. П. Варунц. — М. 1997 (Научные труды МГК, сб. 18). — С. 17–27
  • Музыка Стравинского в стилистическом пейзаже эпохи // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? / Составитель и редактор: В. Валькова, Б. Гецелев. — Н. Новгород, 1997. Т. 1. — С. 175–185
  • Ориенталии авангарда на русской музыкальной почве // Русское искусство между Западом и Востоком. Материалы конференции / Ответственный редактор Д. В. Сарабьянов. — М.: ГИИ. 1998. — C. 249–257
  • О литургических жанрах в творчестве И. Ф. Стравинского // Религия и искусство / Научный редактор И. П. Ильин. — М.: ГИТИС, 1998. — С. 301–307
  • Интерпретация идей авангарда в послевоенной советской музыке. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве. Творчество Николая Каретникова и нововенская школа. Двойной портрет на фоне поставангарда (Валентин Сильвестров и Александр Кнайфель) // Музыка ХХ века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Ответственый редактор В. Ценова. — М. 1999. Научные труды МГК имени П. И. Чайковского. Сб. 25. — С. 33–38; 45–52; 148–153; 166–171
  • Авангард как традиция музыки ХХ века // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений / Составитель и редактор: Б. Гецелев, Т. Сиднева. — Н. Новгород, 1999. — С. 71–76
  • Сергей Эйзенштейн как оперный режиссёр: «Валькирия» Рихарда Вагнера в Большом театре. Публикация и комментарий С. И. Савенко // Мнемозина. Исторический альманах. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Редактор-составитель Владислав Иванов. Вып. 2. — М.: УРСС, 2000. — С. 306–326
  • Shostakovich’s Literary Style // Shostakovich in Context. Ed. Rosamund Bartlett. — Oxford University Press, 2000. — P. 43–51
  • Музыкальная культура Италии // Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск VII. Учебное пособие для музыкальных училищ / Составитель И. А. Гивенталь, Л. Д. Щукина, Б. С. Ионин. — М.: Музыка, 2000. — С. 3–10
  • Человек-оркестр в музыке ХХ века // Эрнст Кшенек в «Геликон-опере». К 100-летию со дня рождения. 13–15 ноября 2000 / Составитель Юрий Полубелов. — М. 2000. — С. 14–21
  • О паралитургических жанрах в современной русской музыке // На пути духовного единения: Авет Тертерян в кругу друзей. — Н. Новгород, 2000. — С. 153–158
  • Воспоминание о Галине Ивановне Козловой // Галина Козлова: Музыкальное приношение. Воспоминания, статьи, материалы / Составитель, редакция, примечания — Т. Н. Левая, Б. С. Гецелев. — Н. Новгород, 2000. — С. 71–73
  • Стравинский и русская литургическая традиция // Культурология, 2000-3. — М.: ИНИОН, 2000. — С. 93–96
  • Что такое критика сегодня? // — М.: РГБ, Информкультура, 2000, вып. 2. — С. 49–52
  • Камерная вокальная музыка // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960–1990). Учебное пособие для музыкальных вузов / Редактор-составитель Е. Б. Долинская. — М.: Музыка, 2001. — С. 365–397
  • Вокруг «Петрушки» // ГИИ, Альманах «Мир искусств», вып. 4. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — С. 397–411
  • Авангард и советская музыка // Музыка в постсоветском пространстве. — Н. Новгород, 2001. — С. 39–53
  • Авангард и советская музыка // Musiqi Dünyasi, — Баку, 2001 № 3/4. — С. 72–77
  • Бах на все времена // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. — Н. Новгород, 2001. — С. 334–342
  • Artyomov V. P.; Getzelev B. S.; Pavlenko S. V. Chugayev A. G.; Artem’yev E. N.; Kollontay (Yermolaev) M. G.; Tcherepnin N. N.; Levaya T. N. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Second Edition / Ed. by Stanley Sadie. — London: Macmillian, 2001
  • Золотое десятилетие советской музыки // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 193–199
  • Музыка машин и её авторы // Оркестр. Сборник статей в честь Инны Алексеевны Барсовой / Ответственный редактор Д. Р. Петров. — М.: МГК, 2002. — С. 318–323
  • Musica sacra of Arvo Pärt // “Ex oriente…” Ten Composers from the former USSR. Ed. Valeria Tsenova. Verlag Ernst Kuhn. — Berlin, 2002. — P. 155–178
  • Leonid Grabovsky: constants of style // “Ex oriente…II” Eight Composers from the former USSR. Ed. Valeria Tsenova. Verlag Ernst Kuhn. — Berlin, 2003. — P. 55–74
  • The magic of Alexander Knaifel’s message // “Ex oriente…II” Eight Composers from the former USSR. Ed. Valeria Tsenova. Verlag Ernst Kuhn. — Berlin, 2003. — P. 75–101
  • Valentin Silvestrov’s lyrical universe // “Ex oriente…III” Nine Composers from the former USSR. Ed. Valeria Tsenova. Verlag Ernst Kuhn. — Berlin, 2003. — P. 83–107
  • «Жить становится все труднее и труднее…» Парижские годы Артура Лурье // Русское еврейство в зарубежье. Том 4 (9): Русские евреи во Франции. Кн. 2. Составители М. Пархомовский, Д. Гузевич. — Иерусалим, 2002. — С. 378–389
  • «Веселая драма» на новый лад // И. Стравинский. Похождения повесы. М.: Большой театр, 2003. — С. 15–19
  • К проблеме нового вокального письма в музыке ХХ века // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки ХХ века. — М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003. — С. 44–49
  • О новых пределах музыки ХХ столетия // Переходные процессы в русской художественной культуре. — М.: Наука, 2003. — С. 366–379
