Лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство» (2003).
Член Союза московских композиторов (с 1998 г.).
Основатель и художественный руководитель Ансамбля ударных инструментов.
В 1969 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс профессора В. П. Штеймана). Пекарский является инициатором многих уникальных проектов в сфере разных видов искусств. Среди них:
- Фестиваль «В начале был ритм» (1991) в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки с участием всемирно известного исполнителя на якутском хомусе И. Е. Алексеевым в программе «Диалог Востока и Запада», которая была завершена в 2003 г.
- Театральный проект «Сидур — Мистерия» (1992–1994 гг.) при поддержке театральных мастерских Союза театральных деятелей России и Государственного музея Вадима Сидура в Москве, где Марк Пекарский и его ансамбль явились создателями и участниками уникального музыкально-театрального действа (спектакль показан в Москве и Париже)
- Перформанс «Вслушиваясь в Маяковского» (1995) по заказу Союза театральных деятелей России для праздничных торжеств в Риме, посвященных столетию В. В. Маяковского
- В 1998 г. организовал и провёл фестиваль «Opus XX», посвящённый музыке для ударных российских композиторов в Риге (Латвия)
- В 2003 г. Пекарский организовал и провёл международный фестиваль «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве при поддержке Московской консерватории, Министерства культуры России и Института им. И. В. Гёте в Москве. В мае 2006 г. этот же фестиваль проходил уже в третий раз. Шесть концертов и мастер-классы состоялись в Рахманиновском зале консерватории, в Камерном зале Московского международного дома музыки и в Культурном центре «Дом»
- В 2005 и 2006 г. Пекарский организовал трёхдневные фестивали «Музыкальные ландшафты» при поддержке культурного центра «Дом».
- В 2006 г. Пекарский принимал участие в следующих фестивалях: «Джаз в Архангельском» (в содружестве с саксофонистом А. Пищиковым); фестиваль к 75-летию Софии Губайдулиной в г. Патрас (Греция), где с ансамблем ударных инструментов города Патрас он подготовил программу из произведений С. Губайдулиной; фестиваль Фонда Святослава Рихтера в городах Таруса и Калуга (в концертах прозвучали произведения В. Мартынова и С. Губайдулиной).
- К 60-летию композитора В. Мартынова Пекарский подготовил монографический концерт, который состоялся 24 марта в Малом зале консерватории. Были исполнены сюиты «Распорядок дня», «Иерархия разумных ценностей», «Триумф аэробики» и «Обретение абсолютно прекрасного звука» для ансамбля ударных инструментов
- К 140-летию Московской консерватории Пекарский подготовил абонементный цикл «Музыка для ударных инструментов», состоящий из 4 концертных программ: «Дармштадтский сборник», «Посвящение Эдгару Варезу», «Три взгляда на Америку» и «Классика в ансамбле Пекарского». Первые два концерта абонемента с большим успехом прошли 29 сентября и 21 декабря 2006 г. в Рахманиновском зале консерватории. Прозвучали произведения композиторов К. Штокхаузена, А. Пуссера, Д. Кейджа, В. Рима и М. Кагеля, Э. Вареза, А. Жоливе, Г. Кауэлла.
Благодаря многогранной творческой деятельности Пекарского постоянно расширяются возможности исполнительства на ударных инструментах, повышается уровень российского исполнительского искусства.
Педагогическая деятельность:
Пекарский ведёт педагогическую деятельность с 1973 г. В 1973–1990 гг. работал в Музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, в 1993–1996 гг. — в Академии им. Маймонида.
С 1997 г. является преподавателем класса «Ансамбль ударных инструментов» факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, в котором преподает по специально им разработанной эксклюзивной программе и методике преподавания.
С 2003 по 2006 г. преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, для которой также разработал специальную методику преподавания. С 1997 г. преподает также в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных.
Учебные курсы, мастер-классы:
В 1993 г. провёл первый международный мастер-класс «По изучению российского репертуара для ансамбля ударных инструментов» для слушателей из России и Южной Кореи (г. Руза). В 1995 г. — аналогичный мастер-класс в Локкенхаузе (Австрия), в 1996 г. — в Нидерландах. В 1997 г. провёл мастер-классы по изучению творчества С. Губайдулиной для ударных инструментов в Швейцарии (Женева и Цюрих) и в Токио (Япония).
В 1999 г. Пекарский явился разработчиком и исполнителем уникального образовательного проекта, целью которого было ознакомление студентов и педагогов российских консерваторий с репертуаром международных конкурсов по специальности «ударные соло», в рамках которого Пекарский провел семинары и мастер-классы в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Саратове, Казани, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а также Алма-Ате и Таллине. В завершение проекта представители консерваторий посетили семинар «Дни музыки для ударных в Москве», в программе которого были концерты, мастер-классы и лекции выдающихся зарубежных исполнителей на ударных.
В 2000 г. в Риге и Таллине прошли мастер-классы по теме «Перкуссионная классика ХХ века». В 2000 и 2002 гг. — международные мастер-классы в Трстенице (Чехия) по теме «Репертуар для ансамблей ударных инструментов российских композиторов». В 2001 г. Пекарский провёл мастер-классы в Амстердаме по теме «Музыка для ударных инструментов» А. Раскатова, мастер-классы для учащихся и студентов Средней специальной музыкальной школы и Санкт-Петербургской консерватории по теме «Современные техники игры на ударных инструментах», мастер-классы в Минске и Витебске в рамках фестиваля «Славянский базар».
