Баркалая
Нино Оттовна

  • Годы работы: 2005 - 2023
  • Кандидат искусствоведения
  • Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции
    Доктор эстетики и музыковедения Университета «Париж 8»
  • Доцент
Баркалая<br /> Нино Оттовна

Пианистка, органистка, музыковед

Кавалер Ордена искусств и литературы Франции (2002). Орден присуждён Министерством культуры Франции в 2002 году за пропаганду французской современной музыки и вклад в культурное сотрудничество между Россией и Францией, Нино Баркалая является одним из самых молодых в мире носителей данного почётного звания

Кандидат искусствоведения Московская консерватория им. П.И. Чайковского (2011)

Доктор эстетики и музыковедения Университета «Париж 8» (2012)

Доцент (2015)


В 1989 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1994 г. с отличием окончила фортепианный факультет Московской консерватории (класс М. Л. Межлумова), в 1996 г. — с отличием окончила Московскую консерваторию по специальностям «орган» (класс Н. Н. Гуреевой) и «музыковедение» (класс В. Н. Холоповой). Обучалась в аспирантуре Московской консерватории — в 1996 г. окончила аспирантуру по специальности «фортепиано», в 2001 г. — по специальности «музыковедение».

Стажировалась по приглашению Министерства иностранных дел Франции для написания диссертации и работы во французских музыкальных архивах и издательствах с декабря 2006 г. по март 2007 г.  С осени 2007 г. до декабря 2010 г.  занималась диссертационным исследованием в Университете Сорбонна Париж-8 и в Московской консерватории. 

Защита диссертации состоялась в Университете «Париж 8» 27 июня 2012 года. В состав жюри вошли профессор Университета Бордо, доктор и Президент жюри Мадам Паскаль Мелани, Президент общества анализа Франции Жан-Мишель Бардез, профессор Университета «Париж 1», доктор музыковедения и философии Жан-Ив Боссёр, главный научный сотрудник Государственного Института искусствознания (Москва) профессор Л. З. Корабельникова, профессор Университета «Париж 8», доктор эстетики музыковедения и философии Иванка Стоянова (руководитель диссертации), профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения В. Н. Холопова (руководитель диссертации).

Это первая в истории музыковедения международная защита; проведена на французском языке. Защита иллюстрировались исполнением фрагментов сочинений Н. Обухова на фортепиано. Решением международного жюри Н. Баркалая единогласно присудили учёную степень Доктора эстетики и музыковедения Университета «Париж 8» с наивысшей оценкой «Очень Почётно» и с письменным поздравлением. Данную оценку присуждают во Франции только двум процентам защищающих эту учёную степень. Н. Баркалая — первая иностранная докторантка, которая её получила.

В ходе защиты было отмечено значение проделанной научной работы и открытия современному слушателю творчества Николая Обухова (1892-1954), наследие которого по сегодняшний день находится во Франции, и доступ к которому российским исследователям был крайне затруднен. Особое поощрение вызвали высокий уровень владения диссертанткой французским языком, новизна научного исследования и яркость интерпретации изложенных в данной диссертации фактов. Также был отмечен высокий уровень интерпретации Н. Баркалая всех фортепианных сочинений Н. Обухова, компакт-диск с записью которых был подготовлен и выпущен в Московской консерватории в 2011 году.

Педагогическая деятельность

С 2005 г.  по 2023 год вела курс «Теория музыкального содержания» в Московской консерватории на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов. 

С 1999 по 2001 г. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс камерного ансамбля).

С 2005 по 2008 г.  преподавала в Российской академии музыки им. Гнесиных (курс «Теория музыкального содержания»).

Концертная деятельность

В 2002 г. была удостоена звания Кавалера Ордена искусств и литературы Франции за исполнение французской современной музыки. В числе немногих музыкантов, удостоенных этого Ордена в России, был также композитор Э. Денисов. Владеет обширным концертным репертуаром классической и современной музыки, гастролирует в России, Франции, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Польше, Грузии, Болгарии. Читает лекции и даёт мастерклассы в Московской и Петербургской консерваториях и европейских Университетах и консерваториях (Университеты Бордо-Монтень, Париж 8, Валансьен, Амьен, Институт Гёте в Париже и др.) Сотрудничает с выдающимися отечественными и зарубежными музыкантами Пьер-Ивом Арто (флейта, Франция), Сильви Газо (скрипка), Валерием Поповым (фагот), Евгением Петровым (кларнет), Ольгой Кайзер (арфа). Исполняет сочинения выдающихся композщиторов современности, среди которых Ги Ребель и Микаэль Левинас (Франция), Бернат Виванкос (Испания), Антон Штайнекер (Словакия), Оскар Страстной (Аргентина/Франция), Отар Тактакишвили и Гия Канчели (Грузия), Эдисон Денисов, Роман Леденёв, Артём Васильев и др.

