Доктор искусствоведения. Дисс.: «Стилевые направления в русской советской музыке 1950–1970-х годов» (Московская консерватория, 1986)
Лауреат конкурсов: им. Б. Асафьева (1982), Института «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса, 1992–1993)
Член Союза композиторов РФ


Родилась в г. Москве. Супруга композитора Эдисона Денисова (1957–1987). В 1954 г. окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1959 г. — Московскую консерваторию как музыковед-теоретик (класс В. А. Цуккермана), в 1962 г. — аспирантуру. Училась у С. С. Богатырёва, Н. В. Туманиной, И. В. Нестьева.

В 1968 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Русская и советская комическая опера» (Московская консерватория). Проходила научную стажировку в Фонде П. Захера в Базеле (Швейцария, 1993).

Педагогическая деятельность

С 1963 г. преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории, с 1990 г. — профессор. Ведет курс анализа музыкальных произведений (спецкурс с 1973 по 1979 гг.), курс современной музыки (с 1981 г.). Научный руководитель дипломных работ и диссертаций. Среди учеников: С. Векштейн, М. Высоцкая, О. Лобанова, А. Мизитова, Т. Урбах, С. Ханукаев, Дзюн Тиба (Япония) (автор книги «Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа». М.: 2004). Работала также в Высшей школе музыки «Ино Миркович» (г. Ловран, Хорватия, 1997).

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 100 научных и музыкально-критических трудов — книг, статей, рецензий, методических работ (программы о курсу анализа музыкальных произведений по специальностям хоровое дирижирование и инструментальное исполнительство для музыкальных вузов, 2003; автор Методической разработки для написания дипломного реферата на дирижерско-хоровом факультете. М.: 2006).

Основная проблематика работ — стиль в современной музыке, музыка отечественных композиторов, музыкальная форма ХХ века.

    Основные публикации

  • Н. И. Пейко. М., 1965
  • Николай Сидельников. М., 1986
  • Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. М., 1989
  • Русская хоровая музыка 1970–1980-х годов. М., 1991
  • Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке ХХ века. М., 1995
  • Музыкальные формы ХХ века. М., 2004
  • М. Высоцкая, Г. Григорьева «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну». М., 2011

Редактор-составитель сборников Московской консерватории «Из личных архивов профессоров Московской консерватории». Вып. 1. М., 2002 Вып. 2. М., 2005 Вып. 3. М., 2008. Опубликовано более 100 статей, рецензий и других материалов в России и за рубежом. Среди них:

  • Вокальная лирика Н. Пейко и его цикл на стихи Н. Заболоцкого // Музыка и современность. Вып. 8. М.: 1974
  • Poli- und Monostilistik in der sowjetische Musik der achtziger Jahre // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990
  • Luziano Berios Skizzen zu O Кing // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung, Nr. 8, Marz, 1995
  • Мои воспоминания об Эдисоне // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: 1999
  • Австрийская музыка в контексте творчества Эдисона Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1999
  • Николай Обухов и его парижский архив // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. М., 2000
  • Армянская интонация в Концерте для хора А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001
  • «Великий труженик». МА ,2001№1 (в подборке статей «Венок Н.Н. Сидельникову. 1930-1992»)
  • A truly Russian composer: the music of Nikolai Sidelnikov // «Ex oriente...». Ten Composers from the former USSR. First Print, 2002
  • К истории и теории микрохроматики: Иван Вышнеградский / М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. М., Спб., 2003. C. 179-188
  • Шнитке — теоретик, публицист, критик // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. М., 2003
  • Альфред Шнитке и Эдисон Денисов // Альфреду Шнитке посвящается... К 70-летию композитора. Вып. 4. М., 2004
  • О семантике до мажора в системе современных выразительных средств // Семантика музыкального языка. РАМ им. Гнесиных М., 2004
  • О музыке Николая Сидельникова // Музыкальная академия. 2005. № 4 
  • Новые эстетические тенденции музыки второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции. М., 2005
  • Категория «стиль эпохи» и музыка XX века // XX век и история музыки: проблемы стилеобразования. ГИИ. М., 2006
  • «Балет Н.Сидельникова ''Степан Разин»”//Антология музыкального театра московских композиторов второй половины ХХ века. И., 2006
  • Роман Леденев — Эдисону Денисову (посвящение другу) // Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования. М., 2007
  • Блики воспоминаний // Лев Наумов. Сборник статей и воспоминаний. М., 2007
  • «Ритуал» П. Булеза // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007
  • Предисловие к книге: Эсаулова Т. «Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова».М., 2007
  • Захар Брон. К портрету Мастера // Культура и время. 2008. № 1
  • Сонатно-строфическая форма в духовной музыке Моцарта // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. РАМ им. Гнесиных. 2009
  • Э. Денисов. Kyrie: посвящение Моцарту // Моцарт в движении времени.М., 2009
  • Э. Денисов. Kyrie: «текст в тексте» // Этот многообразный мир музыки: Приношение М. Г. Арановскому. М., 2010
  • Тема короля Фридриха Великого и ее стилистические варианты. Музыкальная академия. 2010. № 2
  • «Э. Денисов. ”Голубая тетрадь:аллегория или реальность?”//Правда фантастики.Фантастика правды. Аспекты исторического музыкознания-IY. Харьков, 2010
  • «Сонатно-строфическая форма в Kyrie Моцарта»//История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В.В. Протопопова. Материалы международной научной конференции. МГК им П.И. Чайковского. Сборник 67. М.,2011
  • «Ирэне Владимировне Лаврентьевой – коллеги, друзья, ученики». Статьи, воспоминания. Ред-сост. Г. Григорьева. М.,2012
  • «О научном наследии И.В. Лаврентьевой» // Ирэне Владимировне Лаврентьевой- коллеги, друзья, ученики. М.,2012
  • «К истории и теории сонатного принципа: сонатно-строфическая форма в духовной музыке В.А.Моцарта»//Музыка в содружестве искусств и философско-эстетическая мысль. Аспекты исторического музыкознания-Y. Харьков, 2012
  • «М. Арановский . Учение о мелодии» // Искусство музыки:теория и история. Вып 3.Интернет издание  Государственного института искусствознания. http://sias/ru/magasin2/vypusk3
  • «Бег» Н. Сидельникова как пусская литературная опера // Музыка и время. 2014. № 2. С. 11-15
  • Последнее сочинение Н. Сидельникова // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1. С. 168-165.
  • Ранний Денисов: становление стиля.музыкальная академия.2014. № 2. С. 2-5.

Выступления на российских и международных конференциях, в том числе в США, Болгарии, Югославии.

Москва, 2016
Москва, 2016
Москва, 2016
Москва, 2015
Москва, 2015
Москва, 2014
Москва, 2014
Москва, 2014
Москва, 2013
Москва, 2013
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2009
Москва, 2008
Москва, 2007
Москва, 2006
Москва, 2006
Москва, 2005
Москва, 2004
Москва, 1995
Москва, 1991
Москва, 1986
Москва, 1985
Москва, 1965