Яворский
Болеслав Леопольдович

  • Годы работы: 1938 - 1942
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Яворский<br /> Болеслав Леопольдович

Музыковед, музыкальный педагог, пианист, композитор, общественный деятель.

Родился 10 июня 1877 года в Харькове. В 1898 году окончил Киевское музыкальное училище ИРМО по классу фортепиано В. В. Пухальского (ученика Т. Лешетицкого). По теории музыки учился у Е. А. Рыбы (ученика H. A. Римского–Корсакова). В 1897–98 годах занимался на математическом отделении Киевского университета. С 1898 года учился в Московской консерватории в классе фортепиано Н. Е. Шишкина. Гармонию проходил у М. М. Ипполитова–Иванова, историю церковного пения у С. В. Смоленского, контрапункт, канон, фугу и музыкальные формы у С. И. Танеева. Педагогической деятельностью начал заниматься сразу после окончания консерватории. С сентября 1903 по 1907 год преподавал игру на фортепиано в Общедоступном музыкальном училище В. Ю. Зограф–Плаксиной. В 1903–05 годах вёл спецкурс гармонии и контрапункта в Музыкально–драматическом училище МФО (в декабре 1905в связи с протестом против увольнения директора училища Г. Э. Конюса был уволен вместе с группой преподавателей). С 1903 года — активный участник Музыкально–этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Один из инициаторов создания, член бюро и преподаватель музыкально–теоретических предметов, хорового пения и игры на фортепиано в Московской народной консерватории (1906-16). Сотрудничал с A. T. Гречаниновым, А. Д. Кастальским, Н. Д. Кашкиным, Е. А. Линёвой, С. И. Танеевым, А. Г. Чесноковым, Ю. Д. Энгелем. С сентября 1913 года преподавал теорию и «слушание музыки» в частных школах Э. Г Гельмана и Д. С. Шора («Бетховенская студия»). С 1909 года — член общества «Музыкально–теоретическая библиотека». В 1907–11 годах совместно с М. А. Дейша–Сионицкой организовывал «Музыкальные выставки» в Москве в зале Синодального училища церковного пения. Активно концертировал, выступал в ансамбле с Дейша–Сионицкой, A. M. Ян–Рубан, К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, Г. Г. Нейгаузом, Е. В. Богословским, М. Е. Букиником, С. В. Протопоповым, И. С. Рабиновичем и др. В 1913 году совместно с Букиником впервые исполнил Сонату для виолончели и фортепиано Н. Я. Мясковского. С 1915 по 1929 год постоянно выступал в ансамбле с О. Н. Бутомо–Названовой (меццо–сопрано), гастролировал с ней в Берлине (апрель 1926). Преподавательскую деятельность продолжил в Киевской консерватории (с апреля 1915). С сентября 1916 по начало 1921 года вёл классы фортепиано, теории композиции, «слушания музыки», семинары по изучению музыки И. С. Баха, Л. ван Бетховена, устраивал встречи своих учеников с С. С. Прокофьевым, А. К. Глазуновым, М. Ф. Гнесиным, Г. Г. Нейгаузом, P. M. Глиэром, Ф. А. Гартманом и др. С осени 1917 года — директор Народной консерватории. (Киев), для которой составил планы и программы по всем дисциплинам. Одновременно преподавал теорию музыки в Высшем музыкально–драматическом институте им. Н. В. Лысенко, вёл курсы «Введение в науку о музыке», а также истории музыки в Киевском университете.