16 ноября 2004 г. в Большом зале консерватории в рамках фестиваля «Московская осень» исполнила с Е. Петровым мировую премьеру Концерта для фортепиано и кларнета с оркестром французского композитора Ги Ребеля (оркестр «Русская филармония», под управлением автора).

Нино Баркалая участвовала в создании и в мировой премьере сочинения Ги Ребеля Chants sauvages в Зале Оливье Мессиана на Радио Франс в 2008 г. и в Зале Гаво в 2009 г. (Париж, Франция)

Сотрудничает с оркестрами «Русская филармония» и Orcheste de Colonne (Франция)

Первая и единственная исполнительница всех сочинений для фортепиано Софии Губайдулиной и русско-французского композитора Николая Обухова, творчество которого открыла отечественной публике и широкой музыкальной общественности разных стран.

Общественно-музыкальная деятельность:

С 1995 по 2000 г. создатель и руководитель Молодежной филармонии Московской консерватории (концерты в вузах Москвы, Московской консерватории, в других залах Москвы и культурных центрах зарубежных стран).  В 1999-2002 гг. заведующая концертной работой на композиторском факультете Московской консерватории. Активно исполняла с коллегами по Молодежной филармонии — выпускниками и студентами Московской консерватории концерты из произведений молодых композиторов, а также сочинений профессоров Московской консерватории.

В течение нескольких лет принимала участие в организации и исполнении дипломных сочинений студентов-выпускников композиторского факультета. Организатор и исполнитель авторских и монографических концертов сочинений: Н. Я. Мясковского, Е. К. Голубева, В. А. Гайгеровой, Т. Н. Хренникова, Н. и А. Черепниных, профессоров-композиторов Парижской национальной консерватории — Ги Ребеля, Микаэля Левинаса. В 2000-2001 гг. инициатор и организатор проекта сотрудничества Московской консерватории с Францией и Парижской национальной консерваторией (Conservatoire national supériеur de Musique et de la Dance de Paris).

Соорганизатор международного фестиваля «Звуки Новой Европы» (весна 1998 г.). Организовала фестиваль «Оливье Мессиан и его школа» в октябре 2002 г. Была одним из соорганизаторов Дней Шостаковича в Париже в сентябре 2006 г. Участвовала в передачах о классической музыке и музыкальных анонсах радиостанции «Орфей» (в частности, в нескольких программах «Музыкальной радуги» Фаины Коган, а также программе о Варваре Гайгеровой), передача о Днях Шостаковича в Париже 2006 г. на радио «Голос России» (французское вещание). Автор — Наталия Капитонова. Организовала студию электронной музыки композиторского факультета в Московской консерватории. В 2001-2005 гг. — директор камерных залов Московской консерватории (Малый, Рахманиновский), в 2005-2008 гг. — заместитель начальника Управления по концертной работе Московской консерватории.Организовывала фестивали, мастер-классы, концерты, посвященные памятным музыкальным датам. Осуществляла творческое и техническое руководство концертов в залах Московской консерватории.

Совместно с Ассоциацией  студенческих клубов классической музыки (АСКМ, Россия) и Обществом Ивана Вышнеградского в Париже  осуществляет проект к 100летию создания симфонии «День Бытия» Ивана Вышнеградского (первое исполнение в России, 2017), а также  подготовку международного научного и художественного проекта к 200-летию Мариуса Петипа (2018).

Занимается составлением концепций концертных программ и фестивалей. В числе проектов последнего времени: проект «Н.Я. Мясковский и его школа» (совместно с РГАЛИ), «Композиторы-поэты и поэты-композиторы» в Малом зале Московской консерватории 29.10.2015, авторский абонемента цикла из 4х концертов «И образ мира в звуке явленный» в Зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории, разработка, ведение и исполнение концерта в абонементе к году российского кино 2016 (Малый зал 26.10.2016), организация исполнения симфонического партитуры Николая Обухова «Пролог к Книге Жизни»  в рамках фестиваля «От авангарда до наших дней» в Зале Санкт-Петербургской Филармонии под управлением Александра Титова (11.03.2915).

