Учителя

Пианистка, органистка, музыковед

Кавалер Ордена искусств и литературы Франции (2002). Орден присуждён Министерством культуры Франции в 2002 году за пропаганду французской современной музыки и вклад в культурное сотрудничество между Россией и Францией, Нино Баркалая является одним из самых молодых в мире носителей данного почётного звания

Кандидат искусствоведения Московская консерватория им. П.И. Чайковского 2011

Доктор эстетики и музыковедения Университета «Париж 8» 2012

Доцент 2015


В 1989 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1994 г. с отличием окончила фортепианный факультет Московской консерватории (класс М. Л. Межлумова), в 1996 г. — с отличием окончила Московскую консерваторию по специальностям «орган» (класс Н. Н. Гуреевой) и «музыковедение» (класс В. Н. Холоповой). Обучалась в аспирантуре Московской консерватории — в 1996 г. окончила аспирантуру по специальности «фортепиано», в 2001 г. — по специальности «музыковедение».

Кандидат искусствоведения Московская консерватория им. П.И. Чайковского 2011 г.

Доктор эстетики и музыковедения Университета Париж 8 2012 г.

Стажировалась по приглашению Министерства иностранных дел Франции для написания диссертации и работы во французских музыкальных архивах и издательствах с декабря 2006 г. по март 2007 г.  С осени 2007 г. до декабря 2010 г.  занималась диссертационным исследованием в Университете Сорбонна Париж-8 и в Московской консерватории. 

Защита диссертации состоялась в Университете «Париж 8» 27 июня 2012 года. В состав жюри вошли профессор Университета Бордо, доктор и Президент жюри Мадам Паскаль Мелани, Президент общества анализа Франции Жан-Мишель Бардез, профессор Университета «Париж 1», доктор музыковедения и философии Жан-Ив Боссёр, главный научный сотрудник Государственного Института искусствознания (Москва) профессор Л. З. Корабельникова, профессор Университета «Париж 8», доктор эстетики музыковедения и философии Иванка Стоянова (руководитель диссертации), профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения В. Н. Холопова (руководитель диссертации).

Это первая в истории музыковедения международная защита; проведена на французском языке. Защита иллюстрировались исполнением фрагментов сочинений Н. Обухова на фортепиано. Решением международного жюри Н. Баркалая единогласно присудили учёную степень Доктора эстетики и музыковедения Университета «Париж 8» с наивысшей оценкой «Очень Почётно» и с письменным поздравлением. Данную оценку присуждают во Франции только двум процентам защищающих эту учёную степень. Н. Баркалая — первая иностранная докторантка, которая её получила.

В ходе защиты было отмечено значение проделанной научной работы и открытия современному слушателю творчества Николая Обухова (1892-1954), наследие которого по сегодняшний день находится во Франции, и доступ к которому российским исследователям был крайне затруднен. Особое поощрение вызвали высокий уровень владения диссертанткой французским языком, новизна научного исследования и яркость интерпретации изложенных в данной диссертации фактов. Также был отмечен высокий уровень интерпретации Н. Баркалая всех фортепианных сочинений Н. Обухова, компакт-диск с записью которых был подготовлен и выпущен в Московской консерватории в 2011 году.

Педагогическая деятельность

С 2005 г.  по настоящее время ведет курс «Теория музыкального содержание» в Московской консерватории, является членом кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов. 

С 1999 по 2001 г. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. Преподаватель класса камерного ансамбля.

С 2005 по 2008 г.  преподавала в Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподаватель курса «Теория музыкального содержания»

Концертная деятельность

В 2002 г. была удостоена звания Кавалера Ордена искусств и литературы Франции за исполнение французской современной музыки. В числе немногих музыкантов, удостоенных этого Ордена в России, был также композитор Э. Денисов. Владеет обширным концертным репертуаром классической и современной музыки, гастролирует в России, Франции, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Польше, Грузии, Болгарии Читает лекции и даёт мастерклассы в Московской и Петербургской консерваториях и европейских Университетах и консерваториях (Университеты Бордо-Монтень, Париж 8, Валансьен, Амьен, Институт Гёте в Париже и др.) Сотрудничает с выдающимися отечественными и зарубежными музыкантами Пьер-Ивом Арто (флейта, Франция), Сильви Газо (скрипка), Валерием Поповым (фагот), Евгением Петровым (кларнет), Ольгой Кайзер (арфа). Исполняет сочинения выдающихся композщиторов современности, среди которых Ги Ребель и Микаэль Левинас (Франция), Бернат Виванкос (Испания), Антон Штайнекер (Словакия), Оскар Страстной (Аргентина/Франция), Отар Тактакишвили и Гия Канчели (Грузия), Эдисон Денисов, Роман Леденёв, Артём Васильев и др.

