Специалист по истории музыки ХХ века.
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры от 23 декабря 2013 года (№ 365) Награждена медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы». Награждена орденом «Дружба народов» (2006).
Награждена Премией города Москвы в области литературы и искусства за монографию «Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия. Исследовательские очерки» (2007).
Член Союза композиторов СССР (РФ) (с 1976 г.).

Награждена Серебряной медалью в связи со 150-летием Московской консерватории


Родилась в г. Москве. Дочь Н. Г. Баратовой (доцента Московской консерватории) и Б. С. Лебедева-Баратова (архитектора Моспроекта).  В 1954 г. окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано (класс Т. А. Бобович).

В 1959 г. с отличием окончила Московскую консерваторию (теоретико-композиторский факультет — класс Н. В. Туманиной, и фортепианный факультет — класс Н. П. Емельяновой). Продолжила учебу в аспирантуре при Московской консерватории (1961–1965, научный руководитель — Б. М. Ярустовский). В 1968 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Фортепианное творчество Метнера» (Московская консерватория).

По инициативе и личном участии Долинской состоялись:

  • Международный конкурс молодых композиторов имени А. Шнитке (2002)
  • пять Международных конференций «Альфреду Шнитке посвящается» (1997-2003)
  • фестивали к 65-летию и 70-летию А. Шнитке «Голоса молодых» (1999 и 2004 гг.)
  • Фестиваль, посвященный юбилеям Н. Мясковского и Д. Шостаковича (Московская консерватория, 2001, 2006)

Долинская приняла непосредственное участие в открытии известных ныне вузов, среди них: Магнитогорская консерватория им. М. И. Глинки, Оренбургский Государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Как профессор МГИМ им. А. Шнитке она стала одним из инициаторов создания «Шнитке-центра» — научного подразделения, получившего ныне широкую известность в мировых научных кругах. Изданные «Шнитке-центром» книги — «Альфреду Шнитке посвящается» (редакторы-составители Е. Долинская и А. Богданова, вып. 1-5, М., 1999, 2001, 2002, 2004, 2006) — в значительной степени формируют в России литературу об этом композиторе. При непосредственном участии Долинской в МГИМ был создан и ныне активно функционирует единственный в мире Музей А. Г. Шнитке. Ранее (совм. с O. С. Семеновым) она была инициатором по воссозданию Музея Н. Г. Рубинштейна в Московской консерватории. Выступает с докладами на всероссийских конференциях, на международных симпозиумах в Великобритании, Болгарии, Венгрии, на Кубе и в других странах. Принимает самое активное участие в важнейших мероприятиях Союза композиторов Москвы и России, в том числе фестивалях современной музыки «Московская осень».

Деятельность Долинской как журналиста, широко публикующегося в прессе Москвы, разных регионов России и за рубежом, не раз отмечалась музыкальной общественностью. Около четверти века Долинская возглавляла Университет музыкальной культуры на офицерских курсах «Выстрел» (награждена многими грамотами Министерства Обороны СССР).

Член Союза композиторов Долинская вложила много творческих сил в развитие музыкальной культуры бывших республик СССР (Армения, Азербайджан, Грузия, Туркмения). Входит в бюро музыковедческой комиссии Союза композиторов Москвы, а также является членом приемной комиссии Союза композиторов России. Долинская является членом нескольких советов — ученых и по защите диссертаций (Московская консерватория, Институт искусствоведения).

Педагогическая деятельность:

С 1965 г. ведет в Московской консерватории авторский курс истории русской музыки XX века, с 1987 г. – профессор. Научно-педагогическая деятельность Долинской тесно связана с рядом музыкальных центров: Москвы, Петербурга, Саратова, Оренбурга, Екатеринбурга, Магнитогорска, Уфы, Кемерово и других городов России.

На протяжении нескольких десятилетий она оказывает творческую и методическую помощь вузам, колледжам, училищам, а в бытность СССР – учебным заведениям Азербайджана, Армении, Таджикистана и Киргизии: консультирует аспирантские и докторские диссертации. Является Председателем Государственной экзаменационной комиссии в консерваториях и институтах: Российская академия музыки им. Гнесиных, Саратовская консерватория, Магнитогорская консерватория, Екатеринбургская консерватория.