Среди осуществлённых просветительских проектов последних лет можно назвать следующие:

Выступление с лекцией-концертом о творчестве Николая Обухова в Тбилисской консерватории им. Вано Сараджишвили 21.04.2016

Выступление с лекциями-концертами о Шумане и Моцарте в Международной летней Академии (Батуми, Грузия) 24.05 и 26.05.2016

Лекция о творчестве Николая Обухова на кафедре Русской музыки в Московской консерватории 16.12.2015

Автор радиопрограмм и дневников о музыкальной жизни России на Радио Франс Музик 2007 г.

Автор программ о классической музыке на телеканале «Россия-Культура» 2011-2013 гг.: «Собрание исполнений» (ежедневная программа о современной академической музыке), «Игры классиков с Михаилом Воскресенcким». (21 программа о Великих исполнителях ХХ века). Автор сценариев телепрограмм «Романтика Романса» (Программы о Шаляпине, Лемешеве, Вяльцевой, Козловском, театре Геликон-опера и др.). Консультант проектов телеканала «Россия-Культура» «Большая опера» и «Большой Балет» (2011-2012)

  • Н. О. Баркалая, В. В. Задерацкий, Ю. С. Каспаров в программе «Наблюдатель» (телеканал «Россия Культура», эфир от 23.04.2015) (посмотреть)

Ученики:

Фредерик Рену — лауреат конкурса юных пианистов «Ямаха» в Париже, ныне выпускник Парижской Национальной консерватории. 

Учебные курсы, мастер-классы:

Ведет курс «Теория музыкального содержания» на фортепианном факультете Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных, дает мастер-классы во Франции, Чехии.

Разработала учебные программы курса «Теория музыкального содержания» для фортепианного, дирижёрско-хорового и оркестрового факультетов

Проведение мастер-классов по специальности фортепиано международной летней музыкальной Академии (2016 Music International Summer  Academy) 2016, Батуми (Грузия)

Участие в жюри международного конкурса-конференции студентов-музыковедов

Участие в жюри вступительных экзаменов в магистратуру по специальностям «орган» и «фортепиано»

Участие в жюри конкурсов:

Участвовала в жюри I международного конкурса «Современное искусство и образование» в Москве в апреле 2006 г.

Участвовала в жюри международного конкурса-конференции студентов-музыковедов. Тбилиси (Грузия) Тбилисская государственная консерватория им. Вано Сараджишвили 2014 и 2016 гг.

Участвовала в жюри вступительных экзаменов в магистратуру по специальностям «орган» и «фортепиано» в Тбилисская государственная консерватория им. Вано Сараджишвили 2016 г.

Основной репертуар:

Репертуар включает как произведения классиков, к примеру, И. С. Бах «Гольдберг-вариации», 24 этюда Ф. Шопена, все сонаты Ф. Мендельсона, Р. Шумана, а также избранные произведения К. Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Й. Брамса, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Александра и Николая Черепниных, так и произведения русских композиторов-авангардистов начала XX века Н. Обухова, И. Вышнеградского, А. Лурье, Н. Мосолова, и сочинения новейшей музыки современных авторов: Ги Ребеля (Франция), П. Булеза, А. Пярта, Г. Канчели.

Активно сотрудничает и пропагандирует творчество молодых композиторов разных стран: Оскар Страстной (Аргентина), Бернат Виванкос (Испания), Джонатан Понтье, Мишель Фараго (Франция), Антон Штайнекер (Словакия), Анна Илиева, Антон Сафронов, Артём Васильев (Россия) и др. В репертуаре Баркалая все сочинений для фортепиано С. Губадулиной и Н.Обуъхова.

Концерты:

Ведет активную исполнительскую деятельность в России и за рубежом. Участвует в абонементах Московской государственной академической филармонии и Московской консерватории в содружестве с В. С. Поповым (фагот), Е. А. Петровым (кларнет), сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки (художественный руководитель – Юрий Каспаров) и лр.

