Вселадовые циклы в западноевропейском многоголосии
25 октября 2023 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Курс ведёт доцент Г. И. Лыжов.
Аннотация
Ладовая система позднего Возрождения изучается в музыкознании второй половины XX – начала XXI века, с одной стороны, с точки зрения данных аутентичной теории музыки, а с другой — на основе современных анализов музыкальных композиций. Оба пути в той или иной степени пересекаются в лучших трудах на указанную тему, принадлежащих, в частности, З. Хермелинку, К. Дальхаузу, Б. Майеру, Г. Пауэрсу, Ю. Н. Холопову, П. Бергквисту, К. Джадд, З. Гисселю.
Феномен вселадового цикла в западноевропейской музыке XVI–XVII веков наиболее наглядным образом побуждает к объединению обоих намеченных выше путей: сами композиторы, внося в название своих сочинений указания лада и организуя свои композиции в «ладовые микрокосмы», словно бы приглашают нас расшифровать, какая теоретическая система стоит за их сочинениями. Одна из проблем при их изучении состоит в том, что на протяжении указанного исторического периода принципы систематизации ладов изменялись. Другая заключается в том, что феномен вселадового цикла был в известном смысле художественной утопией, реализующей некоторые предзаданные теоретические воззрения, которые не обязательно отвечали реальным принципам звуковысотной организации, лежащими в основе указанных циклов. Эта проблема связана с тем, что ладовый круг (не важно, из 8-ми или 12-ти сегментов), который воплощал композитор в своем цикле, в теории представлял собой систему мелодических, линейных ладов, для которых лишь одноголосие является оптимальной интонационной средой. Любая многоголосная форма выражения таких ладов — уже в той или иной степени их композиторская интерпретация. Только сравнительный анализ многоголосной интерпретации одного и того же лада (как в творчестве одного, так и в разных композиторов) может пролить свет на общую картину многоголосной модальности второй половины XVI — начала XVII века.
Предполагаются занятия на следующие темы:
- Ладовая теория в XVI–XVII веках. Проблема адаптации церковных тонов к многоголосию.
- Орландо ди Лассо «Покаянные псалмы».
- Клод Лежен. «Додекахорд»
- Генрих Шютц. Schwanengesang SWV 482–494.
Литература:
- Баранова Т.Б. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI–XVII веков // Из истории зарубежной музыки. М., 1980. С. 6–27.
- Гуляницкая Н. Додекамодальная система Царлино // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М., 1987.
- Ефимова Н.И. О ладовых формулах западно-европейской монодии // Музыкальный язык, жанр, стиль. М., 1987. С. 39–56.
- Катунян М.И. «Тенор правит кантиленой». К изучению модальной гармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки. М, 1992. С. 188–201.
- Катунян М.И. Учение о композиции Генриха Щютца // Генрих Щютц. М., 1985. C. 76–119. Лыжов Г.И. Церковный тон в многоголосии конца XVI века // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005. С. 103–134.
- Лыжов Г.И. Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика Лассо // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции. М., 2016. С. 6–28.
- Лыжов Г.И. Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 4 (8). С. 1-20.
- Лыжов Г.И. К истории представлений о европейской ладовой системе на рубеже XVI-XVII веков: приметы нового // Научный вестник Московской консерватории 2018. № 3. С. 120-143.
- Ходорковская Е.С. Гармоническая структура многоголосия в музыке XVI столетия// Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. Проблемы музыкознания. Л, 1989. Ходорковская Е.С. Ренессансные представления о функции модальных ладов в многоголосии XVI века //Проблемы музыкознания. Вып. 1. Л., 1988. С. 129–148.
- Холопов Ю.Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. М., 2002.
- Холопов Ю.Н. О гармонии Шютца // Генрих Щютц. М., 1985. С. 113–176.
- Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. М, 1999. С. 11–46.
- Холопов Ю.Н. Церковные лады // МЭС. М., 1991. С. 613–614.
- Этингер М.А. Модальная гармония Палестрины и Лассо// История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М., 1987.
- Bossuyt J. Die «Psalmi Poenitentiales» (1570) des Alexander Utendal. Ein künstlerisches Gegenstück der Busspsalmen von O. Lassus und eine praktische Anwendung von Glareans Theorie der zwölf Modi //AfMw, XXXVIII. 1981. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität (Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft II). Kassel, 1968.
- Gissel S. Zur Modusbestimmung deutscher Autoren in der Zeit von 1550-1650. Eine Quellenstudie // Mf, 39. 1986. S. 201–217.
- Hermelink S. Dispositiones modorum. Die Tonarten in der Musik Palestrina und seiner Zeitgenossen. Tutzing, 1960.
- Hiley D., Berger Ch., Schmidt-Beste Th. Modus // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Hrsg. von L. Finscher. Sachteil, Bd. 6. Kassel, Basel: Bärenreiter, 1997. Sp. 397–435.
- Meier B. Alte Tonarten: dargestellt an der Instrumentalmusik des 16. und 17. Jahrhunderts. Kassel-Basel, 1992.
- Meier B. Die Tonarten der klassischen Vokalpolyphonie. Utrecht, 1974.
- Powers H. Is Mode real? Pietro Aron, the octenary system and polyphony // Basler Jahrbuch fur historusche Musikpraxis, 19. 1991.
- Powers H. Tonal Types and Modal Categories in Rennaissance Polyphony // JAMS 34. 1981. P. 428–470.
- Powers H. Mode // NG, Vol. 12. London, 1980. P. 376–450.
- Schulze S. Die Tonarten in Lassos Busspsalmen mit einen Vergleich von Alexander Utendals und Jacob Reiners Busspsalmen. Neuhausen-Stuttgart, 1984.