Награжден медалями: «За трудовую доблесть» (1971), «В память 850-летия Москвы» (1997)
Почетный член общества «Amici di Verdi» (Италия, 1977–1978)
Почетный член Российской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1998)
Награжден юбилейным знаком Республики Саха (Якутия) «375 лет Якутия с Россией» (2007)
Родился в г. Тбилиси (Грузия). В 1952 г. с золотой медалью окончил Среднюю общеобразовательную школу № 77 и Среднюю специальную музыкальную школу при Тбилисской консерватории, затем, в 1962 г. – Тбилисскую консерваторию. Учился у В. Н. Шиукашвили (специальное фортепиано), Н. Ф. Лаперашвили (концертмейстерское мастерство), Т. В. Дапквиашвили (камерный ансамбль).
Умер 6 октября 2011 года в Тбилиси.
Народный артист Грузинской ССР (1989)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2006)
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Романсы и песни Г. В. Свиридова» (Российская академия искусствознания и музыкального исполнительства (РАИиМИ), 2002)
Педагогическая деятельность:
В 1962-1977 гг. и с января по июнь 1991 г. преподавал в Тбилисской консерватории (класс концертмейстерского мастерства, камерного пения и камерного ансамбля), работал концертмейстером Тбилисского оперного театра.
С 1977 по 2009 гг. — доцент кафедры концертмейстерского мастерства (кафедра концертмейстерского искусства) и класса вокального ансамбля Московской консерватории, с 1994 г. — профессор, в 2000–2009 г. – заведующий кафедрой.
За время педагогической деятельности в Тбилисской и Московской консерваториях подготовил 175 студентов-выпускников и 18 ассистентов-стажеров.
Учебные курсы, мастер-классы:
С 1980 г. регулярно проводит мастер-классы в Москве, Киеве (1985), Ташкенте (1985), Воронеже (1987), Казани (1991, 1995), Алма-Ате (1991, 1995), Новосибирске, Красноярске (1991), Нижнем Новгороде (1993), Якутске (1993), Минске (1994), Саратове, Перми (1996), Екатеринбурге (1996, 2002, 2005), Челябинске (2001), Магнитогорске (2004), Владивостоке (1996), Уфе (2002), Санкт-Петербурге (2003, 2006).
В 1993 г. прочел в «Русском лицее» (Москва) цикл из 6 лекций «Русский классический романс».
«Творческое общение с В. Н. Чачавой вызвало огромный интерес. Поразили широта охвата концертмейстерских проблем, высочайший уровень профессионализма и культуры общения» – отмечено в отзыве на участие В. Н. Чачавы в региональных курсах повышения квалификации в Челябинске (2001).
Ученики:
Студенты концертмейстерского класса В. Чачавы — лауреаты международных конкурсов:
- Ержанов Темиржан
- Струков Александр
- Вершинин Александр
- Гельдыев Бегинч
- Шибко Андрей
- Морозов Сергей
- Мартынов Олег
- Карпухова Элла
- Гегечкори Любовь
- Гиндин Александр
- Мацуев Денис
- Урасин Рэм
- Хегай Станислав
- Онищенко Дмитрий
- Егиазарьян Михаил
- Георгиевская Ольга
- Непомнящая Варвара
- Коломийцева Марина
- Шиляев Михаил
- Козлова Ольга
Дипломанты-концертмейстеры, работающие в оперных театрах:
- Бахтуридзе Мзия (театр Ла Скала)
- Агафонникова Марина (Большой театр)
- Черникова Мария (Большой театр)
- Петросян Маргарита (Большой театр)
- Мелентьев Алексей (Большой театр)
- Маклярская Екатерина (Новая Опера)
- Чечетко Сергей (Геликон-опера)
- Егиазарьян Михаил (Геликон-опера)
Участие в жюри конкурсов:
Председатель жюри Республиканского конкурса молодых вокалистов (Кутаиси, 1987); I и II Всероссийских конкурсов молодых концертмейстеров (Казань, 1991, 1995).
Член жюри:
- Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей (Тбилиси, 1977)
- XIV Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (Алма-Ата, 1991)
- отборочного тура к Международному конкурсу «Новые голоса» (Москва, 1993)
- телеконкурса И. Архиповой «Большой приз Москвы» (Москва, 1997)
- музыкального театра «Золотая маска» (Москва, 1999, 2000)
- I, II, III, IV, V Международных конкурсов молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 1999, 2001, 2003, 2005, 2006)
- Международного конкурса вокалистов камерного искусства Елены Образцовой (Москва, 2000)
- II и III Всероссийского конкурса-фестиваля камерно-вокальных дуэтов (Санкт-Петербург, 2004, 2006)
Концертная деятельность. Основной репертуар:
Занимается исполнительской и музыкально-критической деятельностью.
В разное время партнерами Чачавы были ведущие мастера грузинской оперы: М. Амиранашвили, Л. Чкония, М. Касрашвили, Ц. Татишвили, Н. Тугуши, И. Шушания, З. Соткилава и другие.
С 1977 г. — постоянный партнер Е. Образцовой, И. Архиповой, В. Чернова.
В одном из интервью (1994) Владимир Чернов сказал: «После работы с Чачавой я ни с кем не могу заниматься, даже с самыми знаменитыми пианистами. В этом есть какое-то таинство, какой-то магический момент, который я даже не могу выразить. Это человек высочайшей культуры, не только как музыкант, но и как существо на этой планете. Он обладает редчайшими человеческими способностями, которых я не встречал ни у одного музыканта».
