Имя Владимира Александровича Соколова известно всему миру. Исполнительская деятельность ведущего кларнетиста России – солиста Государственного академического симфонического оркестра России и концертанта – неоднократно отмечалась в отечественной и зарубежной прессе, получала высокую оценку выдающихся дирижеров, исполнителей и музыкальных критиков.
Уроженец маленькой деревни на севере Коми, до 14 лет не знавший о существовании кларнета – он, окончив музыкальное училище, приехал учиться в Москву, где его учителями были видные кларнетисты – профессора А. Г. Семенов и А. В. Володин. Увлеченные, кропотливые занятия и талант от Бога дали поразительные результаты.
В 1959 году Владимир Соколов блестяще закончил Московскую консерваторию. В 1960 г. он стал лауреатом Международного конкурса музыкантов-исполнителей на духовых инструментах в Вене. Через 4 года в Ленинграде – триумфальный успех на конкурсе музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, где ему была присуждена Первая премия.
С 1959 по 1963 гг. Соколов работал в оперно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и телевидения п/у Н. Аносова. В 1963 году музыкант был принят по конкурсу в Государственный академический симфонический оркестр СССР, где проработал 30 лет солистом-кларнетистом.
В каждом концерте блистали его solo – это и «Франческа да Римини», 6-я симфония и «Времена года» Чайковского, 10-я и 15-я симфонии Шостаковича, «Камаринская» Глинки и 2-я симфония Рахманинова, где удивительная красота звучания, бесконечное дыхание и проникновенность поражали слушателей.
Владимир Соколов заставлял жить свой инструмент. Его ясный звук, чистый и богатый тембр, краски – от обворожительного пианиссимо до захватывающего искрометного форте – действовали гипнотически. Он не просто играл, а излагал свое искренне глубокое отношение к исполняемому произведению. Все эти качества привлекали многочисленных слушателей; как отмечал журнал «Советская музыка», многие ходили в Большой зал консерватории специально «на Соколова». На сцене БЗК Владимиру Соколову посчастливилось играть с такими выдающимися дирижерами, как А. Гаук, К. Иванов, И. Маркевич, Л. Маазель, З. Мета, А. Клюитенс, Ш. Мюнш.
Наряду с работой в оркестре, Владимир Соколов вел активную сольную деятельность, которая, по словам профессора В. Х. Рябченко, «не имела себе равных, являясь большой редкостью среди исполнителей на духовых инструментах, где музыкант на протяжении двух с лишним часов буквально завораживал слушателей звуками своего инструмента». В репертуар музыканта входили едва ли не все произведения, созданные для кларнета. Целый ряд сочинений были исполнены им впервые в нашей стране – в частности, сочинения французских композиторов Пуленка, Битча, Бозза, Мессаже, Андре-Блох, некоторые сочинения – впервые в мире. Почти весь репертуар Владимира Соколова записан на пластинки и компакт-диски, его записи составляют «золотой фонд» радио.
Неоднократно Владимир Соколов выступал в концертах с прославленными исполнителями: Квартетом им. Бородина, Квартетом им. Комитаса, Квартетом им. Шостаковича, Квартетом им. Бетховена. Творческое содружество связывало музыканта с известными исполнителями: Э. Вирсаладзе, Л. Тимофеевой, Н. Петровым, В. Крайневым, А. Наседкиным, В. Коробовым, В. Ивановым, Г. Капитоновым, Ю. Лоевским, М. Уткиным.
Творческая деятельность ведущего кларнетиста России неоднократно отмечалась: в 1974 году он был удостоен почетного звания Заслуженного Артиста РСФСР, в 1984 – Народного Артиста России. Профессор Соколов неоднократно принимал участие в работе жюри международных конкурсов в Женеве, Тулоне, Корее, а также во Всероссийских конкурсах. Соколов был инициатором создания духового квинтета солистов ГАСО СССР, выступления которого стали значительным событием концертной жизни в России и за рубежом. Специально для этого ансамбля Е. Ф. Светланов написал «Деревенские сутки» – оригинальное сочинение, неизменно имевшее успеху публики.
