Главный редактор газет Московской консерватории «Российский музыкант» и «Трибуна молодого журналиста».
Член Союза композиторов СССР (РФ) (1965) и Союза журналистов РФ (2003);
Член редколлегии научного журнала Латвийской академии музыки имени Язепа Витолса «Latviesu muzika» (Латышская музыка), Рига;


Родилась в городе Куйбышеве (ныне — Самара) в семье музыкантов, вернувшихся в Россию в 1935 году из Харбина. Родители в 1937–1938 годах были репрессированы. В 1945–1947 годах жила в Ухте, в 1947–1982 годах — в Риге. С 1982 года — в Москве.

В 1954 году окончила в Риге музыкальную школу десятилетку им. Э. Дарзиня, в 1959 году — Латвийскую государственную консерваторию им. Я. Витола (класс Л. Э. Красинской), совершенствовалась в аспирантуре Московской консерватории (руководители — Л. А. Мазель (1959–1962) и В. В. Протопопов (1962–1963)).

В 1970 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Камерный вокальный цикл в современной советской музыке» (Московская консерватория); в 1983 году — докторскую на тему: «Театральность в современной музыке и творчество Маргера Зариня» (Киевская консерватория).

В 1961–1982 годах преподавала в Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола (с 1973 года — доцент), вела музыкально-теоретические дисциплины (гармония, анализ музыкальных произведений и другие предметы) на исполнительских и теоретико-композиторском факультетах; последние годы — анализ у музыковедов и руководство дипломными работами. В Латвии читала лекции на двух языках.

В 1980 году приглашена в Московскую консерваторию для ведения курса музыкальной критики на теоретико-композиторском факультете, прошла по конкурсу на штатную должность профессора. С января 1983 года приступила к работе. Ведёт спецкурс «Музыкальная критика и журналистика» для музыковедов по индивидуальной программе.


Ученики

В индивидуальном классе профессор Курышева руководит научной работой молодых музыковедов — студентов, аспирантов, соискателей. За время работы в Московской консерватории под её научным руководством выполнены:

Дипломные работы:  

  • Ю. Бершидсий. Фестиваль «Московская осень» в музыкальной жизни столицы (1988)
  • Н. Май. Некоторые проблемы отечественной музыкальной журналистики на исходе ХХ века (взгляд с позиции «второй музыки») (1998)
  • А. Истратов. Группы «Pink Floyd» и «Rolling Stones» как ось рок-культуры в последней трети ХХ века (2001)
  • М. Соколовская. Элитарная и массовая музыкальная журналистика: в поисках контакта с адресатом (2001)
  • С. Борисов. Музыка Геннадия Гладкова к кино- и телефильмам как культурный феномен (2003)
  • О. Окнинская. Метаморфозы оперной режиссуры на рубеже XX–XXI веков (2007)
  • А. Юркин. «Поп-музыка эпохи глобализации как отражение массового музыкального вкуса» (2012)
  • А. Шляхов. «У истоков отечественной музыкальной тележурналистики: цикл «Музыка наших современников» (1984–1988)» (2014)

Кандидатские диссертации:

  • А. Жюрайтите. Литовский балет: становление и развитие жанра (1987)
  • С. Наборщикова. Интерпретация литературного произведения в балете (1991)
  • В. Филатов. К проблеме использования ударных инструментов в советской музыке 60–80-х годов (1991)
  • О. Астахова. Принципы взаимодействия музыки и танца (1993)
  • М. Щеславская. Оценочные критерии в музыкальной культуре России рубежа XIX–XX веков (1996)
  • Г. Тампаева. Информационные процессы в музыкальной культуре Казахстана (2001)

