Алексей Николаев Избранные произведения


  • Год выпуска: 2003
Алексей Николаев Избранные произведения. Симфонические картины из оперы «Последние дни». Симфонические этюды (13 вариаций для оркестра). Соната для флейты и фортепиано

Алексей Александрович Николаев – выпускник Московской консерватории, ученик В. Я. Шебалина. В консерватории преподает с 1958 года, с 1980 года – профессор кафедры сочинения. А. А. Николаев – активно работающий композитор. Им написано пять симфоний, восемь опер (среди них «Пир во время чумы» и «Граф Нулин» по Пушкину), ряд ораторий и кантат, множество камерных инструментальных сочинений, вокальных и хоровых циклов на стихи русских и зарубежных поэтов. Будучи воспитанником Московской композиторской школы, А. А. Николаев принципиально считает необходимым сохранять ее традиции и прививать своим ученикам уважение к творческому наследию.
За Пятую симфонию и цикл на стихи А. Твардовского А. А. Николаев был удостоен Государственной премии имени М. И. Глинки, за оперу «Граф Нулин» и Концерт для флейты – премии имени Д. Д. Шостаковича, за Концерт для двух фортепиано с оркестром – премии на Международном конкурсе имени С. С. Прокофьева.
Представленные на компакт-диске сочинения вошли в программы концертов, посвященных 70-летию композитора.
В опере «Последние дни» захотелось развить и обобщить идею Михаила Булгакова, написавшего свою пьесу о Пушкине без Пушкина, попробовать найти этой идее музыкальное воплощение. В опере все время пересекаются две временные координаты: проходит вся панихида по Пушкину в Конюшенной церкви, с одной стороны, а с другой в эту линию вторгаются разные эпизоды последней зимы жизни поэта. В опере оказалось довольно много симфонических эпизодов – эпических, лирических, гротескных. Из них сложилась пятичастная сюита, которая может достаточно убедительно прозвучать на концертной эстраде как самостоятельное произведение.
Симфонические этюды – 13 вариаций для оркестра. По форме это сочинение – двойные вариации, где параллельно развиваются два музыкально-поэтических ряда: статично-естественный и динамично-насильственный. Иначе говоря, все время сопоставляются сцены картинно-неподвижные, архаичные, и кинематографически движущиеся, сиюминутные. Причем этот второй ряд все время стремится навязать естественно складывающемуся строю жизни свой темп, свое понятие о том, что «правильно», что надо «улучшить», «переделать» и т. п. Короче, уют противостоит разорению, спокойствие – надрыву, естество – насилию. Таким образом, подтекст сочинения историко-публицистический. Эпизоды-вариации так или иначе оказываются связанными с главными и существенными этапами русской, советской и новейшей истории. Но в последней вариации, построенной на старинной мордовской народной песне, автор приходит к малоутешительному выводу о том, что ничто на наших бескрайних равнинах не перестроить, все зарастет травой, уж лучше все оставить в покое, чтобы все складывалось естественным путем.
Музыка Сонаты для флейты и фортепьяно – прощание с внезапно прервавшимся, почти десятилетним периодом счастливой жизни в деревне. Первая часть по настроению благодушна и лирична, в ней нет музыкальных контрастов, изредка возникает слышимая со стороны кукушка. Все настойчивее этот мотив звучит во второй части, музыка которой более глубокая и сосредоточенная. Третья часть – виртуозная тарантелла, и только в коде возвращаются настроения первой и второй частей. Заканчивается сочинение прерванным, удаляющимся призывом кукушки.

Исполнители:  Симфонический оркестр Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев (1–18), Ольга Ивушейкова, флейта (19–21), Александр Покидченко, фортепиано (19–21).

Композиторы:  Алексей Николаев



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Алексей Николаев. Избранные произведения
Симфонические картины из оперы «Последние дни», по пьесе М. Булгакова (1986 г.)
1.1. Вьюга3.30
2.2. Высочайший надзор3.23
3.3. Вальс6.32
4.4. Сплетни2.36
5.5. Последний путь4.35
Симфонические этюды – 13 вариаций для оркестра (1994)
6.Вариация 13.17
7.Вариация 23.04
8.Вариация 33.17
9.Вариация 42.01
10.Вариация 51.20
11.Вариация 62.58
12.Вариация 73.01
13.Вариация 81.50
14.Вариация 94.39
15.Вариация 102.45
16.Вариация 112.00
17.Вариация 122.42
18.Вариация 134.51
Соната для флейты и фортепиано (2000)
19.1. Allegretto6.00
20.2. Andantino sostenuto4.40
21.3. Allegro molto4.58
Симфонический оркестр Московской государственной консерватории. Дирижер Леонид Николаев (1–18). Ольга Ивушейкова, флейта (19–21), Александр Покидченко, фортепиано (19–21).



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:live
формат:ADD
звукорежиссер:Александр Филиппов (1–18), Руслана Орешникова (19–21)
монтаж и/или мастеринг:Вера Парфенова
дизайнер, название используемых иллюстраций:Максим Компанеец
исполнительный продюсер:Евгений Платонов
копирайт и права (C) (P):Московская консерватория
общее время звучания:73.59
год издания:2003
место записи:Записи с концертов в Большом зале Московской консерватории (1–18) и в Малом зале Московской консерватории (19–21)
дата записи:25 октября 2001 года (1–18) и 26 апреля 2001 года (19–21)
цена:54 руб. 08 коп.