Учителя
Записи

Композитор, педагог, дирижёр, музыкально–общественный деятель.

Родился 24 мая 1903 года в селе Коджори, Грузия. Детство и юношеские годы провёл в старом Тифлисе, колоритный музыкальный быт которого определил основы музыкального мышления будущего композитора. В 18-летнем возрасте переехал в Москву, где поступил почти одновременно в университет и в Музыкальный техникум им. Гнесиных в класс виолончели (преподаватель С. Ф. Бычков, затем A. A. Борисяк). В 1925 году начал заниматься композицией под руководством М. Ф. Гнесина, основы инструментовки изучал у P. M. Глиэра. Тогда же создал свои первые сочинения — «Танец» для скрипки и фортепиано и «Поэму» для фортепиано. В 1929 году поступил в Московскую консерваторию (класс композиции Н. Я. Мясковского), которую окончил с отличием в 1934 году (имя занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). Учился также у Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко (инструментовка) и Г. Э. Конюса (музыкальная форма). В 1934–36 годах совершенствовался в аспирантуре при консерватории у Мясковского.

С 1950 года преподавал в ГМПИ им. Гнесиных, с 1951 — также в Московской консерватории (класс сочинения). Для своих учеников Xачатурян являлся не только признанным мастером, но и духовным наставником. Класс Xачатуряна всегда выделялся интернациональным составом: А. Эшпай (Марий Эл), Р. Бойко и И. Якушенко (Украина), А. Виеру (Румыния) и Н. Тэрэхара (Япония), Э. Оганесян, Э. Хагогортян, И. Егиков (Армения), Н. Габуния (Грузия), Т. Шахиди (Таджикистан) и Т. Яхьяев (Татарстан), Л. Лапутин, И. Космачёв, А. Рыбников (Россия) и др. Среди учеников Xачатуряна также В. Дашкевич, М. Минков, Л. Солин, М. Таривердиев, Б. Троцюк. В педагогической работе большое внимание уделял развитию национальных черт музыкального дарования своих учеников, стимулировал их интерес к претворению фольклора. Постоянно внушал студентам мысль о том, что композитор должен быть подлинным хозяином музыкального наследия народа. Советами, примером своего творчества демонстрировал различные принципы претворения народного мелоса: от точного цитирования до активного его преобразования. Вместе с тем требовал не подменять творческий подход иждивенческим отношением к фольклору. Неустанно повторял студентам, что разрешает им любые творческие эксперименты, использование любых техник композиции, но только оправданные значительностью идейно–художественного замысла. Мысль об ответственности перед слушателем проходила лейтмотивом через все годы обучения. Нацеливал также на обращение к самым различным жанрам творчества, часто приводя в пример творчество С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Особое значение придавал авторскому показу. «Играйте как хотите, пойте, мычите. Я хочу услышать вашу интонацию», — с этими словами он обращался к студенту, если тот отказывался играть, ссылаясь на техническую сложность воспроизведения. Много внимания уделял оркестровому воплощению замысла. Часто повторял: «Инструментуйте так, чтобы исполнителю было бы интересно играть поручаемый материал, чтобы была учтена специфика инструмента». Анализируя представленную партитуру, требовал мотивированности каждой фактурно–регистровой и гармонической детали, оркестрового решения. Занятия в консерватории проходили у Xачатуряна по вторникам с 12 до 14 часов в классе № 35. В окружении учеников и ассистентов (в 1960-е годы Хагагортяна и Рыбникова, в 1970-е гг. К. Е. Волкова) он появлялся в классе, одетый с безупречным вкусом. Среди посетителей его занятий наряду со студентами присутствовало множество гостей — музыкантов, режиссёров, журналистов. Атмосфера многолюдности импонировала Xачатуряну, она зажигала его, и чем больше было посетителей, тем вдохновеннее он вёл занятие.

Параллельно с преподавательской деятельностью, с 1950 года начал выступать в качестве дирижёра собственных сочинений, часто и охотно гастролируя по городам страны и за рубежом. Заместитель председателя Оргкомитета (1939–48), секретарь СК СССР (1957–78). Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1959). Член Советского Комитета защиты мира (с 1962). Почётный член Национальной академии «Санта–Чечилия» в Риме (1960), член–корреспондент Академии искусств в ГДР (1961), Почётный профессор Мексиканской консерватории (1960). Ленинская премия (1959). Сталинские и Государственные премии СССР. (1941,1943,1946,1950,1971). Академик АН Армянской ССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973). Был награждён многими орденами и медалями. Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978).

Музыкальные сочинения: см. МЭ 5.
Литературные сочинения: Статьи и воспоминания. М., 1980; О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980; Страницы жизни и творчества (из бесед с Г. М. Шнеерсоном). М., 1982; А. И. Хачатурян. Письма. Ереван, 1983, то же: М., 2005.

Умер 1 мая 1978 года в Москве.

После окончания консерватории начал активную творческую, педагогическую, исполнительскую, и музыкально–общественную деятельность. Органичное претворение национального фольклора, опора на песенно–танцевальные бытовые жанры, импровизационная свобода высказывания, стремление к яркости, сочности темброво–гармонических красок принесли Хачатуряну–композитору широкое общественное признание. Среди наиболее известных сочинений — балеты «Гаянэ» (1942), «Спартак» (1954), концерты для фортепиано (1936), скрипки (1940; Сталинская премия, 1941), виолончели (1946) с оркестром, концерты–рапсодии для скрипки (1961), виолончели (1963; Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепиано (1968) с оркестром (Государственная премия СССР за триаду концертов, 1971), симфонии (1934,1943; Сталинская премия, 1946), «Симфония–поэма» (1947), произведения для солистов, хора и оркестра — «Ода радости» (на слова C. B. Смирнова, 1956), «Баллада о Родине» (на слова А. Г. Гарнаркерьяна, 1961 ), музыка Государственного гимна Армянской. СССР (1944), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932), сонаты для фортепиано (1961), скрипки (1975), альта (1976), виолончели (1974), 7 речитативов и фуг (1928–66), «Детский альбом» для фортепиано (тетрадь 1. 1926–47; тетрадь 2. 1965), песни, музыка к драматическим спектаклям (21) и кинофильмам (17), в том числе, «Маскарад» (1944) и «Валенсианская вдова» (1940).

Источник: Хачатурян А. И. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1886–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 571, 572.