Публикации

    Книги
  • Маргер Заринь. — М.: «Сов. Композитор». 1980
  • Театральность и музыка. — М.: «Сов. Композитор». 1984
  • Слово о музыке. О музыкальной критике и музыкальной журналистике. Очерки. — М.: «Композитор». 1992
  • История современной отечественной музыки, выпуск 2. Глава «Балет». — М.: «Музыка». 1999
  • Диалоги о музыке перед телекамерой. — М.: «АСТ». 2005
  • Музыкальная журналистика и музыкальная критика. Учебное пособие для музыкальных вузов. — М.: изд. «Владос-пресс». 2007
  • «Музыка… Люди… Театр…». НИЦ «Московская консерватория», 2012
    Избранные статьи в научных сборниках и периодической печати
  • Новая встреча с Прокофьевым (рецензия на постановку в Риге оперы «Любовь к трём апельсинам») // Советская Латвия. 1.12.1964
  • «Питер Граймс» звучит в Риге // Советская культура. 9.01.1965
  • Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке // Вопросы музыкальной формы. — М.: «Музыка». 1966
  • О музыкальной драматургии поэмы «Страна отцов» // «Георгий Свиридов». — М.: «Музыка». 1971
  • Блоковский цикл Шостаковича // «Блок и музыка». Л. — М.: «Советский Композитор», 1972
  • «Варшавская осень»-73 // Советская музыка. 1974. № 2. 
  • Новые черты знакомого портрета (о Маргере Зарине) // Советская музыка. 1974. № 3  
  • Заринь смеётся (рецензия на оперу «Чудо святого Маврикия») // Советская музыка. 1975. № 7  
  • Латышский советский балет // Музыкальная культура Латвийской ССР. — М.: «Музыка». 1976
  • Говорят музыканты Латвии // Советская музыка. 1979. № 1  
  • Музыкальная природа балета // Советская музыка. 1979. №  2 
  • Новый полёт чайки (рецензия на гастрольный спектакль Большого театра «Чайка» Р. Щедрина) // Советская Латвия. 28.06.1981
  • О роли музыки в синтезе искусств // Советская музыка. 1980. № 8  
  • Универсализм мастера (о М. Зарине) // Советская музыка. 1980. № 10 
  • Звук несёт в себе всё (о Ю. Башмете) // Советская культура. 26.07.1986
  • Das Theatralische in den Gattungen der Musik // Kunst und Literatur. 1986. № 5  
  • Постигая наследие Д. Д. Шостаковича // Советская музыка. 1987. № 3  
  • Ballette Moskauer Komponisten // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. 1990. Германия
  • Солнечная симфония (К юбилею С. С. Прокофьева) // Культура. 1991. № 1  
  • Балеты композиторов Москвы: в поисках музыкального прочтения русской литературной классики. // Из прошлого и настоящего современной отечественной музыки. — М., 1991
  • О музыкальной режиссуре и не только о ней // Отечественная музыкальная культура ХХ века. М., 1993
  • Что такое прикладное музыковедение? // Музыкальная академия. 1993. № 4  
  • Шостакович в балетном театре, или Почему танцуют Шостаковича? // Шостаковичу посвящается: 1906–1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. — М., 1997
  • Он сделал всё, что мог... // Музыкальная академия. 1999. № 3  
  • Вагнер — нетипичная Россия // Ведомости. 13.01.2004
  • Чайковский съездил в Баден-Баден // Ведомости. 27.07.2005
  • Музыкальная хореодрама в творчестве Родиона Щедрина и Альфреда Шнитке // Антология музыкального театра второй половины ХХ века. — М.: «Композитор». 2006
  • Sergeja Prokofjeva vēlīno baletu novatorisms — Новаторство поздних балетов Сергея Прокофьева (на латышском и русском языках) // Mūzikas akadēmijas raksti, 4 — Rīga: Musica Baltica, 2008
  • Musical Criticism as an Art of Perception (Музыкальная критика как искусство восприятия) // Across Centuries and Cultures. Musicological Studies in Honor of Joachim Braun. — Frankfurt am Main: «Peter Lang», 2010
  • Музыкальная журналистика как академическая музыковедческая дисциплина. // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. Статьи и материалы Международной научной конференции к XXXV-летию Кафедры музыкальной критики. СПб: «Нестор-история», 2012
  • Хоровой «театр» на концертных подмостках // Камерный хор Московской консерватории. Формула успеха: К 80-летию Бориса Тевлина: сборинк статей/ редактор-составитель Е. Кривицкая. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012.