  • Слово Андрея Платонова в Новой музыке // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения). Редактор-составитель В. Ценова. — М.: МГК, 2003. — С. 299–305
  • The New Soviet Music of the Postwar Avant-garde Period // Studies in Pendercki. Vol. II. Ed. Ray Robinson. Prestige Publications, Inc. Princeton, — New Jersey, 2003. — P. 143–145
  • Exegi monumentum… Propheten und Prophetien in der russischen Musik // Das klingende Wort der Prophetie / Hrsg. Hans-Peter Burmeister. Loccumer Protokolle 52/02. — Loccum, Evangelische Akademie, 2004. S. 65–75
  • Die Rezeption emigrierter Komponisten in der UdSSR // Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930er und 1940er Jahren. Hrsg. Friedrich Geiger und Eckhard John. Stuttgart – Weimar: J. B. Metzler Verlag, 2004. — S. 158-167
  • Владимир Тарнопольский: восхождение к зрелости // Музыка России: от средних веков до современности. Вып. 1. Редактор-составитель М. Г. Арановский. — М.: Композитор, 2004. — С. 325–345
  • Музыка Стравинского в зеркале русской зарубежной прессы // Мир искусств. Альманах ГИИ, вып. 5 — СПб.: Алетейя, 2004. — С. 183–197
  • Русская музыка ХХ века // Россия. Большая Российская энциклопедия. — М.: БРЭ, 2004. — С. 790–794
  • Творчество Александра Кнайфеля и православная литургическая традиция. Бах на все времена // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. Составитель М. Катунян. — М.: МГК, 2004 (Научные труды МГК имени П. И. Чайковского. Сб. 47). — С. 181–188; 218–225
  • Постмодернизм: между элитой и массами // Искусство ХХ века: элита и массы / Составители и редакторы: Б. Гецелев, Т. Сиднева. НГК. — Н. Новгород, 2004. — С. 43–50
  • «Оттепель» и музыкальная жизнь 50–60-х годов. Арво Пярт. Валентин Сильвестров. Авет Тертерян. Постсоветское музыкальное пространство: общие тенденции. В ракурсе постмодерна // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Ответственный редактор Т. Н. Левая. — СПб.: Композитор, 2005. — С. 13–38; 284–349; 429–446; 541–554
  • Фантом постмодернизма // Русская музыка: рубежи истории. — М.: МГК, 2005. Научные труды МГК имени П. И. Чайковского. Сб. 51. Кафедра истории русской музыки
  • Современная музыка на филармонической эстраде // Музыкальное просветительство — век XXI. Материалы конференции-семинара (май 2005). — Вологда, 2005. — С. 45–51
  • «Весна священная»: к проблеме синтеза искусств // Вестник истории, литературы, искусства. Т. I. — М.: Собрание; Наука, 2005. — С. 146–156
  • Стравинский и Пикассо // Пикассо и окрестности. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — С. 278–286
  • «Музыкальная поэтика» Стравинского: к истории создания // Стравинский в контексте времени и места / Редактор-составитель С. И. Cавенко. — М.: МГК, 2006 (Научные труды МГК имени П. И. Чайковского. Сб. 57). — С. 186–203
  • Das Wort im Spätwerk Dmitrij Šostakovičs // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Hrsg.: Manuel Gervink, Jörn Peter Hieckel. Hochschule für Musik Carl Maria von Weber. Dresden: Michel Sandstein Verlag, 2006. — S. 43–48
  • Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом // Западное искусство: ХХ век. Проблемы интерпретации. ГИИ, РАН, ФАКК. — М.: URSS, 2007. — С. 147–158
  • К. Штокхаузен Из интервью (пер. С. Савенко, Л. Грабовского) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Редакторы-составители Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. — М., 2009
    Буклеты и аннотации
  • Аннотации к концертам // Альтернатива — ? Фестиваль современной музыки. Москва, 19–29 декабря 1988
  • Композитор Альфред Шнитке // Х фестиваль современной музыки. — Горький, 2–7 марта 1989. — С. 12–20
  • Аннотации к концертам // Альтернатива — ? Фестиваль современной музыки. — Москва, 9–23 октября 1989
  • Все симфонии Альфреда Шнитке // Московская государственная филармония, 1989. 0,5 п.л.
  • Аннотации к концертам // Альтернатива. Фестиваль современной музыки. — Москва, 14–23 декабря 1990
  • Композитор Борис Гецелев. — Горький, 1990
  • Uusi neuvostoliton musikki: avantgardesta postavantgardeen // Sibelius-Akatemia Konserttisarija. — Kevät 1992
  • Тексты буклета // София Губайдулина и её друзья. Международный фестиваль современной музыки. — Санкт-Петербург, 20–24 ноября 1993
  • Тексты буклета // София Губайдулина, Арво Пярт, Валентин Сильвестров. Второй международный фестиваль современной музыки. — Москва, 2–8 марта 1995
  • Аннотации к концертам // Ретроспектива — перспектива. Россия — Германия: 1945–1995 / Второй международный фестиваль современной музыки «Московский форум». МГК, 9–14 мая 1995
  • Тексты буклета // София Губайдулина, Гия Канчели, Татьяна Сергеева, Сергей Беринский, Александр Вустин. Третий международный фестиваль современной музыки. Москва, 7–12 апреля 1996
  • Вступительный текст буклета // Современная музыка: свобода или ангажированность? Россия — Нидерланды / Русско-голландские музыкальные ассамблеи. Четвёртый международный фестиваль современной музыки «Московский форум». МГК, 8–13 октября 1996
  • Валентин Сильвестров. «Реквием для Ларисы» // Посвящение Олегу Кагану. Московский международный музыкальный фестиваль. 15–21 ноября 2004
  • Квартеты Шостаковича // Государственный квартет имени Шостаковича. — М.: МГК, 2006. — С. 12–14