Участвует в фестивалях: «На рубеже веков» (Москва), фестиваль современной музыки «Московская осень», музыкальный фестиваль в Трире (Германия), фестиваль «Звуки Новой Европы» (14 стран Восточной Европы), «Весна в России», «Пространство Эдисона Денисова» Москва и др. Регулярно гастролирует в Европе, России и странах СНГ. 

Из исполнительских проектов последних лет:

Концерт из произведений Калхайнца Штокхаузена  в Гёте-институте в Париже (14.12.2014)

Концерт в рамках научной конференции MLADA в Университете Бордо-Монтень .из редко исполняемых сочинений Листа, Прокофьева и Глазунова (2.12.2014),

С 2014 года по 2023 год вела авторский абонемент в Зале им. Н.Я. Мясковского «И образ мира в звуке явленный».

Научные труды. Издания. Публикации:

Дипломная работа музыковеда 1998 г. Тема — «Маски эстетики отрицательного в фортепианном творчестве Роберта Шумана». Московская консерватория 1998 г. Научный руководитель В.Н. Холопова

Кандидатская диссертация «Эстетика и композиторская техника Николая Обухова в контексте русского и французского модернизма», научные руководители профессор, доктор искусствоведения В.Н. Холопова и профессор, доктор музыковедения и философии Университета Париж 8 Иванка Стоянова. Москва, Московская консерватория им. П.И. Чайковского, 2011 , 383 с.

Докторская диссертация на французском языке « Esthétique et technique compositionnelle de Nicolas Obouhov dans le contexte du modernisme russe et français », научные руководители профессор, доктор искусствоведения В.Н. Холопова и профессор, доктор музыковедения и философии Университета Париж 8 Иванка Стоянова. Париж, Университет Париж 8, 2012 , 389 с. Информация о публикации диссертации на сайтах Университета Париж 8, международного книжного каталога SUDOC и каталога французских диссертаций:

http://www.sudoc.abes.fr//DB=2.1/SET=2/TTL=1/CLK?IKT=12&TRM=171518802

http://www.bibliotheque-numerique-paris8.fr/

http://www.theses.fr/2012PA083531

Опубликованные статьи:

Статьи и рецензии в газете «Российский музыкант»:

Обманчивая лёгкость № 6 (1220), октябрь 2003

Взгляд со стороны № 1 (1223), январь – февраль 2004

О сказании… № 5 (1235), сентябрь 2005

На мировых абрисах № 6 (1253), сентябрь 2007

Вспоминая учителя (посвящение В.Н. Чачава) № 7 (1290), октябрь 2011

Ушла в расцвете (посвящение И.И. Силатьевой) № 2 (1304), февраль 2013

Юбилейное научное собрание (К Юбилею профессора В.Н. Холоповой и кафедры МСМ), «Российский музыкант», № 3 (1332), март 2016

Сколько прекрасного было в этой короткой жизни (посвящение композитору Варваре Гайгеровой) Музыкальная Академия, № 2, 2005 г.

Двойная загадка творчества Николая Обухова // Постмодернизм в контексте современной культуры. Московская консерватория / Ред.-сост. О.В. Гарбуз. М., 2009. С. 58-77.

Синтаксис «эмоциональной», или «психоаналитической» формы Николая Обухова // Музыковедение, октябрь 2010, № 9. С.8-17

Сверхискусство в творческом сознании Николая Обухова // Музыкальная Академия. Декабрь 2010. №4. С.169-174

Фортепиано, как объект сверхискусства в творчестве Николая Обухова // Pianoforum Magazine, №1 (9), 2012, С.245-250.

Русские постскрябинисты во Франции: Николай Обухов и Иван Вышнеградский //Учёные записки мемориального музея А.Н. Скрябина. Вып.7., книга 1. Моосква, 2012. С. 155-170

Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 6 Москва, 2013

Traditions et modernité dans l’étude de solfege au conservatoire Tchaikovsky de Moscou // Formation musicale/Formation du musique, Edirion Delatour France, Paris, 2014. Р.141-148 (Традиции и современность в преподавании сольфеджио в Московской консерватории им. П. И. Чайковского // Музыкальное образование / Образование в музыке, издательство Delatour France, Париж, 2014. С.141-148.

Лев Власенко: герой не нашего времени С.30-35 / Рудольф Керер: судьба пианиста с. 34-37/ Размышление о прогрессе в искусств на примере фортепианостроения с. 78-83 // Pianoforum Magazine, №3-4 (15-16), 2013.