В 1921 году, по инициативе A. B. Луначарского, был переведён в Москву на должность заведующего отделом музыкально–учебных заведений Главпрофобра (до 1925). Руководил проведением реформы по типизации музыкальных учебных заведений, составлением программы для инструкторско–педагогического отделения Московской консерватории. Его деятельность в консерватории встречала противодействие со стороны некоторых профессоров консерватории (А. Б. Гольденвейзера, М. М. Ипполитова–Иванова, Н. Г. Райского, М. В. Иванова–Борецкого и др.). С октября 1921 по май 1930 года преподавал «слушание музыки», дирижирование, композицию и др., был заведующим учебной частью в основанном им 1-ом Государственном музыкальном техникуме. Целевая установка, план и учебные программы были разработаны Яворским совместно с Протопоповым (директор техникума) и базировались на теории «ладового ритма» Яворского. Руководил подготовкой концертов учащихся техникума, проходивших в МЗК. Среди учеников по Киевской консерватории, Киевской народной консерватории и 1-му Государственному музыкальному техникуму — А. Альшванг, Г. Верёвка, М. Вериковский, Ф. Козицкий, Л. Кулаковский, Н. Леонтович, М. Пекелис, С. Протопопов,Рабинович, A. Свешников, В. Цуккерман.

Летом 1938 года получил приглашение от заместителя директора по учебной части Московской консерватории А. Б. Дьякова войти в состав её профессоров. Подобные предложения получал и ранее: в 1905 году Танеев, решив уйти из консерватории, предлагал Яворскому вести вместо себя контрапункт, канон и фугу. В 1930 году директор консерватории Б. С. Пшибышевский приглашал его преподавать «ладовый ритм». Однако Яворский, критически относившийся к консерваторской системе образования, отказался принять эти приглашения. Позднее, будучи преподавателем Московской консерватории, он не всегда находил понимание у своих слушателей–аспирантов (ГЦММК. Ф. 146. Ед. хр. 5243. Л. 1 об.). Первоначальный курс теории «ладового ритма» (точное название «Сознательное восприятие лада и ритма») на инструкторско–педагогическом отделении консерватории вели ученики Яворского — Н. Я. Брюсова (1922–26) и Цуккерман (1926 — начало 1930-х гг.). Сам Яворский работал в Московской консерватории с октября 1938 по ноябрь 1942 года, читал аспирантам 2-годичный курс по истории исполнительских стилей («Творческая идеология и стиль»). Среди слушателей были B. Дж. Конен, Ю. А. Фортунатов, К. Л. Виноградов, А. Ю. Мипоз, Р. Я. Подгорная, Яворский приглашал на занятия М. В. Юдину, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. Г. Нейгауза, Г. М. Когана и др., давая их исполнению сжатую характеристику. Участвовал также в постановке оперы Танеева «Орестея» (художественные руководитель Юдина, 26 апреля 1939, МЗК). В конце октября 1941 года был эвакуирован с частью студентов и профессоров консерватории в Саратов. В 1942 году провёл семинар по творчеству Баха для студентов, аспирантов и педагогов Московской и Саратовской консерваторий. Последнее занятие семинара состоялось 19 ноября 1942 года за неделю до смерти Яворского.

Соч.: МЭ 6; КПМ 4; МК; Строение музыкальной речи. Ч. 1–3. [М., 1908] ; Упражнения в голосоведении. М., 1913, 2 издание 1928; Текст и музыка (продолжение работы «Строение музыкальной речи») // Музыка. 1914. № 163, 166, 169; Строение музыкального произведения в связи с его исполнением. М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма. Ч. 1.М., 1915,2-е издание под названием: Упражнения в образовании схем ладового ритма. М., 1928; ÀА .H. Скрябин // Музыка. 1915. № 220; Основные элементы музыки // Искусство. 1923. № 1; Восприятие ладовых мелодических построений (совместно с C. H. Беляевой–Экземплярской) // Сборники экспериментально–психологических исследований. Вып. 1. Л., 1926; Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. Вып. 3. М., 1929; Jaworsky В. Die Struktur des melodischen Geschehens // Sonderdruck aus: Archiv für die gesamte Psychologie, 92. Leipzig, Akademische Verlagsgesellschaft, 1934; Сюиты Баха для клавира. М.–Л., 1947; Б. Яворский. Избранные труды. Т. 1. М., 1964; Из воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве // С. И. Танеев. Из научно–педагогического наследия. М., 1967; О принципах построения учебных планов и программ в профессиональной музыкальной школе. Тезисы доклада / / Из истории советского музыкального образования. Л., 1969; Б. Яворский. Статьи. Воспоминания. Переписка, 2 издание, исправленное и дополненное. М., 1972; Бетховен. Вариации до-минор // Из истории советской бетховенианы. Сборник статей и фрагменты из работ. М., 1972; А. Н.Скрябин // СМ. 1972. № 1; Б. Яворский. Избранные труды. Т. 2.4. l.M.,1987.

