Василенко
Сергей Никифорович

  • Годы работы: 1906 - 1956
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист РСФСР

    Народный артист Узбекской ССР

  • Профессор
Василенко<br /> Сергей Никифорович

Композитор, дирижёр, педагог. 

Ролился 18 марта 1872 г. в Москве в состоятельной дворянской семье. Систематические занятия музыкой начал в частной гимназии, куда поступил в возрасте 14 лет (игра на фортепиано, кларнете, трубе, теория музыки). С 1889 года занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. В 1895 году окончил юридический факультет Московского университета, в 1901 году — Московскую консерваторию по классу свободного сочинения с малой золотой медалью. Педагоги: М. М. Ипполитов–Иванов (свободное сочинение), С. И. Танеев (контрапункт, фуга, форма), В. И. Сафонов (фортепиано). В эти годы написал множество сочинений в том числе, оперу–кантату «Сказание о великом граде Китеже и светлом озере Светлояре» (1903), Симфоническую поэму, струнный квартет, фортепианные пьесы, романсы и др. Дирижировал студенческим оркестром, был помощником Сафонова в оперном и хоровом классах. В 1903–04 годах — дирижёр Т-ва частной оперы (С. И. Мамонтова) в Москве.

Как композитор развивал традиции Н. А. Римского–Корсакова и был склонен к эпическому тонусу музыки; характерен интерес к русской народной песне, к поэзии Древней Руси. Под руководством С. В. Смоленского изучал крюковое пение, образцы которого использовал в Первой симфонии (1906). В предреволюционные годы увлекся эстетикой символизма (симфоническая поэма «Сад смерти» по О. Уайльду, 1908, и др.). Испытал влияние импрессионизма, стремился к красочности и изысканности оркестрового стиля. Особое место в творчестве Василенко принадлежало образам Востока, сначала в эстетизированной форме («Экзотическая сюита» для голоса и инструментального ансамбля 1916), позднее на основе знакомства с подлинными музыкальными образцами культур разных регионов. Автор 9 опер, 8 балетов, 5 симфоний; хоровых, камерных и других произведений, в которых разработал фольклор советских и зарубежных стран Востока, а также обработок русских народных песен. Писал сочинения для духовых и народных инструментов, романсы (свыше 200), музыку к драматическим спектаклям. Музыку к «первенцам» советской киноиндустрии начал писать в возрасте 60 лет.

В Московской консерватории преподавал композицию и инструментовку в 1906–41 и 1943–56 годах. В 1932–41 и 1943–56 — заведующий кафедрой инструментовки. Имел большой класс: А. В. Александров, А. Н. Александров, А. Дьячков, Н. С. Голованов, Н. Н. Зряковский, П. Ипполитов, В. Нечаев, Л. Половинкин, Д. Рогаль–Левицкий, Н. Рославец, Ю. Фортунатов, П. Чесноков и др. В педагогике воспринял и продолжил установку Римского–Корсакова на «практически–инструментальную сторону» оркестрового письма. Такова, в частности, идея «оркестрового воздуха»: хорошая звучность образуется лишь при достаточной «рельефности» ведущего голоса, который не смешивается с сопровождающими. Обладал особой чуткостью к тембровому оттенку фразы, аккордового сопоставления и др., большой вклад внёс в учение о «микстах» (сложных соединениях тембров). Автор либретто оперы «Семь принцесс» Нечаева (по пьесе М. Метерлинка).

Круг общения Василенко был обширен: ему довелось лично знать П. И. Чайковского, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, Н. А. Римского–Корсакова, А. К. Лядова, А. К. Глазунова. Сталинская премия (1947).

Музыкальные сочинения: см. МЭ 1; Иванов Г. К. С. Н. Василенко. Нотографическкий справочник. М., 1973.

Литературные сочинения: Страницы воспоминаний. М.–Л., 1948; Инструментовка для симфонического оркестра. Т. 1–2. М., 1952,1959; Воспоминания. М., 1979.

Умер 11 марта 1956 года в Москве.

Деятельность Василенко имела ярко выраженный просветительский характер. Во всём его отличало чувство нового, увлеченность. В 1907–17 годах организовал в Москве общедоступные «Исторические концерты», выступал в них как дирижёр, делал обработки различных произведений. К участию в концертах привлекал выдающихся артистов (солистов Большого театра и др.). С 1918 года дирижировал симфоническим оркестром в различных районах города. В 1919 году провел цикл лекций–концертов в Первом Московском университете (Василенко было присвоено звание его профессора). Один из организаторов музыкального радиовещания (1925). С 1938 года работал в Ташкенте, способствуя развитию там профессиональной музыкальной культуры. Автор первых узбекских музвкально–сценических произведений — оперы «Буран» (совместно с М А. Ашрафи. 1939), балета «Акбиляк» (1943).

Источник: Василенко С. Н. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. —М. 2007. — С. 78, 79.

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР

Народный артист Армянской ССР
Профессор

Кандидат искусствоведения
Профессор


И.о. профессора


Доцент


Преподаватель