  • Гений расколотого мира. Аннотации к концертным программам // Дмитрий Дмитриевич Шостакович. К 100-летию со дня рождения (1906–1975). — М.: МГК, 2006. — С. 2–15; 45–46; 49; 53; 65–66; 68; 71–72; 74; 79 
  • Учитель мудрости. Танеев и Чайковский. Кантата «Иоанн Дамаскин» // Сергей Иванович Танеев. К 150-летию со дня рождения. К 140-летию Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. — М.: МГК, 2006. — C. 2–11; 16–17; 37; 48
    Журнальные статьи
  • Монументальная эпопея // Советская музыка, 1968 № 6. — С. 19–22
  • О двух сочинениях Р. Леденёва // Советская музыка, 1969 № 1. — С. 10–12
  • «Три монолога» Р. Габичвадзе // Советская музыка, 1970 № 5. — С. 55–56
  • Серьёзная работа // Советская музыка, 1973 № 6. — С. 46–47
  • О цикле И. Якушенко «Наигрыши» // Советская музыка, 1973 № 7  
  • Для завтрашней аудитории // Советская музыка, 1974 № 12. — С. 64–65
  • Обсуждаем смотр молодых // Советская музыка, 1975 № 8. — С. 18–19
  • Об авторском концерте В. Салманова и А. Шнитке // Советская музыка, 1975 № 8. —  С. 30–31
  • Звучит музыка композиторов РСФСР // Советская музыка, 1975 № 11. — С. 45–48
  • Об авторском концерте Г. Свиридова // Советская музыка, 1976 № 6  
  • Контрастная программа — контрастные впечатления // Советская музыка, 1976 № 8. — С. 88–89
  • Отчитываются композиторы Ростова-на-Дону // Советская музыка, 1976 № 10. — С. 43–44
  • Об авторском концерте А. Нестерова и Г. Комракова // Советская музыка, 1976 № 10. — С. 44–45
  • Звучит советская музыка (Обзор цикла «Новые произведения композиторов Москвы») // Советская музыка, 1976 № 11. — С. 53–55
  • Мир Хиндемита (рец. на книгу: Т. Левая, О. Леонтьева. Пауль Хиндемит) // Советская музыка, 1977 № 1. — С. 117–120
  • «Страсти по Луке» К. Пендерецкого // Советская музыка, 1979 № 9  
  • Помочь освоению нового (советская музыка на радио) // Советская музыка, 1980 № 1. — С. 82–83
  • Портрет художника в зрелости (А. Шнитке) // Советская музыка, 1981 № 12. — С. 35–42
  • Новое, свежее (ансамбль солистов Большого театра) // Советская музыка, 1981 № 12. — С. 40–41
  • Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Советская музыка, 1982 № 5. — С. 117–122
  • Московская осень // Советская музыка, 1985 № 4  
  • Рецензия на два голоса («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) // Советская музыка, 1987 № 1. — С. 42–44
  • Приключения в воображаемом пространстве (Дьердь Лигети) // Советская музыка, 1987 № 6. — С. 110–117
  • Играем современность (Камерный музыкальный театр // Советская музыка, 1987 № 10. — С. 79–86
  • И гармонической стихии власть. О музыке Валентина Сильвестрова // Советская музыка, 1988 № 3. — С. 26–33
  • Гармония и тишина. О музыке Валентина Сильвестрова // Музыка в СССР. 1988, апрель-июнь. — С. 16–17
  • Реквием с хорошим концом? (В. Артёмов) // Советская музыка, 1989 № 5. — С. 25–26
  • Авангард умер — да здравствует авангард! // Советская музыка, 1989 № 6. — С. 43–48
  • Возрождение «Млады», или Знаем ли мы классику? // Советская музыка, 1989 № 7. — С. 30–34
  • Вопросы, оставшиеся без ответа (пленум в Тбилиси) // Советская музыка, 1989 № 8. — С. 17–20
  • Орнаменты на белом поле (о Л. Грабовском) // Музыка в СССР. 1989, октябрь-декабрь. — С. 22–24
  • Театр дебютирует // Советская музыка 1989 № 11. — С. 31–35
  • «Считаю себя из племени, порождённого Чайковским…» (Стравинский и Чайковский) // Советская музыка, 1990 № 9. — С. 112–115
  • Дышать воздухом иных планет. Беседа с К. Штокхаузеном // Советская музыка, 1990 № 10. — С. 58–65
  • Строгий стиль Арво Пярта // Советская музыка, 1991 № 10. — С. 15–19
  • На родину в гости… // Музыкальная академия, 1992 № 4. — С. 214–218. Там же: составление части номера, посвященной И. Ф. Стравинскому совместно с А. Л. Бретаницкой
  • Я с удовольствием приехал бы вновь в Москву (Интервью с К. Штокхаузеном) // Музыкальная академия, 1993 № 3. — С. 51–55
  • Dramma per musica на базельской сцене // Музыкальная академия, 1993 № 3. — С. 82–86
  • Авангард сегодня — кому он нужен? // Музыкальная жизнь, 1993 № 6. — С. 3  
  • Поминки по советской опере // Искусство кино 1993 № 12. — С. 52–54
  • Лестница Иакова (А. Кнайфель) // Музыкальная академия, 1993 № 4. — С. 45–46
  • «Жизнь с идиотом» (Опера А. Шнитке в Камерном музыкальном театре) // Музыкальная жизнь, 1994 № 3. С. 2–3
  • Семь дней в царстве музыки // Музыкальная академия, 1995 № 3. — С. 35–38
  • Контрастная «троица» // Новое время, 1995 № 14 (апрель). — С. 39 
  • О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке // Музыкальная академия, 1996 № 1. — С. 106–112
  • Стравинский и фольклор // Живая старина, 1996 № 2. — С. 18–19
  • Wiedziałem, że moja muzyka jest dla rosyjskich słuchaczy czymś ważnym…(Witold Lutoslawski) // Ruch muzyczny 1996 № 2. — P. 18–19
  • Nova Chowańszcyzna pod batutą Rostropowicza // Ruch muzyczny 1996 № 3. — Р. 23–24
  • Звуковые пространства Карлхайнца Штокхаузена // Салон AV, 1996 № 3 (7). — С. 70–71
  • Ангажированное искусство в голландском исполнении // Итоги, 5 ноября 1996
  • Осень патриарха // Музыкальная академия, 1997 № 3. — С. 59–62