Председатель и член оргкомитета Международных и Всероссийских конференций: Педагогические ассамблеи (Магнитогорская консерватория, доклады: 2002 – фортепианный концерт в русской музыке ХХ века, 2005 – Моцарт и ХХ век: избранные параллели). Председатель Всероссийских педагогических чтений в Оренбургском институте музыки им. Л. и М. Ростроповичей. Доклады: Курс истории современной отечественной музыки и новые тенденции музыкального образования (1999); Фортепианный концерт в контексте второй волны авангарда (2003). Воронеж – Ивановка, 2003.Международная конференция к юбилею Рахманинова. Доклад: Рахманинов и Свиридов. К 50-летию со дня смерти Прокофьева: доклад в ГЦММК им. Глинки. К 90-летию со дня рождения С. Прокофьева – доклад на Международной конференции в Глазго.

Ученики:

Под руководством Долинской защищены:

    докторские диссертации:
  • А. И. Демченко
  • Ф. М. Абукова
  • И. М. Ромащук
  • Т. А. Зайцева
  • Е. Р. Скурко
  • Б. Б. Бородин
  • Б. П. Хавторин

    более 30 кандидатских диссертаций:
  • И. Брежнева
  • О. Босовская-Томас
  • Е. Власова
  • А. Казурова
  • Н. Милешина
  • Е. Ногайбаева-Брайтмен
  • Л. Сизова
  • Е. Цветкова
  • Е. Наумова

    в том числе и за рубежом:
  • А. Вечева и Л. Крачева в Болгарии
  • О. Схондервуд в Голландии
  • К. Флямм в Германии

    выполнено свыше 40 дипломных работ.


Научные труды. Издания. Публикации:

Статьи (более 300):

