Лев Оборин, фортепиано Шуберт, Шуман, Шопен. Концерт в Большом зале консерватории 13 ноября (?) 1950 г.
О школе Льва Николаевича Оборина Г. Г. Нейгауз писал: «Я особенно ценю, что эта школа не стремится никогда к показу техники «an sich» (самой по себе), к блеску и виртуозным фейерверкам как высшему достижению пианизма, что внешняя «материальная» сторона исполнения не заслоняет музыки и ее смысла, но только способствует их выявлению. Здесь музыка на первом месте». Эти слова как нельзя более точно характеризуют и пианистическое credo самого Л. Н. Оборина.
«Светлым, гармоничным» называл искусство молодого Льва Оборина его легендарный учитель К. Н. Игумнов. Еще в ранние годы концертных выступлений Оборина отмечали, что «его исполнительство полно света», что «цельность составляет органическое свойство его гармоничной индивидуальности» (А. Альшванг); и позже, уже в 60-е годы, говорили о «лучезарности» и «отшлифованном пианизме» (Я. Флиер), об «особых светлых гонах» (Я. Милыптейн), в которые было окрашено оборинское искусство; «Его игра гармонична, ясна, полна здравого смысла, логической стройности, проникнута неподдельной искренностью и теплотой» (он же). Историческая дистанция никак не повлияла на суть этих проницательных характеристик. И более того – сквозь толщу времени, сквозь смены творческих поколений и артистических тенденций этос искусства Оборина только лишь прояснился, став для нас величиной несомненной, абсолютной.
Артистизм Л. Н. Оборина классичен но определению. Гармония мыслительной воли и чувства, уравновешенность средств от динамической и темповой архитектоники целого до точно поданной интонации, сбалансированность крупномасштабных логических построений формы и совершенной детальной работы – тут безусловны знаки классицистского аполлонизма. Но благородство оборинского мастерства, конечно, не ограничивается логической ясностью, стройной красотой мысли и безотказным чувством меры во всем. Благородна тут сама природа выразительности – у Оборина это золотой синтез яркого волевого пыла и тонких ранимых чувствований. Как тут не сказать о его энергии темпов (в Molto moderate шубертовской сонаты, например, или в шумановских Этюдах); ведь именно эта энергия властна над музыкальным процессом, организует его, придает музыкальной мысли императивную завершенность. Но рядом и нежность, и хрупкость, и – характернейшая оборинская чуткость к неуловимым движениям ускользающего чувства, хотя безукоризненная ясность строения фраз поразительна и здесь (в шопеновских Мазурке, Прелюдиях).
Шопен Оборина – особая страница в его творческой биографии. Дело не в общеизвестном факте победы юного пианиста на Первом Международном конкурсе имени Ф. Шопена в 1927 году, когда К. Шимаповский воскликнул: «Феномен! Ему не грешно поклониться, ибо он творит красоту». Намного более значима для нас сегодня рефлексия на музыку Шопена самого Оборина: «От интуиции я шел к серьезному анализу, самоанализу. <...> меня Шопен захватил исподволь и на всю жизнь. Его музыка стала необходимостью. Она нужна была не только на концертах, я <...> ощущал потребность играть себе, беседовать с Шопеном». Здесь ключ к пониманию художнической позиции пианиста.
Самоанализ, потребность беседовать. .. Не объясняют ли эти слова многое в исполнительском облике Оборина, причем не только в его шопеновских интерпретациях? «Незаметность» выразительных средств его пианизма, эмоциональная собранность, отсутствие броской эффектности и вообще каких-либо атрибутов внешнего, показного, эгоцентричного – не знаки ли это той самой артистической потребности в сокровенном высказывании, которая исконно присуща русской исполнительской традиции? Надо лишь вспомнить авторские исполнения Н. К. Метпера, игумновские прочтения музыки Чайковского, надо вслушаться в оборинскую интонацию в Шопене, Шуберте, чтобы понять глубокую, кровную связь искусства Оборина с этой традицией. Ибо, как и для его великих предшественников, основы этического принципа и артистического императива Оборина – в возвышенной простоте высказывания.
Запись концерта Л. Н. Оборина, датированная не позднее 13 ноября 1950 года, к сожалению, сохранилась не полностью. В ней есть технические дефекты, которые было бы невозможно устранить без художественных потерь (искажение неповторимой тембральной окраски звучания рояля Оборина, его удивительного туше...). Реставраторы бесценного исторического документа ставили перед собой цель – оставить в неприкосновенности удивительную ауру живого исполнения Оборина, сохранить в первозданности характерные черты его исполнительского стиля, которые, несмотря на разрушительную работу времени и обстоятельств, по-прежнему пленяют даже в столь несовершенной записи полувековой давности.
Исполнители: Лев Оборин, фортепиано
Композиторы: Франц Шуберт (1797-1828) Роберт Шуман (1810-1856) Фридерик Шопен (1810-1849)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Франц Шуберт (1797-1828) | ||
Соната си-бемоль мажор, D. 960 | ||
1 | 1. Molto moderate | 12.44 |
2 | 2. Andante sostenuto | 8.17 |
3 | 3. Scherzo (Allegro vivace con delicatezza) | 3.18 |
4 | 4. Allegro ma non troppo | 3.40 |
Роберт Шуман (1810-1856) | ||
Симфонические этюды, Ор. 13 | ||
5 | Thema. Andante | 1.27 |
6 | Etude I (Variation I). Un poco piu vivo | 1.12 |
7 | Etude II (Variation II) | 2.49 |
8 | Etude III Vivace | 1.07 |
9 | Etude IV (Variation III) | 0.49 |
10 | Etude V (Variation IV). Vivacissimo | 0.34 |
11 | Etude VI (Variation V). Agitato | 0.41 |
12 | Etude VII (Variation VI). Allegro molto | 0.41 |
13 | Etude VIII (Variation VII). Andante | 1.15 |
14 | Etude IX. Presto possibile | 0.35 |
15 | Etude X (Variation VIII). Allegro | 0.36 |
16 | Etude XI (Variation IX). Andante con espressione | 2.14 |
17 | Etude XII. Finale. Allegro brillantc | 5.22 |
Фридерик Шопен (1810-1849) | ||
12 Прелюдий, ор. 28 | ||
18 | № 1 До мажор | 0.40 |
19 | № 2 ля минор | 1.51 |
20 | № 3 Соль мажор | 0.55 |
21 | № 4 ми минор | 2.04 |
22 | № 5 Ре мажор | 0.38 |
23 | № 6 си минор | 2.07 |
24 | № 7 Ля мажор | 0.56 |
25 | № 8 фа-диез минор | 1.40 |
26 | № 9 Ми мажор | 1.24 |
27 | № 10 до-диез минор | 0.29 |
28 | № 11 Си мажор | 0.42 |
29 | № 12 соль-диез минор | 1.00 |
30 | Мазурка до-диез минор, op. 50 № 3 | 4.27 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Великие музыканты в Московской консерватории |
live / studio: | live |
формат: | ADD |
звукорежиссер: | Вера Парфёнова |
монтаж и/или мастеринг: | Игорь Соловьев |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 65.55 |
год издания: | 2007 |
место записи: | Большой зал Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского |
дата записи: | 13 (?) ноября 1950 г. |
цена: | 99 руб. |