Портрет музыканта будет неполным, если не сказать о многолетней и интенсивной преподавательской деятельности Владимира Соколова в Московской консерватории (с 1974 г.) и Центральной музыкальной школе (с 1975 г.). Более чем за четверть века он подготовил большое количество высокопрофессиональных музыкантов-кларнетистов, работающих в ведущих оркестрах страны и за рубежом. Среди них – Ю. Бабий, М. Безносов, Е. Петров, А. Богорад, А. Дреслер, Б. Пружинский и многие другие.
Владимир Соколов был инициатором проведения в Москве I Международного конкурса кларнетистов им. С. В. Розанова.
«Гениальный музыкант и уникальной душевной щедрости человек» (Заслуженный артист России Г. Капитонов).
«Выдающийся музыкант, лучший кларнетист нашего времени, какого я знаю» (Евгений Светланов).
Владимир Соколов всей своей разносторонней деятельностью подтвердил художественную ценность традиций русской кларнетовой школы, являясь одной из ярчайших звезд отечественного и мирового исполнительского искусства.
Владимир Иванов родился в Москве в 1948 году. Начал заниматься на скрипке с шести лет у В. Вульфмана, а в 10-летнем возрасте его принял в свой класс Ю. Янкелевич (ассистент – М. Глезарова).
В 1972 г. окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, в 1974 г. – аспирантуру.
Завоевал три золотые медали на международных конкурсах им. И. С. Баха в Лейпциге (1972 г.), им. К. Поповой в Плевне (1974 г.), им. М. Равеля в Бордо (1976 г.).
Владимир Иванов – солист Московской государственной академической филармонии. С 1976 г. – также участник всемирно известного «Московского трио». Активно концертирует в стране и за рубежом. Им записано около сорока сольных и ансамблевых грампластинок и компакт-дисков.
Владимиру Иванову посвящены многие сочинения отечественных и зарубежных композиторов.
С 1974 г. он преподает в Московской государственной консерватории. В настоящее время – профессор, декан оркестрового факультета, заведующий кафедрой скрипки. Многие воспитанники Владимира Иванова стали лауреатами международных конкурсов.
Владимир Иванов регулярно проводит мастер-классы в Германии, Швейцарии, Австрии, Финляндии, Дании и США. Участвовал в работе жюри многих международных конкурсов.
Народный артист России, лауреат премии Москвы.
Виолончелист Михаил Уткин родился в 1952 году в Вильнюсе. Учился в Московской консерватории в классе Мстислава Ростроповича. Уже в 1967 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе в Праге, затем увлекся камерной музыкой, играл в составе струнного квартета, а с 1974 года – в «Московском трио». Вместе со своими коллегами по ансамблю стал лауреатом многих международных конкурсов, в том числе в Льеже, Будапеште, Бордо.
Награжден золотой медалью М. Равеля (1972), народный артист России (1994), лауреат премии Москвы (1997).
В репертуаре Михаила Уткина свыше 500 произведений, в том числе около 200 фортепианных трио, 120 виолончельных сонат и концертов, множество пьес и камерных ансамблей разных составов. Михаилом Уткиным записано 15 грампластинок и 32 компакт-диска, выпущенных фирмами России, Германии, Франции и США. Он выступал солистом в сопровождении самых известных мировых оркестров и дирижеров.
Вениамин Коробов родился в 1951 году в Москве. В 1974 году с отличием окончил фортепианный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора В. Натансона).
С 1976 года преподает в Московской консерватории, доцент. Солист Московской государственной академической филармонии. Консультант Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Ведет активную концертную деятельность, выступает с сольными и ансамблевыми концертами в Москве и городах России.
Гастролировал в Венгрии, Германии, Швейцарии, Мексике, Колумбии, Израиле, Японии.