  • На уроках Я. В. Флиера (в соавторстве с Н. Лельчук) //Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
  • Николай Метнер и Николай Мясковский: опыт сравнительной характеристики // Советская музыка, 1981, № 8 
  • Открытые уроки // Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью. М., 1983
  • Мясковский // Музыка ХХ века. М., 1984
  • Смотр авангарда 80-х // Советская музыка. 1988, № 1 
  • Прокофьев и Мясковский // Московский музыковед. М., 1991
  • Из архивов Московской консерватории // Отечественная музыкальная культура ХХ века. М., 1993
  • Романтические аспекты в музыке уходящего века // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Магнитогорск, 1997
  • Поздний период творчества Шостаковича: факты и комментарии // Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
  • «Моя музыка никогда не умирала» // Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
  • Русская музыкальная культура конца XX века // Проблемы музыкального образования. Оренбург, 1999
  • Симфоническое творчество // История современной отечественной музыки. Вып. 1, 2. М., 1999, 2001
  • Проблемы музыкального образования на современном этапе в контексте истории отечественной музыки // Музыкальная академия, 2000, № 3 
  • К юбилею Карэна Хачатуряна // Музыкальная академия, 2000, № 1 
  • Краски «Московской осени» // Музыкальная академия, 2000, № 2 
  • Метнеровский архив в коллекции Британской библиотеки // Музыкальная жизнь, 2000, № 7 
  • Высказываться искренне, просто // Музыкальная академия, 2001, № 2 
  • Слово о друге // Федор Дружинин. Воспоминания, страницы жизни и творчества. М., 2001; Париж, 2006
  • Хоровых дел мастер // Борис Тевлин. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 2001
  • Метнер в коллекции Эдны Айлз // Русские архивы за рубежом. М., 2001
  • Цезарь и Клеопатра в театре Б. Покровского // Музыкант-классик, 2002, № 10 
  • О Сергее Слонимском: к 70-летию мастера // СПб., 2002
  • Новые сочинения С. Слонимского // Музыкальная жизнь, 2002, № 2 
  • Третьи концерты Рахманинова и Метнера (текстологический анализ) // Музыкальная жизнь, 2002, № 6 
  • Юбилей дирижера (Л. Гершкович) в Детском музыкальном // Музыкант-классик, 2002, № 7 
  • Канонизация в рамках новаторства и традиции: стилистические тенденции отечественной музыки последней трети XX века / М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.-СПб., 2003
  • Принцесса Пирлипат или наказанное благородство // Музыкант-классик, 2003, № 5 
  • Привлекательные самодуры // Музыкант-классик, 2003, № 6-7
  • Имени Антония Аренского // Музыкант-классик, 2003, № 6-7
  • Сергей Рахманинов в дневнике Прокофьева // Музыкант-классик, 2003, № 8 
  • Мастер-классы: вчера-сегодня-завтра // Музыкант-классик, 2003, № 9 
  • Знаменательный Юбилей // Музыкант-классик, 2003, № 10 
  • Прокофьев и Мясковский. Год 1927. И не только // Музыкант-классик, 2003, № 12 
  • К 100-летию Натальи Сац // Музыкант-классик, 2003, № 12 
  • Рахманинов в оценке Свиридова (по записным книжкам композитора) // Театр и литература. СПб., 2003
  • Гoйови Д. Альфред Шнитке: встречи и переписка // Альфреду Шнитке посвящается... К 70-летию композитора. Вып. 4. М., 2004
  • Автографы Третьих концертов Н. К. Метнера и С. В. Рахманинова в Британской библиотеке // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы научных конференций. М., 2004
  • Перелистывая страницы прессы полувековой давности (из периодики 50-60-х годов) // Альфреду Шнитке посвящается... К 70-летию композитора. Вып. 4. М., 2004
  • Дитя любви «Мария Каллас» в Новой опере // Музыкант-классик, 2004, № 1 
  • Фортепианные концерты Прокофьева // Музыкант-классик, 2004, № 2 
  • «Царская невеста» в Самарском оперном // Музыкант-классик, 2004, № 4 
  • Глинка и ХХ век: избранные параллели // Музыкант-классик, 2004, № 7 
  • «Лолита» в Москве // Музыкант-классик, 2004, № 5 
  • Что искали в «Новой опере» вместо жемчуга? // Музыкант-классик, 2004, № 6-7
  • «Кто такой Чапаев? Да Щорс его знает» // Музыкант-классик, 2004, № 6-7
  • «Принцесса Пирлипат или наказанное благородство» (размышления после премьеры) // Музыкант-классик, 2004, № 8 
  • Мастер-класс в Рузе // Музыкант-классик, 2004, № 9 
  • «Проделки Кота в сапогах» в Детском музыкальном // Музыкант-классик, 2004, № 10 
  • «Дитя и волшебство» М. Равеля на сцене Детского музыкального театра // Музыкант-классик, 2005, № 1 
  • А был ли у Бетховена 6-й фортепианный концерт? // Музыкант-классик, 2005, № 2 
  • «Сон стал явью». Размышления после премьеры в Большом театре // Музыкант-классик, 2005, № 4 
  • Юбилей главного дирижера в Детском музыкальном // Музыкант-классик, 2005, № 5 
  • Лондонский «Остров радости» // Музыкант-классик, 2005, № 7 
  • Сергей Слонимский – две премьеры в один вечер // Музыкант-классик, 2005, № 7 
  • «Без вины виноватые» на музыкальной сцене // Музыкант-классик, 2005, № 8 
  • Моцарт и ХХ век: избранные параллели // Музыкант-классик, 2005, № 12 
  • В Татьянин день // Российский музыкант. 2006. № 1. C. 4 
  • Глинка и ХХ век: избранные параллели // М. И. Глинка, К 200-летию со дня рождения: Материалы международных науч. конф.: в 2-х тт. Т. 1 / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. М., 2006
  • Фортепианные концерты Прокофьева (лаборатория жанра по его Дневникам) // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006
  • Фортепианный концерт Шнитке в контексте второй волны авангарда // Альфреду Шнитке посвящается... Вып. 5. М., 2006
  • Научное приношение к 100-летию Д. Д. Шостаковича // Д. Д. Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. М., 2007
  • Литературный текст в художественном мире С. С. Прокофьева: слово и музыка (рассказы) // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. М., 2007

Составлено около 15 сборников, в т. ч.:

  • Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью (Совм. с М. Яковлевым, М., 1983)
  • Из прошлого и настоящего отечественной музыки (Вып. 1-4, М., 1984–1991)
    Вып. 4. М., 1991
  • Эдуард Хагагортян. Статьи. Воспоминания. М., 1987
  • Ярустовский Б. М. Избранное. М., 1989
  • Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. «Композитор», М., 1997
  • Из прошлого и настоящего музыкальной культуры (Межвузовский сборник статей. Вып. 1, Магнитогорск, 1997, Вып. 2, Магнитогорск, 2004,) – редактирование, составление, авторские работы
  • Альфреду Шнитке посвящается. (М., 1999, 2001, 2003, 2004, 2006) – (совместно с А. В. Богдановой)
  • История современной отечественной музыки (1960–1990) – Вып. 3, 2001, редактор-составитель, признанного «лучшим учебником 2001 года» («Музыкальная жизнь», 2002, № 6). Идея проекта, редактор, автор многих глав
  • Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. М., 2006
  • Д. Д. Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. М., 2007

Монографии

  • Николай Метнер. Монографический очерк. М., 1966
  • Фортепианное творчество Н. К. Метнера: автореферат кандидатской диссертации. М., 1967
  • Карэн Хачатурян. М., 1975
  • Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М., 1980
  • Стиль инструментального творчества Н. Я. Мясковского и современность. Докторская диссертация в 2-х томах. М., 1983
  • Стиль инструментального творчества Н. Я. Мясковского и современность: Автореферат Докторской диссертации. М., 1984
  • Стиль инструментальных сочинений Н. Я. Мясковского и современность. М., 1985
  • Евгений Птичкин. М., 1990
  • Шостаковичу посвящается: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
  • О русской музыке последней трети ХХ столетия / Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для студентов вузов (Магнитогорск, 2000, М., 2001, 2002, 2004)
  • История современной отечественной музыки, вып. 3 (1960-1990) / Учебное пособие для музыкальных вузов. Редактор-составитель, автор проекта и текстов. М., 2001
  • О русской музыке ХХ века (60-е – 90-е годы) (учебное пособие). М., 2003
  • Фортепианный концерт в русской музыке ХХ века / Исследовательские очерки, М., 2006

 

Публикации об этом педагоге: 

  • Русак-Тушишвили Д. Р. Поздравляем с юбилеем // Музыкант-классик, 2006, № 2 
  • Захарова Е. В честь юбиляра // Российская музыкальная газета, №№ 4-5, 2006
«Выдающийся музыковед и талантливый педагог, человек невероятной творческой активности, которая питается огромной любовью к музыке, она всю свою деятельность направляет на развитие отечественной науки. Человек щедрой души, доброго сердца, она не жалея сил созидает настоящее и будущее нашей музыкальной культуры»
(Российская музыкальная газета. №№ 4-5, 2006)
 
«Доктор искусствоведения, профессор Елена Борисовна Долинская – один из наиболее известных российских музыковедов, чья деятельность отличается удивительной широтой и продуктивностью. Порой случается удивляться, как ей удается так много успевать и в столь разных областях <...> Нельзя не заметить, что к ней тянется молодежь, зная и чувствуя, что всегда найдет у нее помощь, поддержку, чуткое и внимательное отношение к рождающимся научным замыслам и профессиональным интересам. Елена Борисовна, безусловно, обладает талантом педагога, наставника, и одновременно – даром человеческого общения, благодаря чему многие ученики навсегда становятся ее друзьями»
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств, заведующий отделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ М. Г. Арановский
 
«Уважаемая Елена Борисовна! Примите мои поздравления с юбилеем. Вы принадлежите к славной когорте Российских искусствоведов, настоящих подвижников, чей вклад в изучение музыкальной культуры трудно переоценить. Вся Ваша творческая жизнь связана с Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского. Здесь на протяжении многих лет вы ведете активную исследовательскую общественную и педагогическую деятельность. Щедро делитесь богатейшими знаниями и опытом с новыми поколениями молодых и талантливых исполнителей. Крепкого Вам здоровья, благополучия и всего самого доброго.»
В. Путин
Поздравительная телеграмма с 70-летним юбилеем от Президента России В. В. Путина

Контактный e-mail: dolser@gameland.ru