Ссылки
Международная научная конференция к 80-летию Ю. Н. Холопова
24 сентября 2012 г. - 27 сентября 2012 г.

Международная научная конференция

Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание

24 27 сентября 2012
Конференц-зал Московской консерватории



* Конференция проходит в рамках фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»

Программа конференции

24 сентября, понедельник
Конференц-зал Московской консерватории

10.00. Открытие конференции

Александр Сергеевич Соколов
Ректор Московской консерватории, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки, Заслуженный деятель искусств РФ
Приветственное слово 

Татьяна Суреновна Кюрегян
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
О научном наследии Юрия Николаевича Холопова. Публикации и архивные материалы 

Ирина Васильевна Коженова
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки, декан историко-теоретического факультета Московской консерватории
О Всероссийском конкурсе по теории и истории музыки и композиции имени Ю.Н.Холопова

Секция 1. Ю. Н. Холопов и его наследие

Ведущий – проф. К. В. Зенкин

10.40
Лариса Валентиновна Кириллина
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
Холоповский курс истории полифонии

11.00
Римма Леонидовна Поспелова
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
Маргарита Викторовна Богданова
Студентка 4 курса историко-теоретического факультета Московской консерватории
Архивные материалы Ю. Н. Холопова по проблеме «переменных систем»

11.20
Марина Львовна Насонова
Кандидат искусствоведения, ответственный редактор журнала «Научный вестник Московской консерватории»
Учение Ю. Н. Холопова о классическом музыкальном метре и феномен «говорящей музыки»

11.40
Игорь Константинович Кузнецов
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
Системы гармонии и контрапункта К. Штокхаузена в исследованиях Ю. Н. Холопов

12.00
Александр Викторович Власов
Главный редактор, издатель, директор по развитию бизнеса российской медиа-компании «Гротек»
Музыкознание и исследование рынков: неожиданные параллели. Об универсализме аналитического метода Ю. Н. Холопова

12.20
Дискуссия

Секция 2. Диалоги в истории музыкальной теории

Ведущий – проф. М. А. Сапонов

14.00
Презентация книги «А. М. С. Боэций. Основы музыки» / Подготовка текста, перевод с латинского и комментарии С. Н. Лебедева (М., 2012)

14.20
Сергей Николаевич Лебедев

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, ведущий научный сотрудник НИЦ методологии исторического музыкознания
Греческая наука в зеркале «Музыки» Боэция

14.40
Григорий Иванович Лыжов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской консерватории
Спор К. Дальхауза и Б. Майера о старинных ладах

15.00
Роман Александрович Насонов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
Афанасий Кирхер и Иоахим Турингус: к истории немецкой музыкальной теории барокко

15.20
Ильдар Дамирович Ханнанов (США)
Профессор Консерватории Пибоди
Теория гармонии Ю. Н. Холопова в сравнении с современными американскими представлениями о тональной музыке

15.40
Евгения Ивановна Чигар
ёва
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
А. В. Михайлов и Ю. Н. Холопов (от слова к музыке: к вопросу об универсальности гуманитарной науки)

16.00
Дискуссия

25 сентября, вторник
Конференц-зал Московской консерватории

Секция 3. Музыка в пространстве эстетики и философии

Ведущая – проф. Е. С. Зинькевич

10.00
Маргарита Ивановна Катунян
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской консерватории
Романтические инверсии: от гармонии к картине мира 

10.20
Гражина Дауноравичене (Литва)
Доктор искусствоведения, профессор Литовской Академии музыки
Между модерном и модернизмом (на примере творчества М.К. Чюрлёниса)

10.40
Татьяна Борисовна Баранова (Швейцария)
Кандидат искусствоведения
Стравинский между православием и католицизмом (по материалам Фонда П. Захера)

11.00
Вячеслав Вячеславович Медушевский
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РФ
Число и божественная красота музыки

11.20
Константин Владимирович Зенкин
Доктор искусствоведения, проректор по научной работе Московской консерватории, профессор кафедры истории зарубежной музыки
А. Ф. Лосев и Ю. Н. Холопов. В чем смысл «музыкального числа»?

11.40
Филипп Альтклаус
Музыковед, выпускник Московской консерватории (класс проф. Ю.Н.Холопова)
О гармонии

12.00
Дискуссия

Секция 4. Лад и гармония от истоков до наших дней

Ведущая – проф. Г. Дауноравичене

14.00
Егор Данилович Резников (Франция)
Профессор Парижского университета
Акустические параметры пещер с наскальными рисунками

14.20
Марина Николаевна Чебуркина (Франция)
Кандидат искусствоведения, органистка Королевской капеллы Версальского дворца, член Национальной комиссии по охране и реставрации исторических органов при Министерстве Культуры Франции
Гармония пропорций во французской музыкальной теории XVII–XVIII веков и французское органное искусство Барокко

14.40
Эвелина Алексеевна Стручалина
(Ростов-на-Дону)
Кандидат искусствоведения, доцент Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова
О гармонии Шуберта в отечественной науке последних десятилетий: подходы и аспекты

15.00
Татьяна Алексеевна Старостина
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры русской музыки Московской консерватории
Русские народнопесенные лады как модальная система. Проблемы классификации

15.20
Елена Алексеевна Николаева
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской консерватории
Русская гармония Николая Корндорфа

15.40
Людмила Сергеевна Дьячкова
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных
Концепты тоник в музыке Ю. Каспарова

16.00
Даниил Владимирович Шутко (Санкт-Петербург)
Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории
Обертоновая гармония и перспективы ладовой теории

