Великий немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди, начавший сочинять еще в детские годы, написал за свою короткую жизнь множество произведений в самых различных жанрах. Особое место в его творческом наследии занимает хоровая музыка, представленная как отдельными хорами, так и крупными произведениями для солистов, хора и оркестра. К числу последних принадлежат две монументальные оратории на библейские сюжеты – «Павел» (1834 – 1836) и «Илия» (1846). Стойкий интерес Мендельсона к хоровой музыке во многом шел от его учителя, композитора Карла Цельтера (написал около 100 хоров), активного пропагандиста творений величайших классиков XVIII века – И. О. Баха и Г. Ф. Генделя. Сам Мендельсон в возрасте 20 лет впервые исполнил под своим управлением (после почти полного столетнего забвения) гениальные «Страсти по Матфею» И. С. Баха. Примерно в это же время возник его интерес к Генделю, еще более усилившийся после поездки в Англию, где исполнение ораторий этого композитора было традицией. Оратории Мендельсона отразили сильнейшие впечатления от исполнений генделевских ораторий. Другой побудительной причиной возникновения этих монументальных вокально-симфонических композиций был общественный подъем в Германии накануне революции 1848-1849 гг. В ораториях Мендельсона, как прежде у Генделя, отражены судьбы народов, во главе стоят крупные мифологические личности – пророки, апостолы. Премьера оратории «Илия» состоялась, однако, не в Германии, но в английском городе Бирмингеме в 1846 году. «Еще ни одна моя вещь, при первом исполнении, не проходила так превосходно, не была принята с таким энтузиазмом и исполнителями и слушателями, как эта оратория», – писал Мендельсон своему брату.
Герой оратории – ветхозаветный пророк Илия. Он возвещает людям Божественную волю, избавляет от стихийных бедствий, болезней и смерти, побеждает в споре жрецов чуждого иудеям бога Ваала и, согласно библейскому сказанию, живым возносится на небо. Общий величественный облик оратории, как и у Генделя, во многом определяется широким использованием больших хоровых масс, причем хор может изображать как определенную группу народа, так и выполнять функцию повествования о событиях, приобретая эпический склад. Среди же сольных эпизодов типа арий встречаются образцы тонкой, чисто романтической лирики. Все эпизоды – сюжетные и повествовательные – составляют композицию, подобную серии оперных «номеров». В двух частях оратории они сюжетно и по смыслу объединяются в более крупные сцены. Необычно начало оратории: вместо традиционной увертюры грозный речитатив Илии на фоне сурового хорала в оркестре. Сразу перед слушателями предстает могучий образ пророка: «В этот год не будет ни росы, ни дождя», – объявляет он кару за людские грехи. Смятение народа выражается далее в патетического характера увертюре и в первом хоре «Помоги, Господь!», переходящем в хоровой речитатив, в котором описываются беды, вызванные засухой.
В своем развитии оратория «Илия» не подчиняется последовательному раскрытию сюжета: в ней представлены отдельные эпизоды из жизни легендарного пророка и окружающего народа. Массовые сцены, героически приподнятые арии и речитативы, накал драматизма оттеняются камерными, носящими более личный характер, эпизодами. Хрупкой лирикой отмечена, например, молитва двух женских голосов (№ 2). В лирическом ключе выдержана сцена Илии и вдовы, сын которой умер, но стараниями Илии оживлен после его троекратной молитвы, обращенной к Богу. Как могучие столбы «здание» оратории подпирают часто возникающие величественные хоры (в ряде случаев полифонические, фугированные), развивающие традиции Баха и Генделя. Краткий, но мощный по воздействию хор в маршевом ритме оптимистически завершает эту – в основном суровую и драматичную – ораторию Мендельсона, одно из лучших его творений.