Последние годы много выступает с ансамблем солистов оркестра Большого театра России.
Много записывается на радио. Среди многочисленных записей представлены произведения Глинки, Ляпунова, Метнера, Мясковского, Прокофьева, Рахманинова, Шопена, Скрябина, Шуберта, Дютийе, Мийо и др.
В 1997 году фирма «Carlton» (Великобритания) выпустила CD В. Коробова с записями произведений Н. Метнера.
Квартет имени Шостаковича, чей артистический облик характеризуют, по определению зарубежной критики, «классическая просветленность и преданность идеалам камерной музыки», был образован в 1966 году в Московской консерватории. Ныне это один из ведущих струнных квартетов в России и в мире.
Победы на международных конкурсах в Мюнхене (1970) и Будапеште (1973) открыли музыкантам путь на широкую концертную эстраду. Квартет выступал практически во всех основных городах России и других республик бывшего Советского Союза, в тридцати восьми странах четырех континентов, записал более пятидесяти грампластинок и компакт-дисков, выпущенных в России, Великобритании, Германии, Италии, США, Японии.
В 1979 году Квартету было официально присвоено имя Д. Д. Шостаковича, пропаганде квартетного творчества которого музыканты отдают много сил. Репертуар Квартета содержит также десятки произведений русской и западной классики, сочинения различных авторов XX века.
Все участники Квартета имени Шостаковича преподают в Московской консерватории. Многие из их учеников работают в ансамблях, завоевывающих признание в России и за ее пределами. Артисты Квартета проводят мастер-классы во многих странах мира.
Исполнители: Владимир Соколов, кларнет Владимир Иванов, скрипка (1–5) Михаил Уткин, виолончель (6–9) Вениамин Коробов, фортепиано (1–9) Квартет им. Шостаковича (10–13): Андрей Шишлов, скрипка Сергей Пищугин, скрипка Александр Галковский, альт Александр Корчагин, виолончель
Композиторы: Игорь Стравинский (1882–1971) Йоханнес Брамс (1833–1897) Карл Мария фон Вебер (1786–1826)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Игорь Стравинский (1882–1971) | ||
История солдата, сюита для скрипки, кларнета и фортепиано (1920) | ||
1. | 1. Марш солдата | 1.38 |
2. | 2. Скрипка солдата | 3.14 |
3. | 3. Маленький концерт | 3.16 |
4. | 4. Танго – Вальс – Рэгтайм | 7.18 |
5. | 5. Танец черта | 1.34 |
Йоханнес Брамс (1833–1897) | ||
Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор, ор. 114 | ||
6. | 1. Allegro | 7.29 |
7. | 2. Adagio | 7.50 |
8. | 3. Andantino grazioso | 4.05 |
9. | 4. Allegro | 4.47 |
Карл Мария фон Вебер (1786–1826) | ||
Квинтет для кларнета и струнного квартета си-бемоль мажор, ор. 34 | ||
10. | 1. Allegro | 10.30 |
11. | 2. Fantasia. Adagio | 4.55 |
12. | 3. Menuetto capriccio. Presto | 5.27 |
13. | 4. Rondo. Allegro giocoso | 5.59 |
Владимир Соколов, кларнет | ||
Владимир Иванов, скрипка (1–5) | ||
Михаил Уткин, виолончель (6–9) | ||
Вениамин Коробов, фортепиано (1–9) | ||
Квартет им. Шостаковича (10–13): | ||
Андрей Шишлов, скрипка; Сергей Пищугин, скрипка; Александр Галковский, альт; Александр Корчагин, виолончель |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | ADD |
звукорежиссер: | Владимир Копцов |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
инженер: | Редактор Евгений Платонов |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 68.02 |
год издания: | 2003 |
место записи: | Записано в Малом зале Московской государственной консерватории |
дата записи: | 1996 (1–9) и 1997 (10–13) |
цена: | 54 руб. 08 коп. |