16 ноября 2004 г. в Большом зале консерватории в рамках фестиваля «Московская осень» исполнила с Е. Петровым мировую премьеру Концерта для фортепиано и кларнета с оркестром французского композитора Ги Ребеля (оркестр «Русская филармония», под управлением автора).

Нино Баркалая участвовала в создании и в мировой премьере сочинения Ги Ребеля Chants sauvages в Зале Оливье Мессиана на Радио Франс в 2008 г. и в Зале Гаво в 2009 г. (Париж, Франция)

Сотрудничает с оркестрами «Русская филармония» и Orcheste de Colonne (Франция)

Первая и единственная исполнительница всех сочинений для фортепиано Софии Губайдулиной и русско-французского композитора Николая Обухова, творчество которого открыла отечественной публике и широкой музыкальной общественности разных стран.

Общественно-музыкальная деятельность:

С 1995 по 2000 г. создатель и руководитель Молодежной филармонии Московской консерватории (концерты в вузах Москвы, Московской консерватории, в других залах Москвы и культурных центрах зарубежных стран).  В 1999-2002 гг. заведующая концертной работой на композиторском факультете Московской консерватории. Активно исполняла с коллегами по Молодежной филармонии — выпускниками и студентами Московской консерватории концерты из произведений молодых композиторов, а также сочинений профессоров Московской консерватории.

В течение нескольких лет принимала участие в организации и исполнении дипломных сочинений студентов-выпускников композиторского факультета. Организатор и исполнитель авторских и монографических концертов сочинений: Н. Я. Мясковского, Е. К. Голубева, В. А. Гайгеровой, Т. Н. Хренникова, Н. и А. Черепниных, профессоров-композиторов Парижской национальной консерватории — Ги Ребеля, Микаэля Левинаса. В 2000-2001 гг. инициатор и организатор проекта сотрудничества Московской консерватории с Францией и Парижской национальной консерваторией (Conservatoire national supériеur de Musique et de la Dance de Paris).

Соорганизатор международного фестиваля «Звуки Новой Европы» (весна 1998 г.). Организовала фестиваль «Оливье Мессиан и его школа» в октябре 2002 г. Была одним из соорганизаторов Дней Шостаковича в Париже в сентябре 2006 г. Участвовала в передачах о классической музыке и музыкальных анонсах радиостанции «Орфей» (в частности, в нескольких программах «Музыкальной радуги» Фаины Коган, а также программе о Варваре Гайгеровой), передача о Днях Шостаковича в Париже 2006 г. на радио «Голос России» (французское вещание). Автор — Наталия Капитонова. Организовала студию электронной музыки композиторского факультета в Московской консерватории. В 2001-2005 гг. — директор камерных залов Московской консерватории (Малый, Рахманиновский), в 2005-2008 гг. — заместитель начальника Управления по концертной работе Московской консерватории.Организовывала фестивали, мастер-классы, концерты, посвященные памятным музыкальным датам. Осуществляла творческое и техническое руководство концертов в залах Московской консерватории.

Совместно с Ассоциацией  студенческих клубов классической музыки (АСКМ, Россия) и Обществом Ивана Вышнеградского в Париже  осуществляет проект к 100летию создания симфонии «День Бытия» Ивана Вышнеградского (первое исполнение в России, 2017), а также  подготовку международного научного и художественного проекта к 200-летию Мариуса Петипа (2018).

