II фестиваль «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»
23 сентября 2012 г. - 27 сентября 2012 г. | Фестивали
Московская государственная консерватория им.П.И.Чайковского
Второй фестиваль
Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова
К 80-летию со дня рождения
23–27 сентября 2012
См. также
- Международная научная конференция «Наследие Ю. Н. Холопова и современное музыкознание»
- Панихида на могиле Ю. Н. Холопова на Троекуровском кладбище
В эти сентябрьские дни Московская консерватория празднует большой и славный юбилей: всех знатоков и любителей музыкального искусства на свое восьмидесятилетие приглашает великий русский ученый, музыкант от Бога — Юрий Николаевич Холопов.
Масштаб события — под стать тому вкладу, что внес ученый в культуру нашей Родины. Труды самого Юрия Николаевича и воспитанных им учеников обогатили едва ли не все области отечественного музыкознания, во многих же — произвели настоящий научный переворот. За годы своей жизни Юрий Николаевич успел безумно много. Список его публикаций необозрим. Многие рукописи хранятся, однако, в личном архиве — и это тоже важная часть холоповского наследия. Ю. Н. Холопов был счастливым отцом-основателем научной школы. Его наследие — это еще и его ученики. Кто-то из нас продолжает дело Юрия Николаевича, развивая его идеи в тех областях музыкальной науки, которые были особенно близки великому ученому, кто-то нашел свою область интересов.
Было бы, однако, большим заблуждением полагать, будто «школа Холопова» — это сообщество, исповедующее единую «научную веру», группа людей, в полной мере разделяющих взгляды своего наставника и во всем согласных между собой. Разномыслие имеет место и было, вероятно, «предусмотрено» самим Юрием Николаевичем, который всегда поощрял в нас свободу мысли и творческую инициативу. «Школу Холопова» объединяют не столько отдельные научные представления или их система, сколько личность нашего дорогого Учителя, который нас пестовал и любил, который дал каждому из нас нечто такое, благодаря чему мы состоялись как исследователи искусства и теперь передаем свой опыт новым поколениям музыкантов. Имя Юрия Николаевича собирает нас в эти дни, и каждый приносит свой дар любви и признательности.
Конечно же, в эти дни будет звучать музыка. Мы помним Юрия Николаевича как исключительно эрудированного слушателя, не пропускавшего ни одного мало-мальски интересного концерта. Универсальность теоретической концепции Холопова зиждилась на широте слухового познания музыки, открытости множеству музыкальных миров. В глазах иных коллег Юрий Николаевич был специалистом исключительно в области современной и старинной музыки — то и другое воспринималось тогда как нечто маргинальное и «диковинное»; поговаривали даже, будто Холопов «немузыкален». И это была поразительная несправедливость, ибо трудно представить себе человека, проникшего в логос «традиционной» музыки настолько глубоко и понимавшего классико- романтический репертуар настолько тонко, как Холопов. И вместе с тем, своими научными и методическими трудами Юрий Николаевич внес огромный вклад в распространение той музыки, которая по разным причинам, в том числе идеологическим, оказалась мало востребована в нашей стране. Будучи скорее консерватором по своим музыкально-философским воззрениям, Юрий Николаевич был по-детски открыт и доверчив ко всему новому. Он был убежден в том, что всякое честное творчество — от Бога. А главное, он обладал феноменальной способностью открывать логические принципы Новой музыки и приобщать к ее непривычной красоте других людей. Его ум напряженно работал над тем, чтобы вписать непривычные, и даже подчеркнуто нетрадиционные явления в искусстве XX столетия в собственную концепцию развертывания музыкального Логоса в истории. И это ему удалось.
Сегодня, когда наш Учитель уже не может физически присутствовать на юбилейных торжествах, отрадно думать, что дело его живет. И более того — развитие современного музыкознания в немалой мере остается делом рук Холопова. Имею в виду не только творчество «детей» и «внуков» Юрия Николаевича, колоссальное в своей совокупности, но и выход в свет таких фундаментальных трудов, как «Введение в музыкальную форму», а также «Музыкально-теоретические системы» и «Теория современной композиции» — этими коллективными трудами ученики и коллеги Юрия Николаевича по кафедре теории музыки создали прочную методическую базу для тех вузовских курсов, о повсеместном введении которых Холопов мечтал. Имя Холопова носит Всероссийский конкурс по теории и истории музыки и композиции, благодаря которому многие талантливые молодые люди избирают для себя профессию музыковеда и вступают на тот тернистый путь, по которому некогда шел наш Учитель; его именем и благородным примером во многом жива наша наука.
Секции конференции и фестивальные концерты открыты для всех, для самой широкой аудитории. Для тех же, кто знал Холопова лично — это и редкая возможность собраться «всей семьей», и встреча с самим Юрием Николаевичем, незримое присутствие которого с нами в эти дни будет особенно ощутимо.
Роман Насонов
Официальный сайт Ю. Н. Холопова
А. Н. Бабий «Красота всюду, где есть порядок и смысл» (областная газета «Рязанские ведомости»)