  • Три карты Анатолия Васильева // Музыкальная академия, 1997 № 3. — С. 90–92
  • Стравинский и Шостакович // Музыкальная академия, 1997 № 4. — С. 193–195
  • The Russian Minimalists: Vladimir Martynov and Alexander Knaifel // — Sonus (Cambridge, USA), Volume 19, No. 2, Spring 1999. — P. 51–60
  • Зрелое мастерство и молодость духа (Иван Монигетти) // Музыкальная академия, 1999 № 3. — С. 140–143
  • Сумерки времён (Об опере В. Тарнопольского «Когда время выходит из берегов») // Музыкальная академия, 2000 № 2. — С. 18–20
  • Русский десант в американском кампусе // Музыкальная академия, 2001 № 1. — С. 170–171
  • Что они думают о солнце… // Театр, 2001 № 7. — С. 34–37
  • Сергей Прокофьев: «Игрок», первоначальная редакция. Достоевский и музыка // Большой: журнал Большого театра. 2001 № 2. — С. 10–11; 28–30
  • Всё – песнопенье…; Игра по-крупному // Театр, 2001 № 3. — С. 12–14; 64–65
  • Эпос о Стравинском (рец. на книгу: Richard Taruskin. Stravinsky and the Russian Traditions) // Музыкальная академия, 2001 № 3. — С. 171–175
  • Амстердамское зазеркалье // Музыкальная академия, 2002 № 2. — С. 83–85
  • Москва — Берлин: взгляд из Кембриджа // Большой: журнал Большого театра. 2003 № 1. — С. 84 
  • «Повеса» и «Руслан» в Большом театре: два варианта аутентизма // Музыкальная академия, 2003 № 3.—  С. 106–109
  • Песни замка Гурре // Большой: журнал Большого театра. 2003 № 3. — С. 16–17
  • «Назначение искусства — открывать нечто новое для людей…» К 75-летию К. Штокхаузена // Музыкальная жизнь, 2003 № 10.—  С. 38–41
  • Игра любви и смерти («Похождения повесы» в Большом театре) // Театр, 2003 № 3. — С. 6–9
  • Д. Черняков: «Между современной жизнью и оперным театром в России нет ничего общего». Беседу ведёт С. Савенко // Театр, 2004 № 3.—  С. 12–18
  • «Нас не хотели…» («Дети Розенталя» Л. Десятникова в Большом театре) // Музыкальная академия, 2005 № 3. — С. 91–92
  • Возвышенное и смиренное. Арво Пярт: штрихи к портрету // Музыкальная жизнь, 2005 № 10. — С. 17–20
  • Творчество Скрябина в прессе русского зарубежья // Музыкальная академия, 2005 № 4. — С. 155–157
  • Прощание с Дон Жуаном («Каменный гость» А. Васильева) // Итоги, 2006 № 16 (17 апреля). — С. 90–91
  • Fruchtbare Spannung: Šostakovič und Igor’ Stravinskij // Osteuropa 2006 № 8 (56. Jg.) — S. 157–161
  • Слово в позднем творчестве Шостаковича // Музыкальная академия, 2006 № 3. — С. 120–122
  • Словно в первый раз («Евгений Онегин» в Большом театре) // Театр, 2006 № 3. — С. 10–13
  • Умирающие марионетки // Театр 2006 № 4. — С. 68–69
    Газетные статьи
  • Яркое событие сезона (премьера [Первой] симфонии А. Шнитке) // Ленинская смена (Горький), 28 февраля 1974
  • Музыка в Кремле (первый фестиваль музыки А. Шнитке в Горьком) // Российская музыкальная газета, 1989 № 5  
  • Максимализм Арво Пярта // Российская музыкальная газета, 1990 № 2 (февраль)
  • Иоанна д’Арк на сцене Большого // Известия, 29 апреля 1990
  • Какие голоса предпочитал маэстро? // Независимая газета, 5 декабря 1991
  • Авангард контекста и авангард вечности // Независимая газета, 31 января 1992
  • Возвращение к истокам // Московская правда, 25 марта 1992
  • Avantgarden vainotut sankarit // Helsingin Sanomat, torstaina 23. tammikuuta 1992
  • Петербургские встречи Губайдулиной // Коммерсант-Daily, 29 ноября 1993
  • Премьерные контрасты // Российская музыкальная газета, 1994 № 1–2
  • Пять вечеров Софии Губайдулиной // Литературная газета, 9 февраля 1994
  • Музыка на конец времени (Седьмая «Альтернатива») // Литературная газета, 25 мая 1994
  • Гром пушек и тихие радости музыкальной Москвы (Итоги сезона) // Коммерсант-Daily, 6 августа 1994
  • Ксенакис в Москве // Накануне, 1995 № 2  
  • Беседы с Альфредом Шнитке // Литературная газета, 8 марта 1995
  • Три лика новой музыки // Накануне, 1995 № 5-6
  • Фигуры времени на фоне конца века // Литературная газета, 31 мая 1995
  • Наши снова все здесь. В Германии // Литературная газета, 30 августа 1995
  • Оказаться в компании Боккерини — честь даже для Шнитке и Пендерецкого // Коммерсант-Daily, 7 октября 1995
  • На блаженном острове // Литературная газета, 8 ноября 1995
  • Смута на все времена // Литературная газета, 22 ноября 1995
  • Стоящий во весь рост (к 100-летию П. Хиндемита) // Коммерсант-Daily, 23 декабря 1995
  • Театр переживания Роберта Холла // Коммерсант-Daily, 26 декабря 1995
  • Спешите на «Богему». Ей только сто // Литературная газета, 7 января 1996
  • Шостаковичи меняются, музыка тоже // Коммерсант-Daily, 16 февраля 1996
  • В ожидании театра // Литературная газета, 13 марта 1996
  • Зачем сетует человек живущий? («Плач Иеремии» в «Школе драматического искусства») // Литературная газета, 27 марта 1996
  • Анатолий Васильев ставит на даму пик // Коммерсант-Daily, 10 апреля 1996
  • Три — ещё не юбилей, но цифра счастливая // Литературная газета, 1 мая 1996
  • Гейдельберг — имя музыкальное // Коммерсант-Daily, 26 июня 1996
  • «Пиковая дама» из Веймара // Литературная газета, 3 июля 1996
  • Ею можно любоваться…(«Травиата» в Большом) // Литературная газета, 17 июля 1996
  • У нас сейчас нет авангарда // Музыкальное обозрение, 1996 № 7–8
  • Мавр ликом черен // Литературная газета, 11 декабря 1996