Занимается составлением концепций концертных программ и фестивалей. В числе проектов последнего времени: проект «Н.Я. Мясковский и его школа» (совместно с РГАЛИ), «Композиторы-поэты и поэты-композиторы» в Малом зале Московской консерватории 29.10.2015, авторский абонемента цикла из 4х концертов «И образ мира в звуке явленный» в Зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории, разработка, ведение и исполнение концерта в абонементе к году российского кино 2016 (Малый зал 26.10.2016), организация исполнения симфонического партитуры Николая Обухова «Пролог к Книге Жизни»  в рамках фестиваля «От авангарда до наших дней» в Зале Санкт-Петербургской Филармонии под управлением Александра Титова (11.03.2915).

Среди осуществлённых просветительских проектов последних лет можно назвать следующие:

Выступление с лекцией-концертом о творчестве Николая Обухова в Тбилисской консерватории им. Вано Сараджишвили 21.04.2016

Выступление с лекциями-концертами о Шумане и Моцарте в Международной летней Академии (Батуми, Грузия) 24.05 и 26.05.2016

Лекция о творчестве Николая Обухова на кафедре Русской музыки в Московской консерватории 16.12.2015

Автор радиопрограмм и дневников о музыкальной жизни России на Радио Франс Музик 2007 г.

Автор программ о классической музыке на телеканале «Россия-Культура» 2011-2013 гг.: «Собрание исполнений» (ежедневная программа о современной академической музыке), «Игры классиков с Михаилом Воскресенcким». (21 программа о Великих исполнителях ХХ века). Автор сценариев телепрограмм «Романтика Романса» (Программы о Шаляпине, Лемешеве, Вяльцевой, Козловском, театре Геликон-опера и др.). Консультант проектов телеканала «Россия-Культура» «Большая опера» и «Большой Балет» (2011-2012)

  • Н. О. Баркалая, В. В. Задерацкий, Ю. С. Каспаров в программе «Наблюдатель» (телеканал «Россия Культура», эфир от 23.04.2015) (посмотреть)

Ученики:

Фредерик Рену — лауреат конкурса юных пианистов «Ямаха» в Париже, ныне выпускник Парижской Национальной консерватории. 

Учебные курсы, мастер-классы:

Ведет курс «Теория музыкального содержания» на фортепианном факультете Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных, дает мастер-классы во Франции, Чехии.

Разработала учебные программы курса «Теория музыкального содержания» для фортепианного, дирижёрско-хорового и оркестрового факультетов

Проведение мастер-классов по специальности фортепиано международной летней музыкальной Академии (2016 Music International Summer  Academy) 2016, Батуми (Грузия)

Участие в жюри международного конкурса-конференции студентов-музыковедов

Участие в жюри вступительных экзаменов в магистратуру по специальностям «орган» и «фортепиано»

Участие в жюри конкурсов:

Участвовала в жюри I международного конкурса «Современное искусство и образование» в Москве в апреле 2006 г.

Участвовала в жюри международного конкурса-конференции студентов-музыковедов. Тбилиси (Грузия) Тбилисская государственная консерватория им. Вано Сараджишвили 2014 и 2016 гг.

Участвовала в жюри вступительных экзаменов в магистратуру по специальностям «орган» и «фортепиано» в Тбилисская государственная консерватория им. Вано Сараджишвили 2016 г.

Основной репертуар:

Репертуар включает как произведения классиков, к примеру, И. С. Бах «Гольдберг-вариации», 24 этюда Ф. Шопена, все сонаты Ф. Мендельсона, Р. Шумана, а также избранные произведения К. Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Й. Брамса, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Александра и Николая Черепниных, так и произведения русских композиторов-авангардистов начала XX века Н. Обухова, И. Вышнеградского, А. Лурье, Н. Мосолова, и сочинения новейшей музыки современных авторов: Ги Ребеля (Франция), П. Булеза, А. Пярта, Г. Канчели.

Активно сотрудничает и пропагандирует творчество молодых композиторов разных стран: Оскар Страстной (Аргентина), Бернат Виванкос (Испания), Джонатан Понтье, Мишель Фараго (Франция), Антон Штайнекер (Словакия), Анна Илиева, Антон Сафронов, Артём Васильев (Россия) и др. В репертуаре Баркалая все сочинений для фортепиано С. Губадулиной и Н.Обуъхова.

Концерты:

Ведет активную исполнительскую деятельность в России и за рубежом. Участвует в абонементах Московской государственной академической филармонии и Московской консерватории в содружестве с В. С. Поповым (фагот), Е. А. Петровым (кларнет), сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки (художественный руководитель – Юрий Каспаров) и лр.

