Губерт
Николай Альбертович

  • Годы работы: 1870 - 1888
  • Профессор
Губерт<br /> Николай Альбертович

7 марта 1840, Санкт-Петербург – 26 сентября 1888, Москва.


Музыкальный деятель, теоретик, педагог, музыкальный критик.

Профессор (1870)

Директор Московской консерватории (1881–1883).


 Отец – Альберт Губерт – был композитором. С детства Губерт успешно выступал как пианист. Учился у А. А. Герке, а также в Петербургской консерватории у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна (1863–1868). Соученик и друг Г. А. Лароша и П. И. Чайковского. Ближайший сподвижник Н. Г. Рубинштейна по организации Московской консерватории.

После смерти Н. Г. Рубинштейна в 1881 г. Губерт был назначен директором консерватории и пробыл в этой должности до 1883 г. Губерт, возглавивший консерваторию в период тяжелейшего кризиса, не только сумел сохранить всех ведущих профессоров, но и привлек новые педагогические кадры (К. К. Зике, О. Найтцель, Э. Нойперт). Для пополнения педагогического состава предпринял поездку по Европе (1881). В 1870–1880-х гг. выступал со статьями и рецензиями, посвященными музыкальному театру, деятелям музыкального искусства, вопросам музыкального образования и другими в газете «Московские ведомости».

Педагогическая деятельность:

В 1869–1870 гг. Губерт руководил хоровыми классами Русского Музыкального Общества в Киеве, служил капельмейстером Частной оперы (там же). В 1870–1883 гг. и 1885–1888 гг. преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические дисциплины (контрапункт, фугу, форму, инструментовку и свободное сочинение). После ухода из консерватории П. И. Чайковского (1878) взял его класс.

Губерт руководил хором в консерваторских спектаклях «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и др.  В 1872 г. возглавил Народную оперу, организованную по инициативе Рубинштейна (труппу составляли выпускники и ученики консерватории). В 1883 г. ушел с поста дирижера и покинул консерваторию из-за конфликта с М. Эрдмансдёрфером. В 1885 г., благодаря хлопотам П. И. Чайковского, возобновил педагогическую деятельность в консерватории, уже будучи смертельно больным. Р. В. Геника вспоминал о Губерте как об одном из любимейших профессоров консерватории:

«...ученый-теоретик, натура высокоблагородная, – тонкий, всесторонне образованный музыкант, всегда справедливый и беспристрастный в своих суждениях, прекрасно знакомый с постановкой дела в первейших музыкальных учебных заведениях Европы» (Воспоминания о Московской консерватории / Сост. и комм. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной. Общ. ред. Н. В. Туманиной. М., 1966. С. 39).  

Из воспоминаний А. Н. Амфитеатровой-Левицкой (Воспоминания о Московской консерватории / Сост. и комм. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной. Общ. ред. Н. В. Туманиной. М., 1966. СС. 73-74):

«Гармонию вокалисты проходили в классе профессора Н. А. Губерта. Николай Альбертович отличался удивительно спокойным характером, совершенно противоположным бурно-кипучему темпераменту Н. Г. Рубинштейна. Не отступая от заведенной дисциплины, его обращение с учащимися было всегда ровным. Я не помню ни одного случая, чтобы он не только не раздражился», а хотя бы несколько возвысил голос. <…> Николай Альбертович не торопился поправлять ошибки и даже не указывал на них, а заставлял искать ошибки самих. Он никогда не хвалил и не порицал работы учеников, а говорил только или "верно", или "не годится". Случалось, что задачи возвращались по нескольку раз, пока не будет сказано "верно". Кроме преподавания гармонии, Н. А. Губерт был неизменным руководителем хоров консерваторских ученических спектаклей. Хормейстер он был замечательный. В этой области его хладнокровие и терпение приносили самые обильные плоды. Разученные им хоры и по звучности, и по ясному произношению, и по нюансам всегда стояли на высоте самого требовательного художественного исполнения и на наших спектаклях пользовались огромных успехом».

Ученики:

Среди учеников – Н. Кленовский, С. Танеев.

Публикации об этом педагоге

  • Прошлое русской музыки. Материалы и исследования. Вып. 1: П. И. Чайковский. Пг., 1920
  • «Кто писал о музыке»: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР / Сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. В 4-х томах. Т. 1. М., 1971
  • Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М., 1999
  • Lomtev, Denis An der Quelle. Deutsche Musiker in Russland. Lage, 2002
  • Lomtev, Denis Die Deutschen in der russischen Musikwissensсhaft. Lage, 2008