  • Опять самиздат? (о фильме А. Хржановского) // Литературная газета, 22 января 1997
  • Плачи по Эдисону // Литературная газета, 5 февраля 1997
  • …иль перечти «Женитьбу Фигаро» // Литературная газета, 19 февраля 1997
  • Уж не пародия ли это? («Евгений Онегин» в «Геликон-опере») // Литературная газета, 16 апреля 1997
  • Крики и шепоты (новая музыка в московских залах) // Литературная газета, 4 июня 1997
  • Эпоха позднего реабилитанса продолжается «Пиковой дамой» Юрия Любимова // Литературная газета, 18 июня 1997
  • Итальянский сентябрь в российских снегах // Русский телеграф, 30 октября 1997
  • Памяти мастера // Российская музыкальная газета, 1997, ноябрь
  • Но ведь и Глинка был поляком — объяснил нам Кшиштоф Пендерецкий // Литературная газета, 15 октября 1997
  • Авангард как классика, канон как провокация // Русский телеграф, 15 ноября 1997
  • Апельсины грузим бочками // Литературная газета, 26 ноября 1997
  • Имя Таис зазвучало с русским акцентом // Литературная газета, 25 февраля 1998
  • Конец музыкальной эпохи // Коммерсант-Власть, 11 августа 1998
  • Любовь — цыганское отродье // Литературная газета, 26 мая 1999
  • Пошедшие вон (фестиваль музыки русского зарубежья) // Известия, 29 мая 1999
  • Библия в живых картинах // Литературная газета, 9 июня 1999
  • Мою оперу в России не споют (интервью с В. Тарнопольским) // Литературная газета, 1–7 сентября 1999
  • Томилась в клетке красота («Леди Макбет Мценского уезда» в «Геликон-опере» // Общая газета, 10–16 февраля 2000
  • Слушай же, Сальери, мой Requiem… // Общая газета, 16–22 марта 2000
  • Кругом возможно Бах // Общая газета, 29 июня — 5 июля 2000
  • Обручение с Прокофьевым // Общая газета, 5–11 октября 2000
  • Любовь и кровь — чёрно-белый вариант («Джезуальдо» А. Шнитке) // Общая газета, 30 ноября — 6 декабря 2000
  • Туда, туда, на Запад // Общая газета, 11–17 января 2001
  • Собаку Эмму со сцены долой («Летучая мышь» И. Штрауса в театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) // Общая газета, 22–28 февраля 2001
  • Человек человеку — звук // Общая газета, 24–30 мая 2001
  • Игроки Большого // Общая газета, 21–27 июня 2001
  • Ода словарю // Российская музыкальная газета, 2001 № 9  
  • «Игрок» в Большом // Tutti (газета театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), 2001 № 1 (октябрь)
  • «Фальстаф» по-геликоновски // Общая газета, 25–31 октября 2001
  • Игра в «О» (Интервью с Анатолием Васильевым) // Общая газета, 22–28 ноября 2001
  • Страсти от Софии (фестиваль С. Губайдулиной) // Литературная газета, 14–20 ноября 2001
  • Лукавые гейши и дети в капусте // Литературная газета, 29 мая — 4 июня 2002
  • Слепая ласточка... // Литературная газета, 2–8 октября 2002
  • Игорь Стравинский. 1882–2002 // Российский музыкант, декабрь 2002
  • Веник как орудие пролетариата («Золотой петушок» в театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) // Литературная газета, 23 апреля 2003
  • Новатор в роли консерватора («Песни Гурре» в Большом театре) // Газета Большого театра, май 2003
  • В ожидании премьеры (опера В. Мартынова Vita nova) // Tutti (газета театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) 2003, № 7 (24)
  • Собранье пёстрых глав (Анатолий Васильев читает «Евгения Онегина») // Литературная газета, 16–22 июля 2003
  • «Огненный ангел»: от Брюсова к Прокофьеву // Газета Большого театра, март 2004
  • Вагнеровский дебют («Летучий голландец» на сцене Большого) // Российская газета, 30 июня 2004
  • Литургические песнопения Арво Пярта // Российская музыкальная газета, 2005 № 10 
  • А счастье было невозможно… («Евгений Онегин» в Большом театре) // Новая газета, 2006, 11–13 сентября
  • Рояль вывезли из кустов («Фальстаф» и «Поворот винта») // Новая газета, 18–20 декабря 2006
    Доклады на научных конференциях, публичные лекции
  • Пространство и время авангарда // Пространство и время в искусстве. ЛГИТМиК, научно-исследовательский отдел, секция эстетики и социологии искусства. Ленинград, 1–3 октября 1984
  • Идея эксцентризма и музыка // ФЭКС и эксцентризм / ВНИИ киноискусства Госкино СССР; Центральный музей кино; Госфильмофонд СССР. Москва, 5–7 декабря 1989
  • Die Ideen der Avantgarde in der sowjetischen Musik 1960–1980 // Zeitgenössische Musik aus der Sowjetunion. Unversität Duisburg, Fach Musik. 25–26. Februar 1991
  • Русский музыкальный авангард 1920-х — начала 1930-х годов // Русский авангард в контексте европейской культуры. Третьяковская галерея. М., 4–7 января 1993
  • Судьба музыкального мифа в ХХ веке: Стравинский и Штокхаузен // Рихард Вагнер и ХХ век. Санкт-Петербург, 25–28 мая 1993
  • Двойной портрет на фоне поставангарда (Александр Кнайфель — Валентин Сильвестров). Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве // Ретроспектива — перспектива. Россия — Германия: 1945–1995 / Второй международный фестиваль современной музыки «Московский форум». МГК, 9–14 мая 1995
  • Russische Musik heute. Sacro-Art in der heutigen russischen Musik // Seelenlandschaften und geistige Welten. Woche der russischen Kunst und Musik / Sacro-Art. Loccum, 3–9. August 1995
