Григорьева
Галина Владимировна

  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Профессор
Григорьева<br /> Галина Владимировна

Доктор искусствоведения. Дисс.: «Стилевые направления в русской советской музыке 1950–1970-х годов» (Московская консерватория, 1986);
Лауреат конкурсов: им. Б. Асафьева (1982), Института «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса, 1992–1993);
Член Союза композиторов РФ.

Награждена золотой медалью имени Н.Г. Рубинштейна (2021)


Родилась в городе Москве. Супруга композитора Эдисона Денисова (1957–1987). В 1954 году окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1959 году — Московскую консерваторию как музыковед-теоретик (класс В. А. Цуккермана), в 1962 году — аспирантуру. Училась у С. С. Богатырёва, Н. В. Туманиной, И. В. Нестьева.

В 1968 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Русская и советская комическая опера» (Московская консерватория). Проходила научную стажировку в Фонде П. Захера в Базеле (Швейцария, 1993).

Педагогическая деятельность

С 1963 года преподаёт на кафедре теории музыки Московской консерватории, с 1990 года — профессор. Ведёт курс анализа музыкальных произведений (спецкурс с 1973 по 1979), курс современной музыки (с 1981). Научный руководитель дипломных работ и диссертаций. Среди учеников: С. Векштейн, М. Высоцкая, О. Лобанова, А. Мизитова, Т. Урбах, С. Ханукаев, Дзюн Тиба (Япония) (автор книги «Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа». М.: 2004). Работала также в Высшей школе музыки «Ино Миркович» (Ловран, Хорватия, 1997).

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 100 научных и музыкально-критических трудов — книг, статей, рецензий, методических работ (программы о курсу анализа музыкальных произведений по специальностям хоровое дирижирование и инструментальное исполнительство для музыкальных вузов, 2003; автор Методической разработки для написания дипломного реферата на дирижёрско-хоровом факультете. — М.: 2006).

Основная проблематика работ — стиль в современной музыке, музыка отечественных композиторов, музыкальная форма ХХ века.

    Основные публикации:

  • Н. И. Пейко. — М., 1965;
  • Николай Сидельников. — М., 1986;
  • Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. — М., 1989;
  • Русская хоровая музыка 1970–1980-х годов. — М., 1991;
  • Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке ХХ века. — М., 1995;
  • Музыкальные формы ХХ века. — М., 2004;
  • (совместно с М. Высоцкой): Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну. — М., 2011.

Редактор-составитель сборников Московской консерватории «Из личных архивов профессоров Московской консерватории» (Вып. 1. М., 2002; Вып. 2. М., 2005; Вып. 3. М., 2008). Опубликовано более 100 статей, рецензий и других материалов в России и за рубежом. Среди них:

  • Вокальная лирика Н. Пейко и его цикл на стихи Н. Заболоцкого // Музыка и современность. Вып. 8. — М.: 1974;
  • Poli- und Monostilistik in der sowjetische Musik der achtziger Jahre // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. — Laaber, 1990;
  • Luziano Berios Skizzen zu O Кing // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung, Nr. 8, Marz, 1995;
  • Мои воспоминания об Эдисоне // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1999;
  • Австрийская музыка в контексте творчества Эдисона Денисова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1999;
  • Николай Обухов и его парижский архив // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. — М., 2000;
  • Армянская интонация в Концерте для хора А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. — М., 2001;
  • «Великий труженик». МА, 2001, № 1 (в подборке статей «Венок Н.Н. Сидельникову. 1930–1992»);
  • A truly Russian composer: the music of Nikolai Sidelnikov // «Ex oriente...». Ten Composers from the former USSR. First Print, 2002;
  • К истории и теории микрохроматики: Иван Вышнеградский / М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. — М., Спб., 2003. — C. 179–188;
  • Шнитке — теоретик, публицист, критик // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. — М., 2003;
  • Альфред Шнитке и Эдисон Денисов // Альфреду Шнитке посвящается... К 70-летию композитора. Вып. 4. — М., 2004;
  • О семантике до мажора в системе современных выразительных средств // Семантика музыкального языка. РАМ им. Гнесиных. — М., 2004;
  • О музыке Николая Сидельникова // Музыкальная академия. 2005. № 4;
  • Новые эстетические тенденции музыки второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции. — М., 2005;
  • Категория «стиль эпохи» и музыка XX века // XX век и история музыки: проблемы стилеобразования. — М., 2006;
  • «Балет Н. Сидельникова «Степан Разин»”// Антология музыкального театра московских композиторов второй половины ХХ века. — И., 2006;
  • Роман Леденёв — Эдисону Денисову (посвящение другу) // Роман Леденёв: Статьи. Материалы. Исследования. — М., 2007;
  • Блики воспоминаний // Лев Наумов. Сборник статей и воспоминаний. — М., 2007;
  • «Ритуал» П. Булеза // Миф. Музыка. Обряд. — М., 2007;
  • Предисловие к книге: Эсаулова Т. «Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова». — М., 2007;
  • Захар Брон. К портрету Мастера // Культура и время. 2008. № 1;
  • Сонатно-строфическая форма в духовной музыке Моцарта // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. РАМ им. Гнесиных. 2009;
  • Э. Денисов. Kyrie: посвящение Моцарту // Моцарт в движении времени. — М., 2009;
  • Э. Денисов. Kyrie: «текст в тексте» // Этот многообразный мир музыки: Приношение М. Г. Арановскому. — М., 2010;
  • Тема короля Фридриха Великого и её стилистические варианты. Музыкальная академия. 2010. № 2;
  • Э. Денисов. «Голубая тетрадь»: аллегория или реальность? // Правда фантастики. Фантастика правды. Аспекты исторического музыкознания-IV. — Харьков, 2010;
  • Сонатно-строфическая форма в Kyrie Моцарта // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова. Материалы международной научной конференции. Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 67. — М., 2011;
  • Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики». Статьи, воспоминания / Редактор-составитель Г. Григорьева. — М., 2012;
  • О научном наследии И. В. Лаврентьевой // Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики. — М., 2012;
  • К истории и теории сонатного принципа: сонатно-строфическая форма в духовной музыке В. А. Моцарта // Музыка в содружестве искусств и  философско-эстетическая мысль. Аспекты исторического музыкознания-V. — Харьков, 2012;
  • М. Арановский. Учение о мелодии // Искусство музыки: теория и история. Вып 3. Интернет издание  Государственного института искусствознания (ознакомиться с текстом, PDF).
  • «Бег» Н. Сидельникова как пусская литературная опера // Музыка и время. 2014. № 2. — С. 11–15;
  • Последнее сочинение Н. Сидельникова // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1. — С. 148–165;
  • Ранний Денисов: становление стиля // Музыкальная академия. 2014. № 2. — С. 2–5.
  • Война и мир в творчестве Николая Сидельникова // ХХ века. Музыка войны и мира. Материалы международной научной конференции. Прогресс-традиция. — М., 2015. — С. 406–412;
  • Ранние опусы Э. Денисова: к вопросу о «моделях» в становлении стиля // В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова. К 85-летию со дня рождения. Материалы научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М., 2015. С. 11–21;
  • Сонатно-строфическая форма в хорах С. Танеева // Музыка и время. 2015. № 3. —  С.44–47;
  • Слово о Коле // Николай Корндорф. Материалы, статьи. Воспоминания. Научно-издательский центр «Московская консерватория ». М., 2015. — С.148–150;
  • Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и её обновление в современной отечественной науке // Из истории школ московской консерватории. Материалы конгрессов Общества теории музыки. Выпуск 1. Научно-издательский центр «Московская консерватория». — М., 2016. — С. 38–45;
  • Эдисон Денисов. Консерваторские годы. Музыкальная академия (издание входит в перечень ВАК). 2016, № 2. — С. 25–29;
  • Опера Э. Денисова «Иван-солдат»: у истоков «новой фольклорной волны». Музыкальная академия. 2017. № 1. — С. 1–4;
  • Рождественский гимн «Stille Nacht» в стилистической интерпретации Альфреда Шнитке»//Альфред Шнитке. На пересечении прошлого и  будущего.Научно-издательский центр «Московская консерватория». М. 2017.— С.180–182;
  • Интертекст в симфониях А.Шнитке (в интерпретации Дзюна Тибы)//Альфред Шнитке. На пересечении прошлого и  будущего. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М. 2017.— С.115–120;
  • Мои тридцать лет с Эдисоном Денисовым. Воспоминания, документы. Статьи. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М. 2017. 154 с.;
  • Функциональная теория В.П. Бобровского в современном курсе анализа музыкальных форм // Жизнь музыки. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. Московская государственная консерватория. Уфимский государственный институт искусств им.З.Г. Исмагилова. М. 2018. — С.53-59;
  • Неизвестная опера Э. Денисова. Журнал ОТМ. 2018. № 4.— С. 51–59;
  • Жизнь с Эдисоном: воспоминания жены и коллеги. Музыкальное обозрение. 2019. № 3. — С. 20–21;
  • Резкость музыки Денисова — отражение его характера. Музыкальная академия. 2019. № 2.— С.162–167.

Выступления на российских и международных конференциях, в том числе в США, Болгарии, Югославии.