Композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, педагог.
Родился 16 ноября 1856 года в Москве в семье московского иерея (впоследствии протоиерей), магистра богословия Димитрия Ивановича Кастальского. Поступлению Кастальского в Московскую консерваторию во многом способствовал пианист П. Т. Конев, в 1874 году услышавший импровизацию юного музыканта на фортепиано. В 1876–81 учился в Московской консерватории (класс теории музыки П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Губерта). В 1881 году служил вольноопределяющимся в 3-й батарее 1-й гренадерской артиллерийской бригады им. Его Высочества Карла Прусского в Кремле. В 1882 году уехал в Козлов Тамбовской губернии (ныне Мичуринск), где занимался музыкально–просветительской деятельностью, преподавал в железнодорожном Техническом училище, организовал хор и оркестр из рабочих и служащих. Тогда же создал свои первые сочинения (дуэты для виолончели с духовыми инструментами, наброски оперы «Мцыри», впоследствии уничтоженные, и др.). В 1884 году в Москве руководил любительскими хорами, в том числе, хором рабочих Прохоровской Трехгорной мануфактуры, давал уроки музыки в московских городских школах, делал различные аранжировки.
В 1887 году был приглашён в московское Синодальное училище церковного пения в качестве преподавателя фортепиано (в последующие годы вёл сольфеджио, контрапункт свободного стиля, музыкальные формы, народую музыку, обычное пение, методику церковного пения, уставное пение). Среди учеников — Н. С. Голованов, С. А. Жаров, М. Е. Климов, А. Г. Чесноков, К. Н. Шведов.
С 1891 года — и. о. помошника регента Синодального хора (B. C. Орлова), с 1807 года — помошник регента, с 1901 — и. о. регента, с 1903 — регент, возглавлял хор (после смерти Орлова) с 1907 года по февраль 1910; с 1910 — директор училища.
В 1893 окончил экстерном Московскую консерваторию, сдав экзамен на звание свободного художника.
В 1896 Кастальский сделал обработки старинных церковных роспевов в новом стиле (по Б. В. Асафьеву — «напевно–полифоническом».) Эти и последующие опыты принесли ему широкую известность; он был провозглашён современниками родоначальником так называемого Нового направления в русской духовной музыке (в русле этого направления писали А. Т. Гречанинов, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.).
С 1906 принял участие в работе Московской Народной консерватории, с 1912 года вёл курс контрапункта в Музыкально–драматическом училище МФО. В конце 1917 года выступил с проектом организации Дома народной песни.
Кастальский как директор Синодального училища после Октябрьской революции был поставлен перед выбором: либо полный развал училища (что произошло с Синодальным хором), либо перевод его в ведение Наркомпроса и, соответственно, реформирование. Он выбрал второе: в 1918 году училище было преобразовано в Московскую Народную хоровую академию (возглавлял ее до 1923 года).
В 1918–26 годах осуществлял разнообразную музыкально–просветительскую деятельность в музыкальных отделах Пролеткульта, Политпросвета, Военного комиссариата Москвы, в музыкально–этнографической секции детского подотдела МУЗО Наркомпроса РСФСР. С 1921 года Кастальский также работал в ГИМНе и с 1922 — в ГАХНе; занимался проблемами этнографии, выступал с докладами.
С 1923 года, после слияния Народной хоровой академии с Московской консерваторией, стал её профессором, затем деканом дирижёрско–хорового отделения, заведующим созданной им кафедры народной музыки. Среди учеников — А. Давиденко.
Музыкальные сочинения: оперы — «Клара Милич» (1907); духовная музыка — около 140 хоров; «Вечная память героям. Избранные песнопения панихиды» для хора a cappella (М., 1917); кантаты — «Стих о церковном русском пении» для хора и оркестра (1911), «В память 1812 года» для хора (1912), «Братское поминовение» для солистов, хора, органа и оркестра (1916); для фортепиано — «По Грузии», 8 пьес на грузинские народные темы (1901), «Из минувших веков» (4 тетради) (1904–14); для хора — «Песни к Родине» (1-я редакция 1904), «Русь» (1923); обработки русских народных песен; музыка к спектаклям (сохранились фрагменты) — «Стенька Разин» (1919), «Король Лир» (1919), «Ганнеле» (1919).
Литературные сочинения: О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. С. 229-49); Из воспоминаний о последних годах // Там же. С. 250-64. Особенности народно–русской музыкальной системы. М.–П., 1923; Основы народного многоголосия. М., 1948.
Умер 17 декабря 1926 года в Москве.
В 1902 году вошёл в состав музыкально–этнографической комиссии Обществава любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, что стимулировало интерес Кастальского к архаичным и современным формам народного творчества. В 1901 году появились его первые «музыкальные реставрации» (обработки старинных церковных песнопений), исполненные в историческом концерте Синодального хора 10 марта 1902 года, затем цикл «Из минувших веков» для фортепиано или пения с фортепиано. Талант «реставратора» проявился в восстановлении «Пещного действа» (изд. 1909) по заказу Московского археологического института.
В «реставрациях» под названием «Картины народных празднований на Руси» (1-я редакция 1913 года практически не сохранилась, 2-я редакция 1920-е годы) использованы песни из сборников М. А. Балакирева, Н. А. Римского–Корсакова, Ю. Н. Мельгунова, Н. Е. Пальчикова, A. M. Листопадова, «Трудов Музыкально–этнографической комиссии».
Известный музыкально–общественный деятель. В 1921 году сотрудничал с агитотделом музыкального сектора Государственного издательства, в 1924 — вошёл в АСМ, в 1924 — во фракцию Красной профессуры Московской консерватории. В последние годы жизни работал над обобщением своих наблюдений, касающихся музыкального языка и форм русской народной песни (книги: «Особенности народно–русской музыкальной системы», 1923; «Особенности народного многоголосия», 1926, издана в 1948). Архив К. хранится в ГЦММК им. М. И. Глинки (ф. 12).
Источник: Кастальский А. Д. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 223, 224.