30 лет выступает с Образцовой на сценах театра «La Scala», Барселонского оперного театра «Лисео», Гамбургской оперы, Дрезденской оперы, а также в театрах Мадрида, Барселоны, Дрездена, Стокгольма, Парижа, Лондона, Афин, лучших концертных площадках мира. «Важа строг, даже суров, но может посоветовать, убедить, предложить что-то новое. Мы с ним подготовили очень много программ. Все, что я могу сказать о нем, может быть только в превосходной степени. Я люблю его за то, что это профессионал, чувствую в нем равного музыканта» (Е. Образцова в беседе с И. Фрадкиной // «Заря Востока», 3 сентября 1987 г.).
Участник первого в стране исполнения «Маленькой торжественной мессы» Дж. Россини совместно с М. Касрашвили, Е. Образцовой, З. Соткилавой, Е. Нестеренко и Московским камерным хором под управлением В. Минина. В рецензии на этот концерт в числе других достоинств было подчернуто и мастерство В. Чачавы, «вдохновение, тонкое ощущение ансамбля, подлинный артистизм <...>. Трудно представить, чтобы в вокально-хоровом сочинении пианист мог произвести столь яркое впечатление рядом со своими блестящими партнерами».
Выступал в концертах с такими выдающимися певцами, как Е. Образцова, И. Архипова, В. Чернов, Л. Казарновская, Л. Петрова, С. Швец, В. Лукьянец, А. Папян, Г. Ципола, Н. Дацко, Г. Писаренко, Л. Коня, М. Амиранашвили, З. Соткилава, Н. Андгуладзе, Н. Тугуши, Л. Чкония, И. Шушания, Р. Какабадзе, Т. Мушкудиани, Т. Чачава, Г. Селезнев, Ц. Татишвили, М. Касрашвили, М. Пальм, Джон Ги-Хонг и другими.
Список городов, где проходили концерты Чачавы: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Сухуми, Ереван, Баку, Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Варшава, Нью-Йорк, Ньюпорт, Канзас-сити, Бостон, Стамбул, Астрахань, Вена, Зальцбург, Токио, Осака, Саппоро, Кавасаки, Стокгольм, Афины, Родос, Дельфы, Хельсинки, Савонлинна, Монреаль, Милан, Рим, Буссето, Имола, Верона, Перуджа, Парма, Прага, Братислава, Будапешт, Рига, Вильнюс, Таллин, Казань, Петрозаводск, Алма-Ата, Астана, Караганда, Киев, Львов, Одесса, Харьков, Минск, Пермь, Лондон, Глазго, Париж, Мадрид, Барселона, Севилья, Валенсия, Бильбао, Куэнка, Гранада, Сантандер, Берлин, Гамбург, Бонн, Локкум, Дрезден, Тайпей, Сеул, Пуэрто-Рико, Макао, Магадан, Владивосток, Красноярск, Ижевск, Омск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Челябинск, Екатеринбург, Якутск, Воронеж, Самара, Калининград, Тверь, Краснодар, Лиссабон, Саратов, Рязань, Белград, Нови Сад, Дубровник, Сыктывкар, Нижний Новгород, Клин, Тамбов, Ростов-на-Дону, Таганрог и другие.
Концертмейстерская деятельность Чачавы отмечена многочисленными публикациями в советских, российских и иностранных периодических изданиях, высокими оценками отечественных исполнителей и композиторов: «Дорогой Важа Николаевич! ...Я очень хочу с Вами работать, люблю Вас и высоко ценю как тонкого, подлинного музыканта, каких теперь мало, да и всегда было мало... Для меня большое счастье, что к моей музыке пришли такие артисты. Я с уверенностью отдаю свою музыку в ваши руки... У Вас есть свой стиль, язык, свои чувства, тончайшее восприятие музыки и обостренное ощущение ее деталей. В Вас соединились: талантливый музыкант-практик, сын поэта, наследственно чувствующий слово, и человек, хорошо и даже изысканно излагающий свои мысли... Крепко жму вашу талантливую руку. Любящий Вас Г. Свиридов» (из личного архива Чачавы).
Научные труды. Издания. Публикации:
Автор учебного пособия для музыкальных вузов «Искусство концертмейстера: основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера» (2003, 2004, 2005); учебной программы по курсу «Концертмейстерское искусство (Концертмейстерское мастерство) для вузов России» (вышли в свет 7 сборников).
Первый курс. СПб., 2003.
Второй курс (первый семестр). СПБ., 2004.
Второй курс (второй семестр). СПб., 2005.
Третий курс (первый семестр). СПб., 2005.
Третий курс (второй семестр). СПб., 2005.
Четвертый курс (первый семестр). СПб., 2007.
Четвертый курс (второй семестр). СПб., 2007.
- Аккомпаниатор-художник [предисловие к переводу с английского языка книги Дж. Мура «Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке»]. М.: 1987
- О романсах П. И. Чайковского // Русская музыка: Исполнительские и педагогические проблемы. Саратов, 1988
- Романсы Георгия Свиридова: Заметки концертмейстера // Проблемы исполнительского стиля в современной и барочной музыке. Уфа, 1995
- Уметь подчиняться активно // Советская музыка. 1991. Август
- Статьи в «Сабчота хеловнеба» (на грузинском языке)
- Пять романсов Свиридова в работе пианиста-концертмейстера // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006
и другие
Публикации об этом педагоге
- Важа Чачава. Сост. Г. Г. Алексеева. Якутск, 2007
Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2007Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2007Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2005Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2005Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2005Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2004Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстер
Санкт-Петербург, 2003