В 2004 г. — мастер-классы для учащихся средних музыкальных школ из малых городов России в рамках проекта артистического общества «Ассамблеи искусств» в Рузе, семинары по изучению ансамблевого репертуара в Тарусе для студентов вузов и среди учеников Пекарского стран СНГ, и мастер-класс в Краснодаре по изучению новинок для ансамбля ударных инструментов и сольной литературы. В 2005 г. совместно с Фондом «Русское исполнительское искусство» Пекарский провёл мастер-классы в Новокузнецке, Междуреченске и Новосибирске на темы «Начальные формы обучения на ударных инструментах» и «Классика для маримбы соло».
В Саратовской государственной консерватории были проведены мастер-классы на тему «Современный конкурсный репертуар» и «Современные техники игры на ударных инструментах». В 2006 г. Пекарский принимал участие в работе Международных летних мастер-классов в Москве для учащихся из Республики Беларусь и Казахстана. С 11 участниками мастер-классов изучался современный российский репертуар для ударных инструментов.
Ученики:
- Aндрей Дойников — лауреат международных конкурсов (Международный конкурс им. Шостаковича в Ганновере (1997), международный юношеский конкурс в Волгограде (1998)). В 2000 г. он стал первым российским ударником, завоевавшим премию на международном конкурсе европейского класса: «4 международный музыкальный конкурс» в Брно (Чехия), — III премия и диплом «За лучшие интерпретации». Стипендиат фонда «Новые имена», фонда Владимира Спивакова, фонда «Русское исполнительское искусство», «Фонда Ростроповича». В 2001 г. был удостоен поощрительного Молодежного гранта независимого фонда «Триумф»
- Максим Маньковский — лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1987), преподаватель класса ударных инструментов в г. Салоники (Греция)
- Александр Суворов — лауреат Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (1988), солист Российского национального оркестра
- Михаил Дунаев — лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1988), солист оркестра Государственного академического Большого театра
- Андрей Винницкий — лауреат международного юношеского конкурса в Волгограде (1998), дипломант Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (2001), солист ансамбля Студия новой музыки Московской консерватории
- Сергей Ветров — автор методических работ по детскому музыкальному воспитанию, артист оркестра Государственного академического Большого театра
- Владимир Журкин — солист Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема (биг-бенд)
- Дмитрий Королёв — солист оркестра «Русская филармония»
- Сергей Амплеев – солист оркестра Ассоциации современной музыки Московского союза композиторов
- Дмитрий Лазарев – солист Московского симфонического оркестра п/у Павла Когана
- Евгений Рябой – солист Симфонического оркестра кинематографии
Участие в жюри конкурсов:
Член жюри международных конкурсов (в том числе I, V и VII телевизионных юношеских конкурсов «Щелкунчик» (1999, 2004, 2006), ARD в Мюнхене (1997), IV Международного музыкального конкурса в Брно (Чехия, 1999), конкурса молодых композиторов им. П. И. Юргенсона (Москва, 2004 и 2005), открытого Всероссийского фестиваля-конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Cибитские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск, 2005).
Концертная деятельность. Основной репертуар:
Пекарский ведёт активную концертную деятельность более 50 лет. С 1965 по 1990 г. — солист Ансамбля старинной музыки «Мадригал» Московской государственной академической филармонии, в составе которого гастролировал во всех основных филармонических центрах бывшего СССР, а также в Италии, Польше, Франции, Германии, Чехии, Югославии и других странах.
В 1976 г. организовал первый в нашей стране и до сегодняшнего дня единственный постоянно концертирующий Ансамбль ударных инструментов. Ансамбль обладает эксклюзивным репертуаром (около 200 сочинений), созданным российскими и зарубежными композиторами специально для него.
В 1990–1992 гг. Ансамбль являлся штатным коллективом Всесоюзного гастрольного концертного объединения «Союзконцерт» Министерства культуры СССР. После выступления в Западном Берлине (1986) пресса назвала Ансамбль Марка Пекарского «Восточным конкурентом» знаменитого ансамбля «Percussion de Strasbour» и «катализатором творчества советских композиторов». Пекарскому посвятили свои сочинения более 30 отечественных и зарубежных композиторов (В. П. Артёмов, А. К. Вустин, М. К. Гагнидзе, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, В. А. Екимовский, Н. С. Корндорф, Р. С. Леденёв, В. И. Мартынов, А. Г. Шнитке и другие).
Пекарский в качестве солиста-перкуссиониста и руководителя Ансамбля ударных инструментов выступает с концертами во многих городах России и принимает участие в таких музыкальных фестивалях, как «Московская осень», «Русская зима», «Декабрьские вечера», «Альтернатива», «Музыкальный Олимп», «Берлинское биеннале», «Варшавская осень», «Вена-Модерн», «Хельсинский фестиваль», им. С. Рихтера в Тарусе, фестивали, посвященные современной русской музыке в Лондоне, Париже, Мюнхене, Франкфурте, Турине, Цюрихе, Антверпене, Риге, Таллине, Токио; в Голландии и Бельгии.
Ансамбль Пекарского — участник множества крупнейших церемоний (открытие: художественных выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника на Крымском валу и других; международных кинофестивалей в Москве и Сочи; спортивных соревнований, в т. ч. Чемпионата по дзюдо в Санкт-Петербурге, а также — вручение премий «Золотая маска», «Золотой орёл», «Хрустальная Турандот». В качестве солиста с оркестром (Концерты для ударных с оркестром) работал с Дрезденским, Хельсинским, Туринским, Санкт-Петербургским, Минским, Уральским, Новосибирским, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского и многими другими симфоническими оркестрами под руководством таких дирижёров, как Г. Рождественский, В. Федосеев и др. В составе камерных ансамблей выступал с такими музыкантами как Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, О. Каган, А. Волконский, А. Любимов, В. Спиваков, Г. Жислин, О. Крыса, Г. Кремер, Л. Давыдова, К. Георгиан и др.
