Геннадий Рождественский. Феликс Мендельсон-Бартольди. «Илия» (Диск 1, 2)


  • Год выпуска: 2007
Геннадий Рождественский, дирижер Феликс Мендельсон-Бартольди. «Илия» оратория для солистов, хора и оркестра, op. 70

Великий немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди, начавший сочинять еще в детские годы, написал за свою короткую жизнь множество произведений в самых различных жанрах. Особое место в его творческом наследии занимает хоровая музыка, представленная как отдельными хорами, так и крупными произведениями для солистов, хора и оркестра. К числу последних принадлежат две монументальные оратории на библейские сюжеты – «Павел» (1834 – 1836) и «Илия» (1846). Стойкий интерес Мендельсона к хоровой музыке во многом шел от его учителя, композитора Карла Цельтера (написал около 100 хоров), активного пропагандиста творений величайших классиков XVIII века – И. О. Баха и Г. Ф. Генделя. Сам Мендельсон в возрасте 20 лет впервые исполнил под своим управлением (после почти полного столетнего забвения) гениальные «Страсти по Матфею» И. С. Баха. Примерно в это же время возник его интерес к Генделю, еще более усилившийся после поездки в Англию, где исполнение ораторий этого композитора было традицией. Оратории Мендельсона отразили сильнейшие впечатления от исполнений генделевских ораторий. Другой побудительной причиной возникновения этих монументальных вокально-симфонических композиций был общественный подъем в Германии накануне революции 1848-1849 гг. В ораториях Мендельсона, как прежде у Генделя, отражены судьбы народов, во главе стоят крупные мифологические личности – пророки, апостолы. Премьера оратории «Илия» состоялась, однако, не в Германии, но в английском городе Бирмингеме в 1846 году. «Еще ни одна моя вещь, при первом исполнении, не проходила так превосходно, не была принята с таким энтузиазмом и исполнителями и слушателями, как эта оратория», – писал Мендельсон своему брату.
Герой оратории – ветхозаветный пророк Илия. Он возвещает людям Божественную волю, избавляет от стихийных бедствий, болезней и смерти, побеждает в споре жрецов чуждого иудеям бога Ваала и, согласно библейскому сказанию, живым возносится на небо. Общий величественный облик оратории, как и у Генделя, во многом определяется широким использованием больших хоровых масс, причем хор может изображать как определенную группу народа, так и выполнять функцию повествования о событиях, приобретая эпический склад. Среди же сольных эпизодов типа арий встречаются образцы тонкой, чисто романтической лирики. Все эпизоды – сюжетные и повествовательные – составляют композицию, подобную серии оперных «номеров». В двух частях оратории они сюжетно и по смыслу объединяются в более крупные сцены. Необычно начало оратории: вместо традиционной увертюры грозный речитатив Илии на фоне сурового хорала в оркестре. Сразу перед слушателями предстает могучий образ пророка: «В этот год не будет ни росы, ни дождя», – объявляет он кару за людские грехи. Смятение народа выражается далее в патетического характера увертюре и в первом хоре «Помоги, Господь!», переходящем в хоровой речитатив, в котором описываются беды, вызванные засухой.
В своем развитии оратория «Илия» не подчиняется последовательному раскрытию сюжета: в ней представлены отдельные эпизоды из жизни легендарного пророка и окружающего народа. Массовые сцены, героически приподнятые арии и речитативы, накал драматизма оттеняются камерными, носящими более личный характер, эпизодами. Хрупкой лирикой отмечена, например, молитва двух женских голосов (№ 2). В лирическом ключе выдержана сцена Илии и вдовы, сын которой умер, но стараниями Илии оживлен после его троекратной молитвы, обращенной к Богу. Как могучие столбы «здание» оратории подпирают часто возникающие величественные хоры (в ряде случаев полифонические, фугированные), развивающие традиции Баха и Генделя. Краткий, но мощный по воздействию хор в маршевом ритме оптимистически завершает эту – в основном суровую и драматичную – ораторию Мендельсона, одно из лучших его творений.
Профессор Г. В. Крауклис


Исполнители:  Яна Бесядынская (сопрано I) – Вдова Оксана Лесничая (сопрано II) Светлана Трифонова (альт) – Ангел Алла Фейгинова (альт) – Ангел Юлия Проняева (альт) – Царица Андрей Дунаев (тенор) – Царь Ахав, Авдий Владимир Байков (бас) – Илия Дмитрий Сидоров (дискант) – Отрок Концертмейстер – Людмила Жиленкова Симфонический оркестр Большого зала Московской консерватории Художественный руководитель – Леонид Николаев Хор Московской консерватории Художественный руководитель – Станислав Калинин Дирижер – Геннадий Рождественский