  • Россия на Западе, Запад — в России: к проблеме отечественной новой музыки послевоенного периода // III Международный фестиваль искусств им. А. Д. Сахарова. Научно-теоретическая конференция «Россия и Запад: художественные взаимодействия, влияния, контакты / Н. Новгород, 22–24 сентября 1995
  • Заметки о творческом процессе Стравинского // Музыкально-рукописное наследие: проблемы изучения и хранения / Государственный институт искусствознания, 19–20 февраля 1996
  • Творчество Николая Каретникова и нововенская школа // ХХ век: музыка России и Австрии. Московская консерватория имени П. И. Чайковского — Венская высшая школа музыки / Третий международный фестиваль современной музыки «Московский форум». МГК, 1–6 апреля 1996
  • Igor Strawinsky in Heidelberg // Hommage an Heidelberg; Romantik gestern-heute / Musikwissenschaftliches Seminar der Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg. 4–9. Juni 1996
  • Русская музыка в ситуации выбора // Современная музыка: свобода или ангажированность? Россия — Нидерланды / Русско-голландские музыкальные ассамблеи. Четвёртый международный фестиваль современной музыки «Московский форум». МГК, 8–13 октября 1996
  • Стравинский и ХХ век // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? / Нижегородская консерватория им. Глинки. Н. Новгород, 28 октября — 1 ноября 1996
  • Техника числовых структур в музыке Александра Вустина // Музыкальные приношения / Пятый международный фестиваль современной музыки «Московский форум». МГК, 23–29 апреля 1997
  • О литургических жанрах в творчестве И. Ф. Стравинского // Религия и искусство. М., ГИИ, 19–21 мая 1997
  • Шуберт и Сильвестров // Сучасний музичний космос. Научно-теоретическая конференция, посвященная 60-летию народного артиста Украины, композитора Валентина Сильвестрова / Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского. Киев, 21–22 января 1998
  • Европейская музыка второй половины ХХ столетия: основные тенденции. Дьёрдь Лигети. Карлхайнц Штокхаузен // Лекции в Академии музыки им. Музическу / Кишинев. 14, 15, 16 сентября 1998
  • Авангард как традиция музыки ХХ века // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений / НГК им. Глинки. Н. Новгород, 1–5 ноября 1998
  • Голос авангарда. К проблеме нового вокального письма в музыке конца ХХ века // Традиции и новаторство. Музыка последней трети ХХ века и проблемы её интерпретации / МГК: кафедра истории и теории исполнительского искусства, кафедра композиции. 7–8 декабря 1998
  • Стравинский и Шостакович // К 90-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. ГЦММК им. Глинки, 1996, октябрь
  • Стравинский в зеркале русской зарубежной прессы // Музыкальная культура русского зарубежья. К 100-летию со дня рождения Александра Черепнина / Государственный институт искусствознания. Москва, 18–23 мая 1999
  • Zwischen Emigration und neuer Spiritualität: die neueste russische Musik (der circa zehn letzten Jahre) // Russische Musik im 20. Jahrhundert. Bern, 17–25. September 1999
  • Артур Лурье о творчестве И. Стравинского // Интеллигенция советской эпохи. Труды и судьбы (К 100-летию со дня рождения М. В. Юдиной) / М.: ГЦММК им. М. И. Глинки. 12–14 октября 1999
  • Стравинский в Париже // Россия — Франция: спектры музыкального времени / Седьмой международный фестиваль «Московский форум». 18–24 октября 1999
  • Традиции Klangfarbenmelodie в музыке В. Тарнопольского // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. К 125-летию со дня рождения композитора / МГК, Центр современной музыки. 3–4 ноября 1999
  • Minimal music на русской почве (Russische Akzente in der minimal music) // Minimalismus – zwischen Leere und Exzess / Internationales wissenschaftliches Symposium an der Humboldt-Universität zu Berlin, Institut für Slawistik. Berlin, 11–13. November 1999
  • О новых пределах музыки в ХХ столетии // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., Государственный институт искусствознания. 29–31 мая 2000
  • Avant-garde and Post-Soviet Music // A Russian Easter Weekend in London. International Conference at Goldsmiths College, University of London. 28–29 April 2000
  • Post-Soviet Music between Tradition and Avant-garde // Russian Contemporary Music Festival / The University of Iowa, School of Music, Iowa City, Iowa. September 28 – October 1, 2000
  • Авангард и советская музыка // АСМ: музыка прошлого, настоящего или будущего? / Фестиваль «Московская осень-2000». ВДК, 17 и 19 ноября 2000
  • Стравинский-литератор. «Чужая музыка» в творчестве Стравинского // Лекции в Институте Pro Arte / СПб., 22 и 23 марта 2001
  • О двух редакциях оперы «Игрок» Прокофьева // Прокофьев сегодня. К 110-летию со дня рождения / МГК: кафедра теории музыки, кафедра истории русской музыки. 23 апреля 2001
  • Стравинский и Пикассо // Пикассо и окрестности / Московский музей современного искусства. 21–23 октября 2001
  • Die Rezeption emigrierter Komponisten in der UdSSR // Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930er und 1940er Jahren / Symposion im Dresdner Zentrum für zeigenössische Musik. Dresden, 16–18. November 2001
  • К проблеме синтеза искусств // Полвека после нововенцев: наследие Шёнберга в контексте эпохи / МГК имени П. И. Чайковского, кафедра зарубежной музыки. 23–24 ноября 2001