 Участвует в фестивалях: «На рубеже веков» (Москва), фестиваль современной музыки «Московская осень», музыкальный фестиваль в Трире (Германия), фестиваль «Звуки Новой Европы» (14 стран Восточной Европы), «Весна в России», «Пространство Эдисона Денисова» Москва и др. Регулярно гастролирует в Европе, России и странах СНГ. 

Из исполнительских проектов последних лет:

Концерт из произведений Калхайнца Штокгаузена  в Гёте-институте в Париже (14.12.2014)

Концерт в рамках научной конференции MLADA в Университете Бордо-Монтень .из редко исполняемых сочинений Листа, Прокофьева и Глазунова (2.12.2014),

С 2014 года по настоящее время ведёт авторский абонемент в Зале им. Н.Я. Мясковского «И образ мира в звуке явленный».

Научные труды. Издания. Публикации:

Дипломная работа музыковеда 1998 г. Тема — «Маски эстетики отрицательного в фортепианном творчестве Роберта Шумана». Московская консерватория 1998 г. Научный руководитель В.Н. Холопова

Кандидатская диссертация «Эстетика и композиторская техника Николая Обухова в контексте русского и французского модернизма», научные руководители профессор, доктор искусствоведения В.Н. Холопова и профессор, доктор музыковедения и философии Университета Париж 8 Иванка Стоянова. Москва, Московская консерватория им. П.И. Чайковского, 2011 , 383 с.

Докторская диссертация на французском языке « Esthétique et technique compositionnelle de Nicolas Obouhov dans le contexte du modernisme russe et français », научные руководители профессор, доктор искусствоведения В.Н. Холопова и профессор, доктор музыковедения и философии Университета Париж 8 Иванка Стоянова. Париж, Университет Париж 8, 2012 , 389 с. Информация о публикации диссертации на сайтах Университета Париж 8, международного книжного каталога SUDOC и каталога французских диссертаций:

http://www.sudoc.abes.fr//DB=2.1/SET=2/TTL=1/CLK?IKT=12&TRM=171518802

http://www.bibliotheque-numerique-paris8.fr/

http://www.theses.fr/2012PA083531

Опубликованные статьи:

Статьи и рецензии в газете «Российский музыкант»:

Обманчивая лёгкость № 6 (1220), октябрь 2003

Взгляд со стороны № 1 (1223), январь – февраль 2004

О сказании… № 5 (1235), сентябрь 2005

На мировых абрисах № 6 (1253), сентябрь 2007

Вспоминая учителя (посвящение В.Н. Чачава) № 7 (1290), октябрь 2011

Ушла в расцвете (посвящение И.И. Силатьевой) № 2 (1304), февраль 2013

Юбилейное научное собрание (К Юбилею профессора В.Н. Холоповой и кафедры МСМ), «Российский музыкант», № 3 (1332), март 2016

Сколько прекрасного было в этой короткой жизни (посвящение композитору Варваре Гайгеровой) Музыкальная Академия, № 2, 2005 г.

Двойная загадка творчества Николая Обухова // Постмодернизм в контексте современной культуры. Московская консерватория / Ред.-сост. О.В. Гарбуз. М., 2009. С. 58-77.

Синтаксис «эмоциональной», или «психоаналитической» формы Николая Обухова // Музыковедение, октябрь 2010, № 9. С.8-17

Сверхискусство в творческом сознании Николая Обухова // Музыкальная Академия. Декабрь 2010. №4. С.169-174

Фортепиано, как объект сверхискусства в творчестве Николая Обухова // Pianoforum Magazine, №1 (9), 2012, С.245-250.

Русские постскрябинисты во Франции: Николай Обухов и Иван Вышнеградский //Учёные записки мемориального музея А.Н. Скрябина. Вып.7., книга 1. Моосква, 2012. С. 155-170

Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 6 Москва, 2013

Traditions et modernité dans l’étude de solfege au conservatoire Tchaikovsky de Moscou // Formation musicale/Formation du musique, Edirion Delatour France, Paris, 2014. Р.141-148 (Традиции и современность в преподавании сольфеджио в Московской консерватории им. П. И. Чайковского // Музыкальное образование / Образование в музыке, издательство Delatour France, Париж, 2014. С.141-148.

