Выставка, посвященная юбилею четы Губерт

1 сентября 2020 г. | Выставки

Выставка, посвященная юбилею четы Губерт: Николай Альбертович (180 лет со дня рождения) и Александра Ивановна (170 лет со дня рождения), располагается в фойе партера Большого зала с 1 сентября.

Деятельность Николая Альбертовича (1840–1888) и Александры Ивановны (1850–1937) Губерт занимает особое место в истории Московской консерватории Русского музыкального общества.

Музыкальная биография Николая Альбертовича Губерта началась с уроков игры на фортепиано под руководством отца. Довольно поздно, в 23 года, он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию и основательно занимался теоретическими предметами в классах Н.И. Зарембы и А.Г. Рубинштейна (1863–1868). В 1870-м Н.Г. Рубинштейн пригласил Губерта для ведения теоретических классов в Московскую консерваторию, хотя тот не имел звания свободного художника. Его он был удостоен только спустя пять лет службы по решению Совета профессоров и членов экзаменационной комиссии консерватории без экзамена. Среди учеников

Н.А. Губерта – в классе контрапункта А.И. Зилоти и С.М. Ляпунов, в классе свободного сочинения – А.Д. Кастальский.

Служба Губерта в Московской консерватории как профессора, а позднее и директора (1881–1883) была вполне успешной для него и принесла несомненную пользу учебному заведению, что неоднократно отмечалось Дирекцией Московского отделения ИРМО и августейшими покровителями консерватории. Об этом свидетельствует вручение Губерту таких высоких наград как орден Святого Станислава второй степени и орден Святой Анны второй степени. Его высоко ценили и поддерживали великие и выдающиеся современники: П.И. Чайковский, Г.А. Ларош, С.И. Танеев и, конечно, братья Рубинштейны. Николай Альбертович не только не допустил возможного кризиса в работе учебного заведения после скоропостижной кончины его основателя, Н.Г. Рубинштейна, но стремился укреплять престиж консерватории, продолжая привлекать к службе в ней известных музыкантов, оставивших след в ее истории: П.А. Пабста, О. Найтцеля, К.К. Зике и С.М. Ремезова, А.С. Аренского и др. Кроме того, Губерт успешно продолжил рубинштейновскую традицию постановки силами учащихся консерватории оперных спектаклей. При нем осуществлялось и плодотворное взаимодействие Московской консерватории с Синодальным училищем церковного пения.

Александра Ивановна Губерт (урожд. Баталина) вошла в историю Московской консерватории как первая и единственная женщина-инспектор и педагог. Она прошла путь от младшего преподавателя до ординарного профессора 1-й степени по классу фортепиано.

Окончив Александро-Мариинский институт со званием домашней учительницы (в мае 1867 г.), семнадцатилетняя Александра Баталина, дочь московского священника, поступила в только открывшуюся Московскую консерваторию РМО (второй набор, 1867) в класс известного профессора К. Клиндворда. Через пять лет, в 1872 году, одной из первых и немногих Александра Баталина выдержала экзамен на получение диплома и звания свободного художника. В протоколе заседания профессоров по итогам экзамена того года впервые появилась подпись Н.А. Губерта (ее педагога по теоретическим предметам) как члена Совета профессоров консерватории. Спустя два года (1874) Александра Ивановна стала младшим преподавателем фортепиано и коллегой Николая Альбертовича. Вскоре они обвенчались. Ему было 37 лет, ей 27.

В Московской консерватории Александра Губерт проработала до начала 1930-х годов. Однако о ее служебных буднях сохранилось немного сведений. Те же, что дошли до нас, говорят об ее исключительной добросовестности, исполнительности, знании всех нюансов учебного процесса, доброжелательном, даже заботливом отношении и к учащимся, и к коллегам.

Когда в 1910-м в 60 лет Александра Ивановна решила подать в отставку, Дирекция приняла беспрецедентное решение: «Ввиду многолетней и в высшей степени полезной для дела службы <…> просить забрать прошение об отставке и продолжить службу».

Характеризуя Александру Губерт в письме к принцессе Елене Георгиевне от 15 сентября 1910 года, исправляющий делами председателя Московского отделения ИРМО А.П. Чижов отмечал: «Прослужив Инспектором в течение 21 года, и овладев в совершенстве техникой этого сложного и крайне ответственного дела, отличаясь в то же время необыкновенной аккуратностью и работоспособностью, А.И. Губерт является для консерватории в высшей степени необходимым человеком, в особенности при возможности смены Директоров консерватории каждые три года <…>».

Из одиннадцати совместно прожитых лет всего четыре года (с 1877 по 1881) проработали Николай Альбертович и Александра Ивановна вместе. Детей у них не было. Служению Московской консерватории каждый посвятил всю свою жизнь, короткую у Николая Альбертовича (он скончался от тяжелой болезни, не дожив и до 50-ти, 26 сентября 1888 года) и долгую, но нелегкую у Александры Ивановны. Она овдовела в 28 лет и пережила супруга на полвека.

Николая Альбертовича и Александру Ивановну Губерт можно причислить к ярким представителям первых поколений выпускников и преподавателей столичных консерваторий. Для них работа в консерватории, педагогическая и административная, была не просто профессиональным делом, говоря современным языком, способом самореализации или удачно сложившейся карьерой, но истинным служением в нравственном значении этого слова. «Служить», по С.И. Ожегову, означает «направлять свою деятельность на пользу» – в данном случае на пользу русского искусства, воспитания молодых музыкантов.

Обладавшие высокими духовно-нравственными достоинствами, супруги Губерт не стремились к стяжанию богатств и славы, власти и известности. Они искренно и истово служили избранному делу, результаты которого воплощались в достижениях консерватории, в успехах ее воспитанников.

Ныне деятельность четы Губерт остается почти полностью забытой. Празднование юбилейных лат – хороший повод с благодарностью вспомнить о легендарных основоположниках, посвятивших жизни и труды процветанию Московской консерватории.

По материалам статьи О. Р. Глушковой из книги "Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем"


Ссылки


Ссылки