  • New Russian Music and the Twentieth Century: On the Problem of Russian Avant-garde // Icebreaker: Voices from New Russia / A Festival and International Conference of Contemporary Russian Music. Benaroya Hall, Seattle. February 8–10, 2002
  • Tarnopolsky and Chevengur: Platonov’s Novel as a Paradigm of Post-Soviet Musical Culture // Russian Musical Identity: Past, Present and Future / University of Oxford, 17–18 May 2002
  • Фантом постмодернизма // Циклы в истории, культуре, искусстве. М., Государственный институт искусствознания. 26–28 июня 2002
  • Propheten der russischen Musik // Das klingende Wort der Prophetie. Sacro-Art 2002 / Loccum, 30 August – 1. September 2002
  • Об интерпретации прозы в новой музыке // Конференция в честь 70-летия Ю. Н. Холопова. 27 сентября 2002
  • Новости зарубежной стравинскианы // Стравинский в контексте времени и места. К 120-летию со дня рождения композитора / МГК, 28-29 октября 2002
  • Фантом постмодернизма // Россия: рубежи эпох. МГК, 11–15 ноября 2002
  • Новое вокальное письмо в музыке ХХ века // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки ХХ века. ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. 11–12 ноября 2002
  • Linke Kunst – The Musical LEF: Some Parallels // Moscow and Berlin: Patterns and Politics of Cutural Exchange / Cambridge University, Faculty of Music. 6–7 December 2002
  • Постмодернизм: между элитарным и массовым // Искусство ХХ века: элита и массы. Н. Новгород, 2003, 20–25 октября
  • Творческая эволюция А. Шнитке. Лекция. Братислава, Высшая школа музыки. 2003, 25 ноября
  • Das Wort in den Spätwerken Dmitri Schostakowitschs // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgenössischer Kontext. Dresden Hochschule für Musik Carl Maria von Weber. 29. Oktober bis 1. November 2003. В расширенном виде: Musikwissenschaftliches Seminar der Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg, 3 November 2003
  • О новизне новой музыки // Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания ОИФН РАН. М., Государственный институт искусствознания, 31 мая 2004
  • Поэзия и правда в музыке // Гармония и дисгармония в искусстве. НГК им. Глинки / Н. Новгород, 20–23 октября 2004
  • Музыка Шнитке в контексте времени // Немцы в культуре России / Петрозаводск, 28–30 октября 2004
  • Скрябин в прессе русского зарубежья // Научные чтения, посвященные А. Н. Скрябину (1872–1915) / ГЦММК им. Глинки. 22–25 марта 2005
  • Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом // Искусство ХХ века как искусство интерпретации / НГК (академия) им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 2–4 декабря 2005
  • Das Achte Kapitel von Alexander Knaifel als Versuch einer Deutung des Hohelieds des Königs Salomo // Das Hohelied Liebeslyrik als Kultur(en) erschließendes Medium? / 4. Interdisziplinäres Symposion der Hochschule für Musik und Darstellende Kunst, Frankfurt am Main, 1–4. Februar 2006
  • «Чужое слово» у Прокофьева и Шостаковича // Прокофьев и Шостакович: антитезы и параллели. ГЦММК им. Глинки, 26–28 апреля 2006
  • Утопия национального в русской музыке первой половины ХХ века // Искусство и цивилизационная идентичность / ГИИ, 26–28 июня 2006
  • Mahler-Spuren/Einflüsse in der zeitgenössischen russischen Musik // Gustav Mahler Musikwochen. Toblach, 16–22. Juli 2007
  • «Реквием для Ларисы» Валентина Сильвестрова: опыт интерпретации жанра // Музыкально-историческая наука в новом веке: проблемы, методы, перспективы. Научная конференция в честь профессора М. А. Сапонова / МГК, 31 мая – 2 июня 2006
  • The word in Shostakovich's music: on the evolution of his vocal writing’ // Shostakovich: Centenary Reflections / Cambridge, Fitzwilliam College. 15-17 September 2006
  • Schostakowitschs Symphonik aus sowjetischer Perspektive // Sinfonisches Komponieren in der Zwischenkriegszeit. Theater um Mozart. Internationaler Kongress. Veranstaltet von dem Musikwissenschaftlichen Seminar der Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg und der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. 4–7. Oktober 2006
  • Die Zweite Sinfonie von Schostakowitsch als absolute Musik // Der Komponist als Erzähler. Narration in Dmitri Schostakowitschs Instrumentalmusik. Hannover, Hochschule für Musik und Tanz. 24–26. Oktober 2006
  • Танеев и западноевропейские композиторы-современники // К 150-летию со дня рождения Сергея Ивановича Танеева / МГК имени П. И. Чайковского, кафедра истории русской музыки. 28–30 ноября 2006
  • Strawinsky und die russische Musik des 20. Jahrhunderts // Movimento et Volumina. Symposium aus Anlass der 125. Wiederkehr des Geburtstages von Igor Strawinsky. Universität Salzburg, Fachbereich für Kunst-, Musik- und Tanzwissenschaft. 27 April – 1 Mai 2007
  • Стравинский и симфонии духовых // Fioretti musicali. Конференция в честь Инны Алексеевны Барсовой. МГК, 10–12 сентября 2007
  • Неомифология Карлхайнца Штокхаузена // Музыкальный мир Карлхайнца Штокхаузена. Киев, 9–11 сентября 2008
  • Музыка России на рубеже ХХ–XXI столетий // Музыкальная культура и жизнь: новые реалии. Минск, 19–21 ноября 2008