Гастрольно-концертная деятельность
- 11 января. Большой зал Московской консерватории. Участие в программе «Хоровые вечера Бориса Тевлина»
- 22 января. Рахманиновский зал Московской консерватории. В программе музыка Дж. Кейджа для ударных
- 2 февраля. Музей-квартира Всеволода Мейерхольда. Перформанс памяти В. Мейерхольда и К. Малевича
- Участие в концерте, посвященном 145-летию М. М. Ипполитова-Иванова
- 9 марта. Московский международный дом музыки, Большой зал. «Путешествие в страну барабанов» Концерт для детей Ансамбля ударных инструментов Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Руководитель М. Пекарский
- 1 мая. Московский международный дом музыки, Камерный зал. «Ностальгия по Советам». В программе музыка для ударных Д. Шостаковича, Н. Рославца, Т. Мюллера-Медека, В. Мартынова и М. Пекарского
- 9 июня. Участие в концерте лауреатов Фонда «Русское исполнительское искусство»
- 27 июня. Малый зал Московской консерватории. В программе: «Пять пьес и канон» для ударных и фортепиано, «Армения» для камерного ансамбля Л. Гофмана
- 22 июля. Тринадцатый музыкальный фестиваль им. Рихтера в Тарусе. В программе: музыка А. Шнитке, А. Раскатов, В. Мартынов, ренессансные танцы для клавишных и ударных
2005
- 5 января. Московский международный дом музыки, Камерный зал. Абонемент «Дети детям». В программе: транскрипции М. Пекарского для ансамбля ударных инструментов. Исп. Ансамбль ЦМШ, руководитель М. Пекарский
- 15 января. В программе Соната № 7 для виолончели (транскрипция для маримбы и ансамбля ударных М. Пекарского). Дирижер М. Пекарский
- 15 января. Малый зал Московской консерватории. Музыка для органа и ударных. В программе: произведения С. Губайдулиной, А. Шнитке, Ю. Тихоновой, Э. Аммербаха, П. Аттеньяна и Т. Сусато
- 15 апреля. XIX Международный фестивали им. Н. Рославца и Н. Габо в Брянске. В программе: произведения Д. Джулиано для магнитофонной пленки и ударных
- 14 августа. Двенадцатый музыкальный фестиваль им. Рихтера в Тарусе. Вечер музыки для ударных. В программе: «Вертящиеся дервиши» Терри Райли для клавишных и ударных
- 16 сентября. Открытие Фестиваля к 60-летию А. Б. Любимова. В программе музыка Ч. Айвза и Д. Кейджа
- 7 ноября. Московский международный дом музыки, Театральный зал. «Танца клавишей под барабаны». В программе: ренессансные танцы для клавишных и ударных, Терри Райли «Танцующие дервиши»
- 20 ноября. V Московский международный музыкальный фестиваль «Посвящение Олегу Кагану». В программе: «Карнавал животных» К. Сен-Санса и «Бал-маскарад» Ф. Пуленка. Дирижер М. Пекарский
- 20 декабря. Концертный зал им. П. И. Чайковского. Фестиваль «Русская зима». В программе: «Такыр» Д. Янова-Яновского для ударных и камерного оркестра
- 26 декабря. Рахманиновский зал Московской консерватории. В программе музыка для ударных Д. Шостаковича, М. Хорьковой и Д. Кейджа. Музыка для камерного ансамбля К. Сен-Санса
2004
- 30 марта. Культурный центр «Дом». В программе: музыка В. Мартынова
- 9 апреля. XVIII Международный фестивали им. Н. Рославца и Н. Габо в Брянске. «Барабанная молодость папаши Кейджа». В программе: музыка для ударных Д. Кейджа, А. Хованесса, Г. Коуэлла и Л. Харрисона
- 12 апреля. Рахманиновский зал Московской консерватории. «Барабанная молодость папаши Кейджа». В программе музыка для ударных Д. Кейджа, А. Хованесса, Г. Коуэлла и Л. Харрисона
- 29 июля. Таллинский фестиваль храмовой музыки Церковь Нигулисте. «Храм огня барабанов». В программе: «Танцующие дервиши» Терри Райли для клавишных и ударных, Кантата для хора, ударных и тромбонов Петера Вяхи
- 15 октября. В программе: «Музыка для альта и ударных» Т. Мансуряна
- 7 ноября. Международный музыкальный фестиваль «Московская осень». Концертный зал Московского дома композиторов. В программе: «Пение птиц» Э. Денисова для магнитофонной пленки и ударных (версия М. Пекарского)
- 24 ноября. В программе: Музыка для электронных и ударных инструментов Т. Михеевой
2003
- 2 апреля. Малый зал Санкт-Петербургской филармонии. В программе «Rrrrr…» М. Кагеля, «Перед закатом» для вибрафона и альтовой флейты Э. Денисова, «Lied». «Gebide und Wandschirm» для ударных и альта Т. Мансуряна, Соната для виолончели и ударных В. Суслина
- 29 июня. Международный семинар по проблемам исполнения современной музыки на ударных инструментах в современной музыке в Трстенице (Чехия). В программе: «Вечернее размышление» В. Артёмова, «Медитация» В. Мартынова, «Слышишь ли ты нас, Луиджи?…» С. Губайдулиной