Композиторы:  Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
«Илия» оратория для солистов, хора и оркестра, op. 70
Диск 1
Часть I
Засуха и голод
1Вступление. «Как жив Господь и Бог твой Израиль»0.57
2Увертюра3.16
31. Хор. «Бог наш! О, не дай Ты нам погибнуть»3.19
42. Дуэт и хор. «О, внемли, Боже, мольбе»2.33
53. Речитатив. «Сердца пусть скорбь наполнит»0.52
64. Ария. «Кто ко мне душой всей стремится»2.06
У вдовы
75. Хор. «Нет, нам не внемлет Господь»4.38
86. Речитатив. «Восстань же, удались отсюда»0.50
97. Двойной квартет. «Знай, Бог сам заповедал всем ангелам своим»3.12
108. Ария. «Ах! Вот ты ко мне пришел подарок Божий»6.07
119. Хор. «Благо всем, кто боится Бога»3.44
Спор со жрецами Ваала
1210. Речитатив и хор. «Как жив Господь, Бог Саваоф»3.56
1311. Хор. «О, услыши нас, Ваал!»3.13
1412. Речитатив ихор. «Взывайте громче! Ведь он же Бог»1.12
1513. Речитатив и хор. «Взывайте громче! Не слышит он»2.14
1614. Речитатив и ария. «Бог Авраама! Бог Израиля!»2.58
1715. Квартет. «К Богу в час трудный ты обратись»1.35
1816. Речитатив и хор. «О ты, исполняющий духа пророков»3.13
1917. Ария. «Господне слово – огонь палящий!»2.08
2018. Ариозо. «О, горе отступникам, горе!»2.59
У царя Ахавы
2119. Речитатив, ария и хор. «Пророк, приди нам на помощь»5.31
2220. Хор. «Богу хвала!»4.12
Диск 2
Часть II
Молитва о дожде
121. Ария. «Голос Господа слушай, Израиль!»5.31
222. Хор. «Ты не страшись, сказал Господь, ведь я с тобой»3.44
323. Речитатив, ария и хор. «Так рек Господь!»3.59
424. Хор. «Смерть ому! Пусть погибнет»1.40
Илия в пустыне
525. Речитатив. «К моим речам, пророк, склони ты слух свой!»2.09
626. Ария. «Скоро ль конец? Ты жизнь мою возьми, Господь!»4.39
727. Речитатив. «Лег он, уснул под можжевельником в пустыне»0.33
828. Терцет. «Возведи глаза свои к горным высям»1.37
929. Хор. «Бог твой оплот, хранитель твой, бодрствует всегда»3.37
Илия на горе
1030. Речитатив. «Илия, проснись»1.47
1131. Ария. «Пред Господом сил склонись, раб Его!»2.10
1232. Хор. «Знай, кто до конца претерпел – тот спасется»2.33
1333. Речитатив. «Боже мой, ночь вокруг меня»1.36
1434. Хор. «С небес Он нисходит!»5.33
1535. Квартет и хор. «Серафимы стояли вокруг, песнь Богу воспевая»3.05
1636. Хор. «Возвратись теперь назад»1.16
1737. Речитатив и ария. «Могут горы поколебаться и низвергнуться их вершины»2.11
Вознесение на небо
1838. Хор. «И возгорелся духом Илия, пророк Господень»2.27
Эпилог. Пророчество Илии о пришествии Мессии (Спасителя)
1939. Ария. «Праведники все воссияют, как светила в обители Отца»2.54
2040. Речитатив. «И послан за тем был пророк Илия пока не пришел день страшного суда»1.05
2141. Хор и квартет. «Но вот некто встает в полночный час»6.49
2242. Хор. «И свет вас озарит, сияя, как заря поутру»3.33



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:live
формат:DDD
монтаж и/или мастеринг:Руслана Орешникова
дизайнер, название используемых иллюстраций:Максим Компанеец
исполнительный продюсер:Евгений Платонов
копирайт и права (C) (P):Московская консерватория
общее время звучания:64.53 (первый диск)
64.53 (второй диск)
год издания:2007
место записи:Большой зал Московской консерватории
дата записи:24 декабря 1999 г.
цена:108 руб. 16 коп.
(цена за комплект)