Дискография

  • Арнольд Шенберг в России. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 2005
  • Валентин Сильвестров. Диалоги и посвящения. Solyd Records. 2006
  • Webern. Complete Songs with Piano. NAXOS. 2007
  • Валентин Сильвестров. «Ступени». Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 2007

Публикации об этом педагоге:

  • Чистякова Марина SACRO-ART'97. Фестиваль в Локкуме (Германия) // Музыкальное обозрение, 1997 № 9. — С. 6  
  • Акопян Левон Стравинский в пейзаже эпохи // Музыкальная академия, 2002 № 2. — С. 155–156
  • Иванова Ирина «Московская осень» сквозь призму исполнительства // Музыкальная академия, 2002 № 2. — С. 10–14
  • Taruskin Richard Where Is Russia’s New Music? Iowa, That’s Where // The New York Times Arts & Leisure, Sunday, November 5, 2000
  • Поспелов Петр Широко закрытые глаза (Концерт «В сторону Шенберга») // Известия, 24 февраля 2001
  • Holm Kerstin. Maschinenklänge der Utopie. Ein Band über die Musik zwischen Emigration und Stalinismus // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 24.12.2004
  • Бирюкова Екатерина Книги по классической музыке: Игорь Стравинский. Хроника. Поэтика // Известия, 21 октября 2005. — С. 46 
  • Сегельман Михаил Стравинский для всех // Музыкальное обозрение, 2005 № 1. — С. 19 
  • Сегельман Михаил Стравинский: поэтика без купюр // Музыкальное обозрение, 2005 № 7–8. — С. 26 
  • Вишневецкий Игорь Стравинский в лесах // Взгляд. Деловая интернет-газета. 26 января 2006
  • Дурново Григорий Дуэт Светланы Савенко и Юрия Полубелова отметил 10-летие // Газета № 103, 8 июня 2007

Контактный e-mail: savenkosi@mail.ru

Концерты


11
СЕН
2013

Панорама Русской музыки: от Стравинского до наших дней

21
ЯНВ
2013

Валентин Сильвестров. К 75-летию со дня рождения

7
ОКТ
2012

Юбилейная коллекция. В честь 150-летия со дня рождения Клода Дебюсси

25
СЕН
2012

Второй фестиваль «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»

5
СЕН
2012

Международный фестиваль «Musicircus Джона Кейджа». «Портрет художника в День Рождения» художественный руководитель - Алексей Любимов

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

все записи »

Записи