- 7 июля. Олег Каган музик фест в Кройте (ФРГ). В программе: Квартет до мажор для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана Б. Мартину
- 13 июля. В программе: Соната для виолончели и ударных В. Суслина
- 10 сентября. Большой зал Московской консерватории. В программе: «Распорядок дня» В. Мартынова
- 30 ноября. Рахманиновский зал Московской консерватории. III Московский международный музыкальный фестиваль «Посвящение Олегу Кагану». В программе: «Серенада» для кларнета, фортепиано, скрипки, контрабаса и ударных А. Шнитке
- 26 декабря. «26-я годовщина первого выступления Ансамбля ударных М. Пекарского». В программе: музыка для ударных А. Раскатова, В. Мартынова, Д. Кейджа, В. Екимовского и Д. Смирнова
- Ноябрь. Концертный зал Московского дома композиторов. Международный фестиваль «Московская осень»
2002
- 1-13 января. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. Серия концертов в рамках Выставки экзотических ударных инструментов из коллекции М. Пекарского. В программе: музыка эпохи Возрождения и современных композиторов
- 1 марта. Культурный центр «Дом». В программе: аудио-визуальный перформанс Т. Юдо (Нидерланды) и С. Загния
- 10 марта. Санкт-Петербургский Дом композиторов. В программе: «Agnus Dei» А. Кнайфеля
- 25 марта. Большой зал Краснодарского Института искусств. В программе «Balletto» для дирижера и ансамбля музыкантов В. Екимовского и «Медитация» В. Мартынова
- 14 апреля. Большой зал Петрозаводской консерватории
- 29 апреля. Большой зал Таллинской филармонии В программе: Концерт для ударных и симфонического оркестра Р. Кангро и Концерт для ударных, саксофона и фортепиано Л. Сумера
- 26 мая. В программе: «Cantus» А. Кнайфеля
- 2 июня. Санкт-Петербург. Екатерининский дворец. В программе: «Balletto» для дирижера и ансамбля музыкантов В. Екимовского
- 1 июля. Международный семинар по проблемам исполнения современной музыки на ударных инструментах в современной музыке в Трстенице (Чехия). В программе: «Свет с Востока» Тимура Тлеухана
- 22 октября. Большой зал Казанской консерватории. Международный фестиваль музыки Софии Губайдулиной. В программе: «Detto II» для органа и ударных, «Музыка для клавесина и ударных из коллекции Марка Пекарского», «Шум и тишина» для клавишных и ударных, «В начале был ритм» и «Юбиляция» С. Губайдулиной и «Ave Marcus» для ударных В. Суслина
- 26 октября. Малый зал Московской консерватории. В программе: «В начале был ритм», «Юбиляция» и «В ожидании» С. Губайдулиной
- 29 октября. Детский музыкальный театр им. Наталии Сац. В программе: «Висельные песни» для меццо сопрано, контрабаса и ударных
- Ноябрь. Концертный зал Московского дома композиторов. Международный фестиваль «Московская осень»
2001
Репертуар
- Ч. Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»
- Э. Айрапетян. Сюита для флейты и ударных
- Э. Аммербах. Сюита ренессансных танцев (переложение для органа и ударных М. Пекарского)
- Ю. Аратюнян. Строки из псалмов Давида для ударных и чтеца
- В. Артёмов. «Тотем» соната для шести исполнителей, «Соната размышлений» для ударных, «Заклинания» для сопрано и ударных, «Ave atcve vale» для ударных соло (посвящены М. Пекарскому)
- П. Аттеньян. Сюита ренессансных танцев (переложение для органа и ударных М. Пекарского)
- Б. Барток. Соната для двух фортепиано и ударных, 4 пьесы из «Микрокосмоса»
- Л. Боккерини. Соната № 7 си-бемоль мажор для виолончели (Транскрипция для маримбы и ансамбля ударных М. Пекарского)
- Э. Варез. Ионизация для 13 исполнителей
- А. Волконский. «Реплика» для ансамбля
- А. Вустин. «Киномузыка» для ударных с оркестром, «Perpetuum mobile» для ударных, «Alone» для вибрафона соло, «День рождения Марка Пекарского», «Действо от Луиджи» для ансамбля ударных (посвящены М. Пекарскому). «Музыка для ангела» для саксофона, виолончели и ударных; «Досуги Козьмы Пруткова» для баритона и ансамбля ударных; «Мемория 2» для ударных, клавишных и струнных; «Посвящение Бетховену» для ударных и симфонического оркестра; «Agnus Dei» для хора, ударных и органа
- П. Вяхи. Кантата для хора, ударных и тромбонов
- М. Гагнидзе. «С днём рождения» для ударных, «Форс-мажор» (посвящены М. Пекарскому). «Музыка для всех № 2» для трубы, виолончели и ударных
- Ф. Гласс. 1+1 для одного исполнителя и усилителя
- Л. Гофман. Пять маленьких пьес и канон для фортепиано и ударных
- А. Гринберг. Музыка для одного друга для ударных соло
- С. Губайдулина. «Час души» для солирующих ударных, меццо-сопрано и большого симфонического оркестра, Соната для ударных соло (вариант для 2-х ударников), Музыка для клавесина и ударных из коллекции Марка Пекарского, «Шум и тишина» для клавишных и ударных, «Юбиляция» для четырех ударников, «В начале был ритм» для семи ударников, «Слышишь ли ты нас, Луиджи…», «Чёт и нечёт» для ударных и клавишных (посвящены М. Пекарскому). Пять пьес для арфы, контрабаса и ударных, «Мистериозо» для семи ударников, «Detto I» для органа и ударных, «В ожидании» для квартета саксофонов и ударных; «Висельные песни» для меццо сопрано, контрабаса и ударных
- Э. Денисов. Три пьесы для клавесина и ударных, «Черные облака» для вибрафона соло, «Возникновения и исчезновения» для двух ударников, «Лучи звезд в искривленном пространстве» для трех ударников, «Пароход плывет мимо пристани» музыка для шумового оркестра, «Перед закатом» для альтовой флейты и вибрафона (посвящены М. Пекарскому); Концерт для флейты, гобоя, фортепиано и ударных; Ода для кларнета, фортепиано и ударных; «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных; «Силуэты» для флейты, двух фортепиано и ударных; Кончерто пикколо для 4-х саксофонов и ударных; Концерт для вибрафона, клавесина и струнных; «Рождение ритма» для ансамбля ударных; «Пение птиц» для магнитофонной ленты и любых инструментов
- Т. Джонсон. Tilework для ударных соло, Автоматическая музыка для шести ударников
- Д. Джулиано. «2 Пьесы для магнитофонной пленки и ударных»
- Г. Дмитриев. «Перкуссионата» для ударных соло; «Стенька Разин». Кантата для меццо-сопрано, баритона и ансамбля ударных
- А. Дойников. «Вступление» для ансамбля ударных и синтезатора
- В. Екимовский. «Balletto» для дирижера и ансамбля музыкантов, «Успение» для ударных, «Исчезая», «27 разрушений» для ударных (посвящены М. Пекарскому)
- А. Жоливе. Церемониал памяти Эдгара Вареза для ансамбля ударных, Концертная сюита для флейты и ударных
- М. Кагель. Rrrrrr… Шесть перкуссионных дуэтов
- Д. Кейдж. One 4 для ударных соло, Дитя дерева для ударных соло, 27’ 10.554’’ для ударных соло, 1 конструкция (в металле) для секстета ударных с ассистентом, 2 конструкция для ударных и приготовленного фортепиано, 3 конструкция для ударных, Credo in US для фортепиано, радиоприемника и ударных, Amores для приготовленного фортепиано и ударных, «Трио» для ударных, «История» для ударников-актеров, «4’33”» для любого количества исполнителей, Квартет для 12 том-томов, Трио для ударных, Вымышленный ландшафт № 4
- Д. Кейдж – Л. Харрисон. «Двойная музыка» для квартета ударных
- Р. Кангро. Концерт для ударных и симфонического оркестра (посвящено М. Пекарскому)
- Ф. Караев. «Эстафета» для солиста-ударника и 4-х маримб
- Р. Клеменчич. Экстазы. Семь миниатюр для шести ударников (посвящено М. Пекарскому)
- А. Кнайфель. «A prima vista» для ударных; «Solaris» для ударных соло; «Agnus Dei» для саксофонов, клавишных, контрабаса и ударных; «Лестница Иакова» для ударных и детского голоса; «Cantus» для фортепиано и ударных
- Д. Копырин. Тихая музыка для дерева для маримбы соло
- В. Копытько. «Каприччио» для баритона и ударных
- Н. Корндорф. «Калимба, кротали, там-там» для ударных; «Танец Марка Пекарского в металле в честь Джона Кейджа» (посвящены М. Пекарскому); «Движения» для ансамбля ударных
- Дж. Крамб. Музыка для летнего вечера для двух фортепиано и ударных
- Д. Ланг. «Хор наковален» для мультиперкуссии
- Р. Леденёв. «Вечерний звон» для ударных (посвящено М. Пекарскому)
- Ли Юнг. Восточный ветер для ансамбля ударных (посвящено М. Пекарскому)
- Х. Лойола. Musica viva для ударных
- О. Магиденко. Пульс-вариации для ударных, Шаманство для органа и ударных, Африканские песни для баса и ударных (посвящены М. Пекарскому)
- Дж. Макбёрни. «Что оком зримо». Мотет для шести ударников (посвящено М. Пекарскому)
- Т. Мансурян. Силуэт птицы № 1 для клавесина и ударных, Силуэт птицы № 2 для клавесина и ударных (посвящены М. Пекарскому); Дуэт для альта и ударных
- Т. Мансурян. «Песня» для ударных и альта; «Gebide und Wandschirm» для ударных и альта
- Б. Мартину. Квартет до мажор для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана
- В. Мартынов.«Pekarsky Percussion Book» («Распорядок дня» для ударных; «Иерархия разумных ценностей» для ударных; «Триумф аэробики» для ударных); Обретение абсолютно прекрасного звука»; «Предметы и фигуры» для скрипки, чтеца и ударных; «Разговор об отсутствии поэзии и музыки», «Медитация» для ударных соло (посвящены М. Пекарскому)
- Т. Михеева. «Музыка для электронных и ударных инструментов»
- Т. Мюллер-Медек. «Декрет о мире» для чтеца и ударных
- В. Николаев. И-узор для ударных и синтезатора
- Л. Ноно. Con Luigi Dallapiccola для ударных, синтезатора и усилителей