Лев Власенко: герой не нашего времени С.30-35 / Рудольф Керер: судьба пианиста с. 34-37/ Размышление о прогрессе в искусств на примере фортепианостроения с. 78-83 // Pianoforum Magazine, №3-4 (15-16), 2013.

Эхо услышанное и незабываемое // Pianoforum Magazine, №3 (19), 2014. С.62-65.

Михаил Воскресенский: Spiritus Movens // Pianoforum Magazine, №2 (22), 2015. С.10-19.

О цыганской теме в русской музыке. Статья-аннотация для буклета к постановке оперы Рахманинова «Алеко» в Национальном театре г.Бордо (Франция), 2015

Возвращение русского зарубежья. «Книга Жизни» Николая Обухова //Вестник ЮНЕСКО №24, 2015. С. 128-139

Актуализация темы взаимоотношений художника и времени на примере кантаты "Дневник фронтовика" Варвары Гайгеровой, Москва, Музыкальная Акадаемия, №4 2016 г.

В настоящее время готовятся к публикации следующие статьи:

Полифония темброво-гармонических пластов в фортепианных сочинениях Танеева, Скрябина и Обухова. Вопросы теории и интерпретации (по материалам конференции «Навтречу 150-тилетию Московской консерватории. С.И. Танеев и А.Н. Скрябин. Учитель и ученик» 2015)

Музыка и слово в произведениях Эрика Сати (по материалам конференции в Мемориальном музее А.Н. Скрябина «Эрик Сати и его время» 2016)

Теория музыкального содержания. Статья для справочника-энциклопедии Московской консерватории

О преподавании междисциплинарного курса «Теория музыкального содержания» в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Музыкальная Академия им. Панчо Владигерова, София (по материалам конференции конференция «Интегральная музыкальная теория 2016» 10-11.11.2016)

Сравнение типов российской и французской научной диссертации в области музыкальной науки (по материалам конференции к 150-тилетию Московской консерватории «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем», 2016)

О концепции звукового плюрализма Ги Ребеля на примере электроакустической композиции Chants sauvages («Дикие крики» 2008 год) по материалам конференции «Инновационное пространство музыкальной науки и практика», 2016)

Правила жизни Рафаэля Багдасаряна (Музыкальная Академия  №1, 2017)

Об энциклопедическом словаре грузинской музыки (Музыкальная Академия  №1, 2017)

В настоящий момент в издательстве l’Harmattan (Франция) готовится издание книги «Феномен сверхискусства в русской культуре начала ХХ века»

Дискография:

  • Бах. Ария с вариациями (Гольдберг-вариации). Исп. Нино Баркалая. Запись Радио «Орфей» с концерта фестиваля «Памяти Оливье Мессиана» в Рахманиновском зале Московской консерватории 30.10.2002
  • Пуленк, Тайра, Булез, Губайдулина, Шульхоф. Исп. Нино Баркалая (фортепиано) и Пьер-Ив Арто (флейта, Франция). Запись Радио «Орфей» с концерта фестиваля «Московская осень» 16.11.2003 в Рахманиновском зале Московской консерватории
  • Александр Черепнин и Николай Черепнин. Запись в Малом зале Московской консерватории в декабре 2005 г. Запись произведений для скрипки и фортепиано. Софья Фридман – скрипка
  • Артём Васильев «Пять пьес для фортепьяно», Кирилл Заборов (Франция) Соната для фортепиано. Запись с концерта фестиваля «Московская осень» 20.11.2005. Концертный зал Дома композиторов
  • Николай ОБУХОВ Croix Sonore 2011. Московская консерватория.

Публикации об этом педагоге:

Рецензии и статьи в российской и зарубежной прессе, в частности, в газете «Музыкальное обозрение» (о фестивале «Московская осень» 2004, 2005 гг.), в журнале «Музыкальная жизнь». Январь 2007 г. Передачи и записи с концертов Баркалая по радио «Орфей» и радио «Голос России» (зарубежное вещание), радио «Эхо Москвы», радио «Свобода».

Контактный e-mail: nina_barkalay@mail.ru