16.20
Дискуссия

26 сентября, среда
Конференц-зал Московской консерватории

Секция 5. Культурная традиция: изменяющееся и неизменное

Ведущая – доц. М. И. Катунян 

10.00
Наталья Ильинична Ефимова
Доктор искусствоведения, проректор по научной работе Академии хорового искусства им. В. С. Попова, профессор
Амвросианский хорал: традиция и канон

10.20
Галина Васильевна Алексеева (Владивосток)
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения Дальневосточного федерального университета
Адаптация византийского искусства в древней Руси (сквозь призму взглядов Ю.Н. Холопова)

10.40
Анна Васильевна Русакова (Россия/Бельгия)
Студентка Лемменс-Института, г. Лëвен (орган, клавесин, карильон), органистка Протестантской церкви в Брюсселе, концертмейстер вокального ансамбля «Gaudeamus»
Глас небесный: карильон во Фландрии и Нидерландах. История, теория и практика

11.00
Елена Александровна Доленко
Кандидат искусствоведения, директор Издательства Доленко
О музыкальной деятельности миссионеров в индейских редукциях Нового Света в XVII–XVIII вв.

11.20
Александр Львович Маклыгин
(Казань)
Доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Казанской консерватории, заведующий кафедрой теории музыки и композиции, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан
Степан Смоленский как создатель «инородческих партитур»

11.40
Дискуссия

Секция 6.  Методика музыковедческого исследования и проблемы педагогики

Ведущая – проф. Р. Л. Поспелова

12.20
Марина Валериевна Карасёва
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РФ
Учитель, ученик и пространство «2.0» − особенности изменения коммуникативных отношений в современной музыкальной педагогике

12.40
Михаил Эмильевич Дубов
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории
Янис Ксенакис: язык музыковедческого исследования

13.00
Владимир Викторович Громадин
Кандидат искусствоведения, преподаватель ЦССМШ при Московской консерватории
Сочинение музыки как инструмент ее анализа

13.20
Екатерина Олеговна Дмитриева
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории
Текст или контекст? К методике анализа музыки барокко

13.40
Дискуссия

Секция 7. Вопросы музыкальной формы

Ведущий – проф. А. Л. Маклыгин

15.00
Валентина Николаевна Холопова
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный деятель науки и образования
О психологической организации неклассических музыкальных форм

15.20
Ольга Владимировна Лосева
Доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской консерватории
О структурной модели барокко, или Что такое развертывание?

15.40
Анна Владимировна Андрушкевич
Литературный редактор компании “Essential Music"
Рейнгард Кайзер: ария в поисках формы

16.00
Татьяна Суреновна Кюрегян
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
Сколько частей в песенной форме?

16.20Марина Викторовна Переверзева
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыкально-информационных технологий, редактор отдела периодической печати Московской консерватории
Музыкальный мобиль: структура против формы

16.40
Дискуссия

27 сентября, четверг
Конференц-зал Московской консерватории

Секция 8. К теории новой и новейшей музыки

Ведущая – проф. Л. С.Дьячкова

10.00
Албена Георгиева Найденова (Болгария/Австрия)
Кандидат искусствоведения, художественный и научный руководитель группы Агенда 3 Вена
Композиционные принципы вокального цикла «Ein Buch von der Minne» Фридриха Церхи в контексте идейного мира венского Art Club (1947–1959)

10.20
Елена Сергеевна Зинькевич (Украина)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры русской музыки Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского
«Музыка оказалась больше техники» (О «Мистерии» В. Сильвестрова)

10.40
Милена Борисова Божикова (Болгария)
Доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Института искусствознания Болгарской академии наук
Дьердь Куртаг и Сэмюэль Беккет: за пределами речи

11.00
Евгения Александровна Изотова
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории
Звуковая комбинаторика Франко Донатони

Перерыв

11.40
Марина Владиславовна Воинова
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки, доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории
Пути органной музыки ХХ века. От авангарда к поставангарду

12.00
Татьяна Герасимовна Мдивани (Республика Беларусь)
Доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник ГНУ Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси
Нелинейность и новые музыкальные реалии в эпоху постмодернизма

12.20
Михаил Трофимович Просняков
Преподаватель кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории
Систематика форм в современной Новой музыке

12.40
Светлана Ильинична Савенко
Доктор искусствоведения, профессор кафедры русской музыки Московской консерватории
Музыка XXI века: перспективы изучения

13.00
Дискуссия

15.00
Круглый стол. «Ю. Н. Холопов — музыкант, ученый, педагог»

Ведущий – проф. А. С. Соколов

Стендовые доклады

Маргарита Александровна Григорьева (Волгоград)
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Волгоградского института искусств им П.А.Серебрякова
Об "ускользающих" каденциях в музыке Джезуальдо

Анна Константиновна Демидова
Аспирантка кафедры теории музыки, младший научный сотрудник Научно-творческого центра современной музыки Московской консерватории
Принципы инструментовки сонатной экспозиции в ранних симфониях Й. Гайдна

Юрий Константинович Захаров
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства им. В. С. Попова
Интонация в додекафонной музыке (на примере песен А. Веберна ор. 23 и ор. 25)

Надежда Андреевна Петрусёва (Пермь)
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Пермского института искусства и культуры (консерваторский факультет), научный руководитель Информационного центра современной музыки в г. Перми
Переписка Дж. Кейджа и П. Булеза: идеи и перспективы

Григорий Александрович Рымко
Ассистент кафедры теории музыки Московской консерватории
Три аспекта музыкальной формы по Ю. Н. Холопову

Дмитрий Олегович Чехович
Научный сотрудник НИЦ методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории
Д'Аламбер и теория минора