- С. Павленко. Ре-Маркус для ансамбля ударных, Триверсия для ударных и камерного ансамбля (посвящены М. Пекарскому); Лара. Композиция для кларнета пикколо и ансамбля ударных, Ретроспекция для ударных
- Е. Подгайц. Сонет для ударных, синтезатора и фортепиано
- С. Прокофьев. «Тревога». Сцена из музыки к спектаклю «Египетские ночи»
- Ф. Пуленк. «Бал-маскарад». Кантата для голоса и ансамбля
- Т. Райли. «Танцующие дервиши» для клавишных и ударных
- С. Райх. Пьеса для пяти кусков дерева, Clapping music для двух исполнителей, «Пьеса для кусков дерева» для пяти исполнителей на ударных
- А. Раскатов. Приглашение к концерту в 9-ти явлениях для ударных соло и ассистентов, Воспоминание об «Альпийской розе» для ударных и магнитной пленки, Гра-ка-ха-та для тенора, скрипки и ударных, Иллюзион для куики и ударных, Комментарий к сновидению для ударных соло и симфонического оркестра, Гриль-музыка для ударных (посвящены М. Пекарскому); Мистерия-бревис для фортепиано и ударных, …A la recherché du son perdu… для ударных соло и магнитофонной пленки
- А. Рольдан. Ритмики № 5, 6 для ударных
- Н. Рославец. Три песни для голоса и ансамбля ударных (Стучите в инструментовке А. Раскатова; Барабан и Марш советской рабоче-крестьянской милиции в инструментовке М. Пекарского), «Попурри на темы массовых советских песен» для ксилофона и фортепиано
- Д. Сайдоминова. Познай сначала себя для фортепиано и ударных
- К. Сен-Санс. «Карнавал животных». Сюита для ансамбля
- В. Сильвестров. Проекции на клавесин, вибрафон и колокола, Мистерия для альтовой флейты и шести групп ударных
- Д. Смирнов. Трио-сакрум, Три кварка для короля Марка (посвящены М. Пекарскому)
- И. Соколов. С 10 по 30 сентября 1988 года, Что наша игра? – Жизнь…; Маленькая гармоническая космограмма; Игра без начала и конца; Сопровождение к кинофильму, Ка (24 прелюдии), Экспресс-интервью, Марко-космос (посвящены М. Пекарскому)
- Л. Сумера. Концерт для ударных, саксофона и фортепиано
- Т. Сусато. Сюита ренессансных танцев (переложение для органа и ударных М. Пекарского)
- В. Суслин. Аве Маркус для ударных соло, Террариум для ударных (посвящены М. Пекарскому); Белый траур для флейты, гитары, виолончели и ударных, Соната для виолончели и ударных
- В. Тарнопольский. Квартет для смычков (посвящено М. Пекарскому)
- Ю. Тихонова. «Пьеса» для органа и ударных
- Т. Тлеухан. Идиосс для ударных, Свет с востока (посвящены М. Пекарскому)
- П. Турсунов. Поговорим на фарси
- К. Уманский. Остров Валаам для органа и ударных, Сюита для фортепиано и ударных, Приближение для 4 тромбонов и ударных, Песочные часы для маримбы соло (посвящены М. Пекарскому)
- М. Фелдман. Король Дании для ударных соло
- Е. Фирсова. Таинство для органа и ударных (посвящено М. Пекарскому)
- Л. Харрисон. Концерт для скрипки и оркестра ударных
- А. Хованесс. Горящий дом. Увертюра для флейты и ударных; Сад чудес для кларнета, арфы и ударных; Секстет для скрипки и 5 ударников; Танец черноволосой горной бури для воздушных ударных; Вакханалия для ударных; Октябрьская гора для секстета ударных
- М. Хорькова. «440 hz». Сюита в 5-ти частях для ансамбля ударных
- Цзо Чженьгуань. Осенняя луна в ханьском дворце для скрипки виолончели и ударных; Пять движущих начал для ударных (посвящены М. Пекарскому)
- К. Чавес. Токката для ударных инструментов
- Л. Шари. Игра камешков в кувшине для 1, 2, 3 или 4 исполнителей
- А. Шнитке. «Три сцены» для голоса и вибрафона (посвящено М. Пекарскому); «Жизнеописание» для солиста-ударника, ансамбля ударных, фортепиано и 4-х метрономов; Квартет для ударных; Серенада для скрипки, кларнета, фортепиано, контрабаса и ударных; «Кантус перпетуус» для клавишных и ударных, «Cantus» для органа и ударных
- Д. Шостакович. Антракт из оперы «Нос» для ансамбля ударных
- К. Штокхаузен. Кройцшпиль для ансамбля
- В. Шуть. Притча для солиста и ансамбля ударных; …это долгий сон…; Eternal rest; Сувенир (посвящены М. Пекарскому)
- А. Щетинский. Криптограмма для вибрафона соло; Звук для звука (посвящены М. Пекарскому); Свет лика твоего, Соната для ударных и фортепиано
- Х. Эбенхё. Концерт для двух групп ударных и симфонического оркестра, соч. 39
- И. Юсупова. Последнее путешествие звука для виолончели и ударных
- Д. Янов-Яновский. Чанг-музыка для чанга соло, Хайку для ударных соло, Такыр для 6-ти ударников и камерного оркестра; Ад-витам для меццо-сопрано и ударных
Сочинения:
- «Сигналы битвы». Сюита для труб, литавр и барабанов для 12 исполнителей: 3 трубы (3 исполнителя), литавры (один исполнитель), 6 французских барабанов (6 исполнителей), 9 военных барабанов (9 исполнителей). 12’
- «Антигона». Балет в двух действиях. Композиция М. Пекарского (в композицию вошли произведения С. Прокофьева, Дж. Кейджа, В. Мартынова, В. Артёмова, М. Пекарского)
- «Танго» для 6-ти исполнителей. 5’ (маримба, ксилофон, вибрафон, глоккеншпиль, оркестровые колокола, драм-сэт (педальный и малый барабаны, хай-хет), пластинчатый колокол (ре-диез), литавры, 2 вибра-слэпа, 2 фрусты, 2 рото-тома, цуг- флейта, «утка», «соловей», «муха» 2 детских дудочки, большой барабан, там-там)
- «Марш № 1» для 6-ти исполнителей. 7’ (3 там-тама, 2 подвесных тарелки, литавры, басовый том-том, большой барабан, малый барабан)
- «Марш № 2» для 6-ти исполнителей. 5’ (см. состав «Марша № 1»)
- «Импровизация» для 1-го исполнителя. 4’ (5 пластинчатых колоколов (A малой октавы, Dis первой октавы, E, Ais, H))
- «Вокруг стола» для 6-ти исполнителей (или больше). 4’ (басовый том-том, чокальо, 2 темпельблока, любое количество мелких ударных инструментов, свистелочек, дудочек, разложенных на круглом столе, вокруг которого свободно движутся не менее 4-х исполнителей, импровизируя на этих инструментах)
- «Палки» для 2-х групп исполнителей. 8’ (по 2 палки – длинная и короткая – у каждого исполнителя)
- «Кулачный бой» для 6-ти исполнителей. 6’ (6 том-томов разных размеров)
Транскрипции:
- С. Прокофьев — М. Пекарский — «Джульетта барышня» для 6 исполнителей 6’ (маримба, ксилофон, вибрафон, глоккеншпиль, оркестровые колокола, литавры, большой барабан с тарелками, малый барабан, 2 цуг-флейты, пост-хорн, «утка»)
Пекарский — автор транскрипций сочинений Л. Боккерини (для виолончели и ансамбля ударных), Ф. Шуберта (для фортепиано и ансамбля ударных), С. Прокофьева (для ансамбля ударных), транскрипций для вибрафона; аннотации к CD «Старинные инструменты» («Мелодия», 1974).
Научные труды. Издания. Публикации:
Книги
- Назад к Волконскому вперед. М., Композитор. 2005
- Нотация мультиперкуссии. «Композитор», 2006
- Популярная история ударных инструментов (готовится к публикации в издательстве «Музыка»)
Статьи
- Московская осень. За? против? воздержавшиеся? 1994, № 2
- Правдивая история, рассказанная Марком Пекарским о том, как он познакомился с Луиджи Ноно, как тот вознамерился его одарить, как Пекарский скрывался, как его изловили и одарили, – и всё это с разглагольствованиями о музыке, о еде (и иже с ней), о композиторах, о погоде и, конечно, о себе. 1996, № 1
- Из коллекции Марка Пекарского. 2002, № 3
- Кройттова элегия. 2002, № 4
- Умные разговоры с умным человеком. 2002, №№ 1, 3, 4; 2003, № 1
Журнал «Музыкальная жизнь» - Моя коллекция. 1972, № 21 (359)
- Биография и география барабана. 1973, № 9 (371)
- Путешествие в страну барабанов. 1975, № 19 (429)
- Из глубины веков в век космический. 1980, № 19 (559)
- Марк Пекарский: я полон оптимизма 1982, № 16 (594)
- Приношение прекрасной даме, приятной во всех отношениях. 2001, № 10 (989)
- Поклонение пилигрима Пекарского горе Сент-Виктуар. 2002, № 8 (999)
- Повесть о том, как помирился Владимир Иванович с Марком Ильичом. 2002, № 10 (1001)
- Сюита зеркал (стриптиз души). 2003, № 2 (1005)
- Признание в любви («Подъезжая под Ижоры»). 2003, № 5 (1008)
- Открытие. 2004, № 9 (1024)
«Российская музыкальная газета» - Задушевный тарусский простор. 2002, № 9
- Стихи по случаю юбилея издательства «Композитор». 2002, № 12
- Признание. 2006, № 4-5
Журнал «Музыкальные инструменты» - Об ансамбле ударных инструментов. 2004, весна
- Старик ксилофон. 2004, лето; 2004, осень
- Кушать подано (заметки о мультиперкуссии). 2005, зима
- Диалоги о литаврах. 2005, весна
- Джеймс Блейдс об ударных инструментах. 2005, лето
- Ритм – это состояние нашего существования. Интервью с Марком Пекарским. 2005, осень
- Советы ударника-диетолога. 2006, весна
- Барабаны в Америках. Джозеф Ховард. 2006, лето
Прочие издания - «История солдата» И. Стравинского. Некоторые вопросы исполнительской нотации для ударных инструментов // Музыкальное исполнительство. Вып. 10. М., Музыка. 1979
- Ударные инструменты // Музыка и ты. М., Музыка. 1988
- Старинные инструменты (аннотация к диску «Старинные инструменты» М. фирма «Мелодия» М 10 № 36157-58)
- Крестный отец // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М., 1999
Журнал «Музыкальная академия»
Автор, редактор и составитель изданий нотных сборников:
- «Ансамбли ударных инструментов» (составление, редакция и композиторское авторство). М., Музыка. 1979