Эхо услышанное и незабываемое // Pianoforum Magazine, №3 (19), 2014. С.62-65.

Михаил Воскресенский: Spiritus Movens // Pianoforum Magazine, №2 (22), 2015. С.10-19.

О цыганской теме в русской музыке. Статья-аннотация для буклета к постановке оперы Рахманинова «Алеко» в Национальном театре г.Бордо (Франция), 2015

Возвращение русского зарубежья. «Книга Жизни» Николая Обухова //Вестник ЮНЕСКО №24, 2015. С. 128-139

Актуализация темы взаимоотношений художника и времени на примере кантаты "Дневник фронтовика" Варвары Гайгеровой, Москва, Музыкальная Акадаемия, №4 2016 г.

В настоящее время готовятся к публикации следующие статьи:

Полифония темброво-гармонических пластов в фортепианных сочинениях Танеева, Скрябина и Обухова. Вопросы теории и интерпретации (по материалам конференции «Навтречу 150-тилетию Московской консерватории. С.И. Танеев и А.Н. Скрябин. Учитель и ученик» 2015)

Музыка и слово в произведениях Эрика Сати (по материалам конференции в Мемориальном музее А.Н. Скрябина «Эрик Сати и его время» 2016)

Теория музыкального содержания. Статья для справочника-энциклопедии Московской консерватории

О преподавании междисциплинарного курса «Теория музыкального содержания» в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Музыкальная Академия им. Панчо Владигерова, София (по материалам конференции конференция «Интегральная музыкальная теория 2016» 10-11.11.2016)

Сравнение типов российской и французской научной диссертации в области музыкальной науки (по материалам конференции к 150-тилетию Московской консерватории «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем», 2016)

О концепции звукового плюрализма Ги Ребеля на примере электроакустической композиции Chants sauvages («Дикие крики» 2008 год) по материалам конференции «Инновационное пространство музыкальной науки и практика», 2016)

Правила жизни Рафаэля Багдасаряна (Музыкальная Академия  №1, 2017)

Об энциклопедическом словаре грузинской музыки (Музыкальная Академия  №1, 2017)

В настоящий момент в издательстве l’Harmattan (Франция) готовится издание книги «Феномен сверхискусства в русской культуре начала ХХ века»

Дискография:

  • Бах. Ария с вариациями (Гольдберг-вариации). Исп. Нино Баркалая. Запись Радио «Орфей» с концерта фестиваля «Памяти Оливье Мессиана» в Рахманиновском зале Московской консерватории 30.10.2002
  • Пуленк, Тайра, Булез, Губайдулина, Шульхоф. Исп. Нино Баркалая (фортепиано) и Пьер-Ив Арто (флейта, Франция). Запись Радио «Орфей» с концерта фестиваля «Московская осень» 16.11.2003 в Рахманиновском зале Московской консерватории
  • Александр Черепнин и Николай Черепнин. Запись в Малом зале Московской консерватории в декабре 2005 г. Запись произведений для скрипки и фортепиано. Софья Фридман – скрипка
  • Артём Васильев «Пять пьес для фортепьяно», Кирилл Заборов (Франция) Соната для фортепиано. Запись с концерта фестиваля «Московская осень» 20.11.2005. Концертный зал Дома композиторов
  • Николай ОБУХОВ Croix Sonore 2011. Московская консерватория.

Публикации об этом педагоге:

Рецензии и статьи в российской и зарубежной прессе, в частности, в газете «Музыкальное обозрение» (о фестивале «Московская осень» 2004, 2005 гг.), в журнале «Музыкальная жизнь». Январь 2007 г. Передачи и записи с концертов Баркалая по радио «Орфей» и радио «Голос России» (зарубежное вещание), радио «Эхо Москвы», радио «Свобода».

Контактный e-mail: nina_barkalay@mail.ru

История


Концерты


26
ФЕВ
2023

Европа

15
ФЕВ
2022

Вечер фортепианной музыки

24
ОКТ
2021

Три века фортепианной музыки. Концерт I: XVIII век

15
ДЕК
2019

«Лики классики»

15
МАЯ
2019

Нино Баркалая (фортепиано)

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Наталия Ведерникова (Гуреева)

Заслуженная артистка России
Заслуженный деятель искусств России

Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ

Важа Чачава

Народный артист Грузинской ССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации