Эмиль Гилельс, фортепиано Концерт в Большом зале Московской консерватории 6 января 1954 года Бах. Брамс. Метнер. Равель. Дебюсси. Альбенис. Пуленк. Де Фалья
Есть в истории исполнительского искусства артисты, как бы задающие масштаб для оценки слушателем всех художественных явлений в этой области. Таков Эмиль Григорьевич Гилельс (1916-1985). Он выступал на сцене свыше полувека, объездил с концертами весь мир, владел необъятным фортепианным репертуаром. Уже в юности его игра поражала слушателей цельностью, волевым напором, захватывающей виртуозностью. С годами, сохраняя эти черты, искусство пианиста постоянно развивалось и углублялось. Трактовки Гилельса воспринимались, да и сейчас воспринимаются слушателями как свершения – везде, в каждой взятой им ноте, каждой сыгранной фразе слышны неповторимое, исключительное по красоте фортепианное звучание, особое совершенство музыкальных пропорций, гилельсовская сила и страстность...
Уроженец Одессы, в пятилетнем возрасте он начал заниматься на музыкальных курсах с известным в то время детским педагогом, Я. И. Ткачом. Затем последовала учеба в Одесской консерватории в классе Б. М. Рейнгбальд и в Школе высшего исполнительского мастерства при Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза (там молодой пианист совершенствовался в 1935-38 гг.).
Сольный дебют Гилельса состоялся в Одессе в 1929 году. После блестящей победы на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) к нему пришла слава. Она еще более упрочилась, когда Гилельс с триумфом выступил на международных конкурсах пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (1938, 1-я премия). С этого времени он стал одним из самых любимых и востребованных концертирующих пианистов в СССР, а в послевоенные годы и во всем мире.
Репертуар Гилельса включал музыку от эпохи барокко до современности. Он был первым исполнителем произведений композиторов XX века, в том числе С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Вайнберга. Индивидуальность пианиста отличалась редкостной разносторонностью – с равной убедительностью и силой воздействия он играл произведения, принадлежавшие к самым разным стилевым направлениям. Многое было записано на грампластинки, иногда по нескольку раз в разные периоды творчества. Гилельс выступал также и в ансамблях, в том числе в дуэте с пианистами – Я. Заком и со своей дочерью Еленой, со скрипачами – сестрой Елизаветой Гилельс, и ее мужем Л. Коганом, в трио с Л. Коганом и М. Ростроповичем, с Квартетом им. Бетховена, Амадеус-квартетом.
Хотя Гилельс не считал себя педагогом, однако и в этой области он достиг многого. Из его класса (в 1938-76 годах он преподавал в Московской консерватории, с 1952 профессор) вышли, к примеру, И. Жуков, В. Афанасьев, М. Мдивани. «Рядом с пианистом такого размаха неизбежно начинаешь играть лучше, нельзя не стараться изо всех сил, не мобилизовать предельно свои ресурсы», – говорила одна из его учениц.
Велики заслуги Гилельса и как музыкального деятеля, председателя жюри конкурса пианистов им. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970). Именно по его настоянию первые премии на первом и третьем конкурсах были присуждены соответственно В. Клайберну и Г. Соколову. Программа концерта 6 января 1954 года, представленная на этом диске, открывается Токкатой и фугой ре минор Баха-Таузига. Для артиста это не просто дань одной из романтических исполнительских традиций – начинать концерт с монументальной транскрипции. Гилельс всю жизнь увлекался музыкой Баха, особенно органной. «Он, пожалуй, первый композитор, который очень волновал меня в еще в раннем детстве, – признавался пианист. – Органную музыку Баха я всегда слышал мысленно и она меня всегда по-настоящему волновала. Одно время появилось даже желание учиться играть на органе». Возможно, отчасти потому Бах в репертуаре Гилельса представлен главным образом именно транскрипциями.
С музыкой Брамса Гилельс тоже был связан с юных лет. Так, к примеру, в программу выступления 16-летнего пианиста на Всесоюзном конкурсе входили «Вариации и фуга на тему Генделя». Гилельс по-разному подходил к трактовке крупных произведений этого композитора и его миниатюр. «Диву даешься, – говорил он, – что в общем-то вся мелодика Брамса, вся ее задушевность, интимность и тонкость сотканы из деталей. В ранних его опусах – в сонатах, первом и втором фортепианных концертах этого нет, а в фантазиях – мозаика». Гилельс имеет тут в виду Фантазии ор. 116. Свое эмоциональное состояние во время исполнения этих пьес он позднее выразил так: «...Играя фантазии, испытываешь чувство, непередаваемое словами. Словно находишься в трансе». Сказанное вполне может быть отнесено и к произведениям из опусов 118, 119 и 76, включенным в программу концерта 6 января. Публикуемая запись Сонаты соль минор Н. К. Метнера была по сути первым шагом к возвращению музыки этого композитора на концертную эстраду после нескольких лет негласного запрета в 40-е – 50-е годы. Гилельс не только играет сонату, но и незадолго до концерта, как бы «в подкрепление», публикует статью о ее авторе – это одно из крайне немногочисленных его выступлений в печати. В Метнере, как говорил Гилельс позднее, его привлекают «гармонический язык, его полифоничность и какая-то наивность очень искренней мелодики. Она – как полевые цветы».
Музыка французских композиторов-импрессионистов в первой половине 50-х годов тоже практически не звучала в концертах. Потому сам факт исполнения на том концерте пьес Дебюсси, Равеля, а также Альбениса, Пуленка и Де Фальи, заключал в себе элемент полемичности. В своих трактовках, предельно выверенных и несколько «графичных», Гилельс показывает свое глубокое проникновение в исконно французские исполнительские традиции этой музыки.
Исполнители: Эмиль Гилельс, фортепиано
Композиторы: И. С. Бах (1685-1750) И. Брамс (1833-1897) Н. К. Метнер (1880-1951) М. Равель (1875-1937) К. Дебюсси (1862-1918) И. Альбенис (1860-1909) Ф. Пуленк (1899-1963) М. де Фалья (1876-1946)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
И. С. Бах (1685-1750) | ||
1. | Органная токката и фуга ре минор BWV 565 (транскрипция К. Таузига) | 8.41 |
И. Брамс (1833-1897) | ||
2. | Романс фа мажор, op. 118 № 5 | 3.40 |
3. | Интермеццо до мажор, op. 119 № 8 | 1.40 |
4. | Интермеццо ля минор, op. 76 № 7 | 2.53 |
5. | Каприччо си минор, op. 76 № 2 | 3.18 |
Н. К. Метнер (1880-1951) | ||
6. | Соната соль минор op. 22 | 15.52 |
М. Равель (1875-1937) | ||
7. | Alborada del gracioso из цикла «Отражения» № 4 | 5.58 |
К. Дебюсси (1862-1918) | ||
Pour le piano, сюита | ||
8. | Прелюдия | 3.29 |
9. | Сарабанда | 3.58 |
10. | Токката | 3.48 |
11. | Сложные арпеджио из 12 этюдов для фортепиано, № 11 | 4.18 |
И. Альбенис (1860-1909) | ||
12. | Наварра (1909, завершена Д. де Севераком) | 4.40 |
Ф. Пуленк (1899-1963) | ||
13. | Пастораль из трех пьес для фортепиано (1928) | 2.25 |
М. де Фалья (1876-1946) | ||
14. | Танец огня из балета «Любовь-волшебница», № 8 (транскрипция А. Рубинштейна) | 6.12 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Великие музыканты в Московской консерватории |
live / studio: | live |
формат: | ADD |
монтаж и/или мастеринг: | Игорь Соловьев |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 67.37 |
год издания: | 2007 |
место записи: | Записано на концерте в Большом зале Московской консерватории |
дата записи: | 6 января 1954 года |
цена: | 78 руб. 67 коп. |