Вселадовые циклы в западноевропейском многоголосии

25 октября 2023 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.

Курс ведёт доцент Г. И. Лыжов.

Аннотация

Ладовая система позднего Возрождения изучается в музыкознании второй половины XX – начала XXI века, с одной стороны, с точки зрения данных аутентичной теории музыки, а с другой — на основе современных анализов музыкальных композиций. Оба пути в той или иной степени пересекаются в лучших трудах на указанную тему, принадлежащих, в частности, З. Хермелинку, К. Дальхаузу, Б. Майеру, Г. Пауэрсу, Ю. Н. Холопову, П. Бергквисту, К. Джадд, З. Гисселю.

Феномен вселадового цикла в западноевропейской музыке XVI–XVII веков наиболее наглядным образом побуждает к объединению обоих намеченных выше путей: сами композиторы, внося в название своих сочинений указания лада и организуя свои композиции в «ладовые микрокосмы», словно бы приглашают нас расшифровать, какая теоретическая система стоит за их сочинениями. Одна из проблем при их изучении состоит в том, что на протяжении указанного исторического периода принципы систематизации ладов изменялись. Другая заключается в том, что феномен вселадового цикла был в известном смысле художественной утопией, реализующей некоторые предзаданные теоретические воззрения, которые не обязательно отвечали реальным принципам звуковысотной организации, лежащими в основе указанных циклов. Эта проблема связана с тем, что ладовый круг (не важно, из 8-ми или 12-ти сегментов), который воплощал композитор в своем цикле, в теории представлял собой систему мелодических, линейных ладов, для которых лишь одноголосие является оптимальной интонационной средой. Любая многоголосная форма выражения таких ладов — уже в той или иной степени их композиторская интерпретация. Только сравнительный анализ многоголосной интерпретации одного и того же лада (как в творчестве одного, так и в разных композиторов) может пролить свет на общую картину многоголосной модальности второй половины XVI — начала XVII века.

Предполагаются занятия на следующие темы:

  1. Ладовая теория в XVI–XVII веках. Проблема адаптации церковных тонов к многоголосию.
  2. Орландо ди Лассо «Покаянные псалмы».
  3. Клод Лежен. «Додекахорд»
  4. Генрих Шютц. Schwanengesang SWV 482–494.

Литература:

  1. Баранова Т.Б. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI–XVII веков // Из истории зарубежной музыки. М., 1980. С. 6–27.
  2. Гуляницкая Н. Додекамодальная система Царлино // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М., 1987.
  3. Ефимова Н.И. О ладовых формулах западно-европейской монодии // Музыкальный язык, жанр, стиль. М., 1987. С. 39–56.
  4. Катунян М.И. «Тенор правит кантиленой». К изучению модальной гармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки. М, 1992. С. 188–201.
  5. Катунян М.И. Учение о композиции Генриха Щютца // Генрих Щютц. М., 1985. C. 76–119. Лыжов Г.И. Церковный тон в многоголосии конца XVI века // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005. С. 103–134.
  6. Лыжов Г.И. Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика Лассо // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции. М., 2016. С. 6–28.
  7. Лыжов Г.И. Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 4 (8). С. 1-20.
  8. Лыжов Г.И. К истории представлений о европейской ладовой системе на рубеже XVI-XVII веков: приметы нового // Научный вестник Московской консерватории 2018. № 3. С. 120-143.
  9. Ходорковская Е.С. Гармоническая структура многоголосия в музыке XVI столетия// Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. Проблемы музыкознания. Л, 1989. Ходорковская Е.С. Ренессансные представления о функции модальных ладов в многоголосии XVI века //Проблемы музыкознания. Вып. 1. Л., 1988. С. 129–148.
  10. Холопов Ю.Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. М., 2002.
  11. Холопов Ю.Н. О гармонии Шютца // Генрих Щютц. М., 1985. С. 113–176.
  12. Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. М, 1999. С. 11–46.
  13. Холопов Ю.Н. Церковные лады // МЭС. М., 1991. С. 613–614.
  14. Этингер М.А. Модальная гармония Палестрины и Лассо// История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М., 1987.
  15. Bossuyt J. Die «Psalmi Poenitentiales» (1570) des Alexander Utendal. Ein künstlerisches Gegenstück der Busspsalmen von O. Lassus und eine praktische Anwendung von Glareans Theorie der zwölf Modi //AfMw, XXXVIII. 1981. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität (Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft II). Kassel, 1968.
  16. Gissel S. Zur Modusbestimmung deutscher Autoren in der Zeit von 1550-1650. Eine Quellenstudie // Mf, 39. 1986. S. 201–217.
  17. Hermelink S. Dispositiones modorum. Die Tonarten in der Musik Palestrina und seiner Zeitgenossen. Tutzing, 1960.
  18. Hiley D., Berger Ch., Schmidt-Beste Th. Modus // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Hrsg. von L. Finscher. Sachteil, Bd. 6. Kassel, Basel: Bärenreiter, 1997. Sp. 397–435.
  19. Meier B. Alte Tonarten: dargestellt an der Instrumentalmusik des 16. und 17. Jahrhunderts. Kassel-Basel, 1992.
  20. Meier B. Die Tonarten der klassischen Vokalpolyphonie. Utrecht, 1974.
  21. Powers H. Is Mode real? Pietro Aron, the octenary system and polyphony // Basler Jahrbuch fur historusche Musikpraxis, 19. 1991.
  22. Powers H. Tonal Types and Modal Categories in Rennaissance Polyphony // JAMS 34. 1981. P. 428–470.
  23. Powers H. Mode // NG, Vol. 12. London, 1980. P. 376–450.
  24. Schulze S. Die Tonarten in Lassos Busspsalmen mit einen Vergleich von Alexander Utendals und Jacob Reiners Busspsalmen. Neuhausen-Stuttgart, 1984.

Ссылки