Умер 26 ноября 1942 года в Саратове.

В середине 1920-х годов неоднократно был в командировках за границей (Италия, Греция, Австрия, Франция, Германия, Польша). В 1925 году, по поручению Луначарского, вёл переговоры с С. С. Прокофьевым и А. К. Боровским об их возвращении в Россию. С 1910-х годов приобрёл большой авторитет в композиторской среде, о чем свидетельствуют письма Яворского и Мясковского, посвящённые, главным образом, занятиям по теории «ладового ритма» (1913–15). В 1920-х годах вёл активную и доверительную переписку с Д. Д. Шостаковичем, который советовался с ним относительно своих сочинений и намеревался переехать в Москву для осуществления «страстного желания» учиться у «великого музыканта, Болеслава Яворского» (письмо к Яворскому от 31 мая 1938. Цит. по: Дмитрий Шостакович в письмах и документах. С. 123). Шостакович не только сам ездил к Яворскому в Москву, но и посылал к нему на консультации своих учеников — Г. В. Свиридова, О. А. Евлахова. В 1921–31 годах — действительный член ГАХНа (с 1930 ГАИС), председатель музыкальной секции ГУС, с 1925 по 1930 год — член квалификационной комиссии при Центральной комиссии по улучшению быта учёных (ЦЕКУБУ). С 1929 года преподавал «слушание музыки» на факультете литературы и искусства Московского университета, с сентября 1930 по апрель 1931 года — в Оперной студии Большого театра (в ГАБТ в 1930 была поставлена его опера «Вышка Октября», режиссёр Т. Е. Шарашидзе). В 1932–41 годах — старший редактор Музгиза (редактировал, в основном, учебно–педагогическую литературу для различных инструментов; издания «Хорошо темперированного клавира» (Бах—Бузони), «Времён года» И. Гайдна, партитуру Шестой симфонии П. И. Чайковского и др.). Член редколлегии по подготовке академического издания сочинений Чайковского.

В 1942 году в Саратове работал над фундаментальным трудом «Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина», который получил высокую оценку Д. Д. Шостаковича, М. В. Юдиной, В. Я. Шебалина, В. В. Софроницкого (опубликован через 45 лет в книге: Яворский Б. Избранные труды. Т. 2. Ч. 1 / Общая редакция Д. Д. Шостаковича. М., 1987). Был апологетом музыки Скрябина, участвовал в исполнении его произведений, в частности, фортепианной партии в «Прометее» (Киев, 1919), в 1920-х годах организовал исполнение «Поэмы экстаза» и хора из симфонии «Прометей» силами учащихся 1-го Государственного музыкального техникума, в начале 1940-х годов был консультантом Музея Скрябина. Осмысление музыки Скрябина стимулировало создание Яворским теории «музыкального мышления» (первоначальное название — теория «ладового ритма»), которая стала предметом дискуссии на Всесоюзной конференции под председательством A. B. Луначарского (февраль 1930, МЗК). Внёс существенный вклад в разработку теории лада (расширил трактовку понятия ладовой функциональности, обосновал соотношения «устойчивого и неустойчивого моментов» в музыкальных ладах и т. п.), заложил основы учения об интонации, обосновал и ввёл ряд терминов, утвердившихся в музыковедении («интонация», «предыкт», «переменный», «увеличенный» лады и др.), предложил новую периодизацию истории музыкального искусства. Большинство работ Яворского, в том числе, «О стилях в музыкальном искусстве» (1930-е гг.), до сих пор не опубликовано. Перевёл на русский язык «Очерки по истории музыки» A. B. Амброса (1897) (не изданы), «Систематическое учение о модуляции как основе музыкальных форм» Г. Римана (1899) (не издано) и др.

Источник: Яворский Б. Л. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С.240–242.