Профессор Г. В. Крауклис
Исполнители: Яна Бесядынская (сопрано I) – Вдова Оксана Лесничая (сопрано II) Светлана Трифонова (альт) – Ангел Алла Фейгинова (альт) – Ангел Юлия Проняева (альт) – Царица Андрей Дунаев (тенор) – Царь Ахав, Авдий Владимир Байков (бас) – Илия Дмитрий Сидоров (дискант) – Отрок Концертмейстер – Людмила Жиленкова Симфонический оркестр Большого зала Московской консерватории Художественный руководитель – Леонид Николаев Хор Московской консерватории Художественный руководитель – Станислав Калинин Дирижер – Геннадий Рождественский
Композиторы: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) | ||
«Илия» оратория для солистов, хора и оркестра, op. 70 | ||
Диск 1 | ||
Часть I | ||
Засуха и голод | ||
1 | Вступление. «Как жив Господь и Бог твой Израиль» | 0.57 |
2 | Увертюра | 3.16 |
3 | 1. Хор. «Бог наш! О, не дай Ты нам погибнуть» | 3.19 |
4 | 2. Дуэт и хор. «О, внемли, Боже, мольбе» | 2.33 |
5 | 3. Речитатив. «Сердца пусть скорбь наполнит» | 0.52 |
6 | 4. Ария. «Кто ко мне душой всей стремится» | 2.06 |
У вдовы | ||
7 | 5. Хор. «Нет, нам не внемлет Господь» | 4.38 |
8 | 6. Речитатив. «Восстань же, удались отсюда» | 0.50 |
9 | 7. Двойной квартет. «Знай, Бог сам заповедал всем ангелам своим» | 3.12 |
10 | 8. Ария. «Ах! Вот ты ко мне пришел подарок Божий» | 6.07 |
11 | 9. Хор. «Благо всем, кто боится Бога» | 3.44 |
Спор со жрецами Ваала | ||
12 | 10. Речитатив и хор. «Как жив Господь, Бог Саваоф» | 3.56 |
13 | 11. Хор. «О, услыши нас, Ваал!» | 3.13 |
14 | 12. Речитатив ихор. «Взывайте громче! Ведь он же Бог» | 1.12 |
15 | 13. Речитатив и хор. «Взывайте громче! Не слышит он» | 2.14 |
16 | 14. Речитатив и ария. «Бог Авраама! Бог Израиля!» | 2.58 |
17 | 15. Квартет. «К Богу в час трудный ты обратись» | 1.35 |
18 | 16. Речитатив и хор. «О ты, исполняющий духа пророков» | 3.13 |
19 | 17. Ария. «Господне слово – огонь палящий!» | 2.08 |
20 | 18. Ариозо. «О, горе отступникам, горе!» | 2.59 |
У царя Ахавы | ||
21 | 19. Речитатив, ария и хор. «Пророк, приди нам на помощь» | 5.31 |
22 | 20. Хор. «Богу хвала!» | 4.12 |
Диск 2 | ||
Часть II | ||
Молитва о дожде | ||
1 | 21. Ария. «Голос Господа слушай, Израиль!» | 5.31 |
2 | 22. Хор. «Ты не страшись, сказал Господь, ведь я с тобой» | 3.44 |
3 | 23. Речитатив, ария и хор. «Так рек Господь!» | 3.59 |
4 | 24. Хор. «Смерть ому! Пусть погибнет» | 1.40 |
Илия в пустыне | ||
5 | 25. Речитатив. «К моим речам, пророк, склони ты слух свой!» | 2.09 |
6 | 26. Ария. «Скоро ль конец? Ты жизнь мою возьми, Господь!» | 4.39 |
7 | 27. Речитатив. «Лег он, уснул под можжевельником в пустыне» | 0.33 |
8 | 28. Терцет. «Возведи глаза свои к горным высям» | 1.37 |
9 | 29. Хор. «Бог твой оплот, хранитель твой, бодрствует всегда» | 3.37 |
Илия на горе | ||
10 | 30. Речитатив. «Илия, проснись» | 1.47 |
11 | 31. Ария. «Пред Господом сил склонись, раб Его!» | 2.10 |
12 | 32. Хор. «Знай, кто до конца претерпел – тот спасется» | 2.33 |
13 | 33. Речитатив. «Боже мой, ночь вокруг меня» | 1.36 |
14 | 34. Хор. «С небес Он нисходит!» | 5.33 |
15 | 35. Квартет и хор. «Серафимы стояли вокруг, песнь Богу воспевая» | 3.05 |
16 | 36. Хор. «Возвратись теперь назад» | 1.16 |
17 | 37. Речитатив и ария. «Могут горы поколебаться и низвергнуться их вершины» | 2.11 |
Вознесение на небо | ||
18 | 38. Хор. «И возгорелся духом Илия, пророк Господень» | 2.27 |
Эпилог. Пророчество Илии о пришествии Мессии (Спасителя) | ||
19 | 39. Ария. «Праведники все воссияют, как светила в обители Отца» | 2.54 |
20 | 40. Речитатив. «И послан за тем был пророк Илия пока не пришел день страшного суда» | 1.05 |
21 | 41. Хор и квартет. «Но вот некто встает в полночный час» | 6.49 |
22 | 42. Хор. «И свет вас озарит, сияя, как заря поутру» | 3.33 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | DDD |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 64.53 (первый диск) 64.53 (второй диск) |
год издания: | 2007 |
место записи: | Большой зал Московской консерватории |
дата записи: | 24 декабря 1999 г. |
цена: | 108 руб. 16 коп. (цена за комплект) |