Александра Ивановна Губерт (урожд. Баталина) вошла в историю Московской консерватории как первая и единственная женщина-инспектор и педагог. Она прошла путь от младшего преподавателя до ординарного профессора 1-й степени по классу фортепиано.
Окончив Александро-Мариинский институт со званием домашней учительницы (в мае 1867 г.), семнадцатилетняя Александра Баталина, дочь московского священника, поступила в только открывшуюся Московскую консерваторию РМО (второй набор, 1867) в класс известного профессора К. Клиндворда. Через пять лет, в 1872 году, одной из первых и немногих Александра Баталина выдержала экзамен на получение диплома и звания свободного художника. В протоколе заседания профессоров по итогам экзамена того года впервые появилась подпись Н.А. Губерта (ее педагога по теоретическим предметам) как члена Совета профессоров консерватории. Спустя два года (1874) Александра Ивановна стала младшим преподавателем фортепиано и коллегой Николая Альбертовича. Вскоре они обвенчались. Ему было 37 лет, ей 27.
В Московской консерватории Александра Губерт проработала до начала 1930-х годов. Однако о ее служебных буднях сохранилось немного сведений. Те же, что дошли до нас, говорят об ее исключительной добросовестности, исполнительности, знании всех нюансов учебного процесса, доброжелательном, даже заботливом отношении и к учащимся, и к коллегам.
Когда в 1910-м в 60 лет Александра Ивановна решила подать в отставку, Дирекция приняла беспрецедентное решение: «Ввиду многолетней и в высшей степени полезной для дела службы <…> просить забрать прошение об отставке и продолжить службу».
Характеризуя Александру Губерт в письме к принцессе Елене Георгиевне от 15 сентября 1910 года, исправляющий делами председателя Московского отделения ИРМО А.П. Чижов отмечал: «Прослужив Инспектором в течение 21 года, и овладев в совершенстве техникой этого сложного и крайне ответственного дела, отличаясь в то же время необыкновенной аккуратностью и работоспособностью, А.И. Губерт является для консерватории в высшей степени необходимым человеком, в особенности при возможности смены Директоров консерватории каждые три года <…>».