Заслуженный деятель искусств РСФСР
Музыковед, композитор, педагог.
Первоначальное музыкальное образование Юрий Фортунатов получил в Музыкальной школе имени А.Н. Корещенко. В 1937 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г.И.Литинского (ранее занимался в классе фортепиано у К.Н.Игумнова, по композиции – у А.Н.Александрова) . Среди педагогов Фортунатов – В.А. Цуккерман (анализ форм), Д.Р.Рогаль-Левицкий (инструментовка). В аспирантуре (школе высшего художественного мастерства) совершенствовался под руководством Н.Я. Мясковского (композиция), Б.Л.Яворского и Цуккермана (окончил в 1939). К этому времени был автором Концерта для фортепиано с оркестром (дипломная работа), трёх струнных квартетов, Прелюдии и фуги для фортепиано, получивших высокую оценку С.С.Прокофьева, нескольких сюит для мужского хора с ансамблем, романсов и транскрипций (переложений Четвертой симфонии А.К. Глазунова для духового оркестра, Реквиема для хора и фортепиано Г.Форе и др.). В 1936–39 преподавал инструментовку в Туркменистанской студии при Московской консерватории, в 1939–41, служа в армии, преподавал композицию, анализ муз. форм, инструментовку в Ташкентской консерватории (и. о. доцента). В1941–44 служил в Ташкентском пехотном училище (техник-интендант 2-го ранга). Работал также дирижером (капельмейстером), сочинял и аранжировал произведения для воененного духовго оркестра, мужского и женского хоров, продолжал сочинять («Два узбекских макома», сюита «Горные орлы», 3 песни на сл. Х. Пулата). Выступал также как пианист, исполняя собственные сочинения и сочинения других композиторов. В 1944–48 вел курс инструментовки в Высшем училище военных капельмейстеров Красной Армии (с 1947 Высшее училище воененных дирижеров Советской Армии). С сентября 1945 и до конца жизни преподавал в Московской консерватории (с 1974 доц.). Вел индивидуальные занятия по инструментовке и чтению партитур, читал разработанный им уникальный курс «История оркестровых стилей». Блестящий лектор, Юрий Александрович Фортунатов совмещал глубокие, серьезные наблюдения и изящную иронию, поэтическое сравнение и юмор, как немногие, мог воплотить в своих лекциях «образ музыки». Широта исторических и художественных параллелей, чувство стиля, безошибочный, эталонный, вкус, художественная интуиция привлекали многих студентов в класс Фортунатова. За более чем полвека преподавания в консерватории он воспитал около 300 учеников – музыковедов и композиторов, среди которых И.Барсова, Ю. Буцко, Г.Гладков, Е. Гордина, С. Губайдуллина, Н. Зейфас, Г.Крауклис, Е. Левашев, С. Рыцарев, А. Самаркин, К. Хачатурян, Е. Царёва, Т.Чудова, Г.Шантырь, А. Шнитке, О.Янченко, Р.Яхин.