Избранные публикации в газете Московской консерватории «Российский музыкант»

  • Музыкальный театр в зеркале времени (вступительная статья в номере, целиком отданном студенческим театральным рецензиям). 1999, № 1  
  • Возвращение музыканта (приветственная заметка в качестве нового главного редактора). 2000, № 2
  • Коллективное интервью от имени «Российского музыканта»: обсуждение с заведующими кафедрами творческих вопросов настоящего и будущего Московской консерватории. Участие приняли профессора: В. К. Мержанов, П. И. Скусниченко, А. С. Соколов, Б. Г. Тевлин, В.Н.Холопова — 2000, № 2; Т. А. Алиханов, Е. М. Ботяров, В. С. Попов, Е. Г. Сорокина — 2001, № 1; В. М. Иванов, М. А. Сапонов — 2001, № 2; А. В. Самонов, А. В. Чайковский — 2001, № 3; Н. Н. Гуреева-Ведерникова, Л. В. Раков, Т. В. Чередниченко — 2001, № 4; В. П. Жданов и завершающая коллективное интервью Т. А. Курышева — 2001, № 5
  • Первый рахманиновский конкурс в Америке (на материале бесед с членами жюри, профессорами М. С. Воскресенским, Н. А. Петровым, А. С. Соколовым). 2002, № 3
  • Мастер-класс (о мастер-классе М. Л. Ростроповича в Московской консерватории в сентябре 2002 г.; редакционная преамбула и литературная обработка выступления М. Л. Ростроповича). 2002, № 5
  • XII конкурс имени Чайковсокого: полгода спустя (редакционная статья и беседы с профессорами Н. Н. Шаховской, Э. Д. Грачем, С. Л. Доренским, П. И. Скусниченко,). 2002, № 6 и № 7
  • Этого греха не должно произойти (беседа с ректором профессором А. С. Соколовым о проблемах Консерватории и, в частности, Большого зала). 2003, № 3
  • Из девятнадцатого в двадцать первый век (беседа с ректором профессором А. С. Соколовым о проблемах грядущей реконструкции консерватории). 2003, № 6
  • С Новым годом, читатель! 2003, № 8
  • Наш ректор — министр культуры…(беседа с ректором профессором А. С. Соколовым в связи с его новым назначением о ближайших задачах в деятельности консерватории). 2004, № 2
  • Студия новой музыки (беседа с профессором В. Г. Тарнопольским). 2004, № 8
  • Выдержки и терпения! (беседа с вновь избранным ректором профессором Т. А. Алихановым о перспективах Московской консерватории). 2005, № 5
  • Новогодний бал с «Московией» (о камерном оркестре под управлением профессором Э. Д. Грача). 2005, № 8
  • Стройка века (беседа с ректором профессором Т. А. Алихановым о новых планах строительства в Московской консерватории). 2006, № 4
  • Премьеры юбилейной осени (о постановках хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» в Большом зале консерватории в Москве и мультимедийной оперы В. Тарнопольского «По ту сторону тени» в Бонне). 2006, № 9
  • Возвращение на круги своя (к 80-летию М. Л. Ростроповича: портрет-эссе). 2007, № 3
  • Учёный. Эрудит. Мыслитель (к 100-летию профессора Л. А. Мазеля: портрет). 2007, № 7
  • Огонь призвания (к 75-летию Р. К. Щедрина: вступительные заметки и беседа с композитором). 2007, № 9
  • «Снегурочка, пришла твоя пора…» (о гастролях оперного театра Московской консерватории в Литве: беседа с художественным руководителем театра, дирижёром спектакля профессором А. Н. Якуповым). 2008, № 2
  • «Как слово наше отзовётся» (к 70-летию газеты «Российский музыкант»: об истории газеты и проблемах современной музыкальной журналистики). 2008, № 4
  • «Стройка века» на новом этапе (об ожидаемой реконструкции консерватории — по материалам выступления проректора С. И. Розанова на Учёном совете). 2008, № 4
  • Репетиция продолжается! (о XI фестивале «Московский форум» — беседа с руководителем Центра современной музыки профессором В. Г. Тарнопольским). 2008, № 6
  • Портал в режиме on-line (о новом портале «Российский музыкант 2.0», открывшемся на Интернет-сайте Московской консерватории). 2008, № 7
  • Большое камерное искусство (о Пятом международном конкурсе камерных ансамблей). 2008, № 9
  • Путь созидания и преемственности (беседа с и. о. ректора профессором А. С. Соколовым о современных проблемах Московской консерватории и путях её дальнейшего развития). 2009, № 2
  • На пороге большой стройки (беседа с проректором С. И. Розановым). 2009, № 4
  • Выборы Ректора (подборка). 2009, № 5
  • Предновогодний разговор с ректором (о текущих проблемах консерватории). 2009, № 9
  • Попечители: действенная поддержка (о Попечительском совете). 2010, № 2
  • Впервые в Дармштадте (об участии профессора В. Г. Тарнопольского и Ансамбля «Студия новой музыки» в Курсах новой музыки в Дармштадте летом 2010 года). 2010, № 6
  • Горячие дни Московской консерватории (беседа с ректором профессором А. С. Соколовым). 2010, № 7
  • Послание великим (рецензия на концерт с участием Д. Баренбойма и Пьера Булеза). 2011, № 6.
  • La Biennale di Venezia (беседа с профессором В. Г. Тарнопольским об участии «Студии новой музыки» в Венецианской биеннале). 2011, № 7.
  • Многие просто хотят музицировать (К 50-летию Камерного оркестра МГК — беседа с Ф. Коробовым). 2012, № 3.
  • «Я — тот сосуд, сквозь который прошла «Весна Священная»». 2012, № 8.
  • «Играть на клавесине было идеологической диверсией...» (К юбилею А. Волконского). 2013, № 2.
  • Чудо музыки Рахманинова (К юбилею С. Рахманинова — беседа с Н. Луганским). 2013, № 3.
  • «75 + 15» (К юбилею газет МГК). 2013, № 9.
  • «Пять лет в преддверии юбилея» (интервью с ректором профессором А. С. Соколовым). 2014, № 5.

Творческие интересы Курышевой с самого начала связаны как с научной, так и с музыкально-журналистской деятельностью.

Первые рецензии появились в латвийских и центральных газетах еще в 60-х годах ушедшего века.  Этому способствовало, наряду с преподаванием в консерватории, длительное (с 1965 года) и активное участие в творческой работе Союза композиторов СССР — выступления по проблемам современной музыки в печати, на всесоюзных конференциях и дискуссиях, прежде всего как представителя Союза композиторов Латвии.

Главные направления научных исследований Т. А. Курышевой — современная музыка и музыкальный театр. Разработанная теоретическая концепция музыкальной «театральности» как одного из самобытных стилистических явлений музыки ХХ века, нашла своё отражение в докторской диссертации и книге «Театральность и музыка», изданной в 1984 году.

Вскоре после защиты докторской диссертации, уже в Москве, Курышева попробовала себя и в тележурналистике.  По приглашению Центрального телевидения она в течение нескольких лет (1984–1991) вела авторскую передачу «Музыка наших современников», а также музыкальные репортажи и молодёжные телемосты на музыкальные темы.

На материале этих передач в жанре, сочетающем авторские воспоминания о них, размышления о проблемах музыкальной тележурналистики и тексты непосредственных бесед со многими знаменитыми участниками, позднее была создана книга «Диалоги о музыке перед телекамерой» (2005).

Курышева принимала многократное участие в научных конференциях и симпозиумах. Среди выступлений более позднего времени доклады: «Музыкальная хореодрама от Прокофьева к Шнитке» (1990, Дуйсбург, Германия); «Новаторство поздних балетов Прокофьева» (1991, Глазго, Великобритания); «Музыкальная журналистика как фактор музыкального быта» (Конференция: «Бытовая музыкальная культура: история и современность». 1994, Ростов-на-Дону); «Шостакович в балетном театре...» (юбилейная конференция, посвященная Д. Шостаковичу. 1996, Москва).

В 1998 году в интересах учебного процесса профессор Т. А. Курышева основала новую музыкальную газету — «Трибуна молодого журналиста»,  в которой публикуются студенты, прежде всего — слушатели спецкурса. В 2000 году по заданию ректората возглавила газету Московской консерватории «Российский музыкант», наряду с «Трибуной молодого журналиста». Она не только осуществляет художественное руководство обоими периодическими изданиями (главный редактор), но и регулярно выступает в них.