Музыковед-теоретик, педагог
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)
Доктор искусствоведения (дисс. «Музыкально-теоретические проблемы оперного творчества Глинки». Московская консерватория, 1960)
Профессор (1961)
Старший научный сотрудник (1948)
Лауреат Международного конкурса музыковедческих работ, посвященного творчеству Ф.Шопена (за работу «Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена». Варшава, 1960)
Лауреат Государственной премии РФ (1996; за исследования по истории полифонии и истории русской музыкальной культуры: «Западноевропейская музыка XVII – первой четверти XIX века», «Западноевропейская музыка XIX – начала XX века», «Русская мысль о музыке в XVII веке», «Музыка русской литургии. Проблема цикличности»)
Член Союза композиторов СССР (РФ)
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1946), «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За оборону Москвы», «В память 800-летия Москвы», «В память 850-летия Москвы» и др.
Звание «Ветеран труда».
Родился 30 июня 1908 года в Москве.
Окончил композиторское отделение Музыкального техникума им. братьев А. и Н. Рубинштейнов (класс И.И. Дубовского, 1930), Московскую консерваторию (1937) и аспирантуру (1938) по классу Л.А. Мазеля (1937) с занесением имени на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории. В 1942 году защитил кандидатскую диссертацию «Камерное инструментальное творчество Танеева» (Московская консерватория).
Выдающийся ученый, деятельность которого включала вопросы теории и истории музыки, источниковедения, библиографии, редактирования и составление комментариев к изданию музыкальных и литературных трудов русских композиторов, музыкальных ученых, критиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, А.Н. Серова, В.В. Стасова). Автор 217 научных работ: книг, брошюр, статей, рецензий, заметок. В течение многих лет принимал участие в международных конференциях в Быдгоще (Польша). Основатель новой научной дисциплины «История полифонии», разработанной им от эпохи Возрождения до начала XX века, включая различные музыкально-исторические стили, национальные школы (в т. ч. русскую), творчество величайших мастеров и их современников. Работы Протопопова в области теории музыкальных форм касаются проблем структурной многоплановости музыкальной композиции, ее пропорций (закономерности золотого сечения), основополагающих композиционных принципов (вариационного, рондального, сонатного) и их взаимодействия, становления и эволюции сонатной и сонатно-циклической формы, а также принципов музыкальной формы И.С. Баха, Л. ван Бетховена. Ввел термины: «контрастно-составная форма», «музыкальная форма второго плана», «полифония пластов», «контрапункт форм» и др. Составитель и редактор капитального труда «История полифонии» (Вып. 3, 4, 5. М., 1985, 1985, 1989).
Внес существенный вклад в изучение отечественной культуры: творчества М.И. Глинки, Чайковского, русских музыкантов XVII–XVIII веков (В.П. Титова, Н.П. Дилецкого и др.), в изучение архивных материалов из фондов Исторического музея, РГАЛИ, в восстановление старинных певческих рукописей и возрождение многих забытых национальных шедевров. Составитель сборников: «Музыка на Полтавскую победу» в серии «Памятники русского музыкального искусства» [публ., исследование, коммент.] (Вып. 2. М., 1973); «Московское барокко ХVII – 1-й четверти ХVIII веков» в серии: «Антология русской и восточно-славянской духовной музыки» (Т. V. СПб., 2000; восстановление партитур из хоровых голосов, редакция, вступительная статья).
Подготовил к изданию:
- «Николай Дилецкий. Идеа грамматики мусикийской» в серии «Памятники русского музыкального искусства» [публикация, перевод, исследование и комментарии] (Вып. 6. М., 1979);
- «Стасов В.В. Статьи о музыке в пяти выпусках» [составление, вступительная статья, комментарии] (Вып. 1, 5-Б. М., 1974, 1980);
- «Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках» [составление и комментарии] (Вып. 1. 1847–1853. М., 1984; Вып. 6. 1863–1866. М., 1990. Вып. 7-А; Вып. 7-Б.
Умер 18 февраля 2004 года в Москве.
Педагогическая деятельность
С 1938 года преподавал в Московской консерватории на кафедре теории музыки. Вел курсы сольфеджио, гармонии, с 1946 – спецкурс полифонии. Руководил дипломными работами и диссертациями (свыше 50). Среди учеников: Н.Гурьева, Т.Дубравская, Ю. Евдокимова, В. Задерацкий, А. Конотоп, И.Кузнецов, А. Михайленко, Н.Симакова, Н. Фейгина, Н. Шиманский (Белоруссия), Е. Клетинич (Молдова), П. Стоянов и К. Проданова (Болгария). Сотрудничал с Б.В. Асафьевым в Научно-исследовательском кабинете Московской консерватории, в Комиссии «Глинка и его современники» (1944–1948). В 1948–1959 годах – старший научный сотрудник, затем заведующий Сектором музыки в Институте истории искусств АН СССР.
Т. Н. Дубравская