- «Музыка для ударных инструментов». Вып. 1. (составление и редакция). М., Советский композитор, 1983
- Б. Барток. 5 пьес из цикла «Микрокосмос» (аранжировки) // Произведения для ансамблей ударных инструментов. М., Музыка. 1981
- «Ансамбли для ударных инструментов. Хрестоматия». Вып. 1. (вступительная статья, составление, аранжировки и редакция) М., Советский композитор. 1988
- Транскрипции Марка Пекарского для вибрафона. М., «Композитор». 2006
Дискография:
- «Ритмо». Музыка для ударных. Ансамбль ударных Марка Пекарского. «Мелодия» С 10 28481 006
- Международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень». Х. Куленти. «Ride». Ансамбль ударных Марка Пекарского. «Polskie nagrania Muza» SX 2741 A
- «III International Music Festival». С. Губайдулина «Час души» для солирующих ударных, меццо сопрано и оркестра. М. Пекарский, Л. Мкртчан и Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. «Col legno» 0647 290
- «На концертах III Международного музыкального фестиваля». Х. Эбенхё. Концерт для двух групп ударных и оркестра. М. Пекарский, Д. Лазарев и Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР. Дирижер Г. Ринкявичюс. «Мелодия» А 10 00491 009
- «Тысяча лет музыки». Танцы эпохи Возрождения. А. Волконский и М. Пекарский. «Мелодия» СМ 03329-30
- «Артёмов. Заклинания». В. Артёмов «Тотем», «Соната размышлений», «Заклинания», «Ave atque vale». М. Пекарский, Л. Давыдова, Ансамбль Марка Пекарского. «Мелодия» SUCD 10-00243
- «Гимны внезапных дуновений». В. Артёмов «Соната размышлений» в 4-х частях. М. Пекарский и Ансамбль ударных Марка Пекарского. «Русский диск» R10 00131
- «Пробуждение». В. Артёмов «Заклинания» в 4-х частях, «Тотем». Ансамбль ударных Марка Пекарского и Л. Давыдова. «Мелодия» С10 18981 000
- «Вячеслав Артёмов. Симфонии элегий». Ансамбль ударных Марка Пекарского, Т. Гринденко, О. Крыса и Литовский камерный оркестр. Дирижер С. Сондецкис. «Мелодия» SUCD 10 00078
- «Astreja». Импровизации. Группа «Астрея», партия ударных М. Пекарский. «EVA» WWCX 2044
- «Astreja – Music from Davos». Группа «Астрея», партия ударных М. Пекарский. «c & p Leo Records» CD LR 181
- «Цзо Чженьгуань. Камерные произведения». «У Син» («Пять движущих начал», «Осенняя луна в Ханьском дворце». М. Пекарский, Ансамбль Марка Пекарского, Т. Гринденко. «Грамзапись» ACEA 001
- «Рузанна и Карина Лисициан». И. Манукян «Камерная кантата». Партия ударных М. Пекарский. «Мелодия» С10 24937 007
- «Пробуждение. Валентина Пономарева». В. Пономарева – Марк Пекарский «Полнолуние». Партия ударных М. Пекарский. «Мелодия» С60 28293 005
- «Михаил Фейгин. Только одна дорога». Партия ударных М. Пекарский. «Мелодия» С60 29331 002
- «Владимир Малинин». В. Кобекин «Двойные вариации для скрипки и подвешенной тарелки». В. Малинин и М. Пекапский. «Мелодия» С10-18173-74
- «Музыка для двух фортепиано». Б. Барток «Соната для двух ф-но и ударных. Е. Сорокина. А. Бахчиев, М. Аршинов и М. Пекарский. «Мелодия» С10-14007-8
- «Фортепианная музыка ХХ века». Ч. Айвз «Соната на трех листах для ф-но и колокольчиков» А. Любимов и М. Пекарский. «Мелодия» С10-06869-70
- «Percussion in Russia. Meditation». В. Мартынов «Распорядок дня», В. Артёмов «Соната размышлений». Ансамбль ударных Марка Пекарского. «Kostisyn fnd Dubrovitsky». CDK 3 1002
- «Gidon Kremer. Homage a Piazzolla». А. Пьяццолла «Танго». Партия ударных М. Пекарский. «Nonesuch» 7559-79407-2
- «Елена Сорокина и Александр Бахчиев». Б. Барток «Соната для двух ф-но и ударных. Е. Сорокина, А. Бахчиев, М. Аршинов и М. Пекарский. «Vista Vera» VVCD-00050
- «Akexander Raskatov». А. Раскатов «Commentary on a vision» для ударных соло и оркестра. М. Пекарский и Симфонический оркестр «С. Рахманинов». Дирижер В. Понькин. «Wergo» WER 6628 2
- «Viktor Suslin». В. Суслин «Le duil blanc» Партия ударных М. Пекарский. «Olimpia» OSD 678
- «Voices of Frozen Land». А. Раскатов «A la recherché du son perdu» для ударных соло и магнитной пленки. М. Пекарский. «NBECD008»
- «Alexander Vustin». А. Вустин «Мемория 2», «Посвящение Бетховену», «Agnus Dei». Ансамбль Марка Пекарского, Moscow Classical Orchestra. Дирижер Ю. Николаевский. «Thorofon» CTH 2486
- «CINEMA. Fridrich Lips». В. Кобекин «Праздник для двоих». Ф. Липс, М. Пекарский. «LIPS CD 012»
- «Tango Piazzollata». А. Пяццолла «Танго». Партия ударных М. Пекарский. «Triton» DMCC 26011
- «Эдисон Денисов». Э. Денисов «Плачи» для сопрано, ударных инструментов и фортепиано. Л. Давыдова, М. Пекарский, В. Снегирев, М. Аршинов, А. Любимов. Дирижер Г. Рождественский. «Solid Records» SLR 0332
Контактный e-mail: pekamark@mail.ru