Алексей Паршин и его ученики играют на органах Московской консерватории
«Корни творчества Валерия Кикты уходят далеко вглубь столетий. Они – в старинных церковных напевах, древнерусских былинах и богатейшем украинском эпосе. Круг образов его органной музыки необычайно широк: это евангельские сюжеты, древнегреческая мифология, пасторальные сцены, сказочные образы (как, например, Бурлеска из сюиты «Карпатские медитации»). Однако всё это мы можем найти и находим у других композиторов, как ушедших, так и ныне здравствующих. Классической же становится та музыка, авторы которой, воплощая образы, как бы пропускают их сквозь призму Вечности. Именно это очень явственно, очень ощутимо в творчестве Валерия Кикты. Его органные произведения напоминают звучащие фрески – та же звенящая очерченность линий, яркие контрасты, лучистость красок, порой очень напряжённых… Это движение в статике высокого эмоционального накала. Музыка Кикты энергоёмка и требует не только от исполнителя, но и от слушателя значительной энергии, но и подключённости и внутренней тишины. Тогда раскрывается всё её удивительное богатство и сила…» Алексей Паршин
Валерий Кикта (1941) родился на Украине. Его музыкальное образование началось в стенах Московского хорового училища, которым руководил А.& Свешников, и было продолжено в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе композиции у профессоров С. Богатырева и Т. Хренникова, а затем – по рекомендации Д. Шостаковича – в аспирантуре. Жанровый диапазон творчества композитора охватывает симфоническую, балетную (он автор одиннадцати балетов), хоровую, камерно-инструментальную и вокальную музыку. В. Кикта – Заслуженный деятель искусств России и Украины, профессор Московской консерватории, лауреат премии Мэрии Москвы и премии имени Д. Шостаковича; в 1999 г. ему вручён Диплом и Золотая Пушкинская медаль.
Органные произведения композитора, в которых самобытно претворяются традиции мирового классического наследия, уже давно стали репертуарными и опубликованы крупнейшими издательствами России и Германии. Музыка В. Кикты звучит в лучших концертных залах и соборах Европы – в России и на Украине, в Германии и Венгрии, а также во Франции, Великобритании, Голландии. Среди первых её исполнителей были Л. Ройзман, В. Тебенихин, Б. Романов, Н. Гуреева, Е. Прочакова, Н. Малина.
Запись компакт-диска осуществлена на органах Большого и Малого залов Московской консерватории Заслуженным артистом России, профессором Алексеем Паршиным и его учениками – Марианной Высоцкой (I премия Высшего интеррегионального конкурса органистов в Люксембурге), Константином Волостновым (II премия Международного конкурса в Опаве, Чехия, Премия Дугласа Мэя 22-го Международного конкурса в Сент Олбанс, Великобритания), Еленой Цыбко (специальная премия XII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге), Юлией Пирожихиной (диплом «За высокое исполнительское мастерство» I Фестиваля органной и камерной музыки «Северный Орфей» в Кирове), Алексеем Шевченко (I премия II Международного конкурса имени Марчелло Галанти в Мондаино, Италия). В проекте также приняли участие солистка «Новой оперы», лауреат международного конкурса Ольга Ионова и лауреат международного конкурса флейтист Олег Сергеев. На диске представлены обновлённые редакции сочинений В. Кикты для органа, возникшие в результате плодотворного сотрудничества автора и исполнителей.
«Органные фрески» (1966) – три контрастные зарисовки, раскрывающие напряжённость глубинных человеческих эмоций, связанных с переживанием времени. Пять сцен «Орфея» (1968) воспроизводят мистику древнегреческого мифа в остродраматическом, экспрессивном ключе. Разноплановые части триптиха «Преображение» (1969) ассоциируются с одним кульминационных эпизодов Евангелия. Остродиссонантные «Вокализы» (1968) отличаются сменой разнохарактерных интонаций – от настойчиво-вопросительных, взволнованно-экзальтированных реплик первых двух частей к заключительному умиротворению. «Маленькие пасторали» (1971) – цикл миниатюр с преобладающим оттенком лёгкой грусти и печально-меланхолическим финалом. Виртуозный пятичастный цикл «Карпатские медитации» (1989) создан на основе подлинных мелодий западно-украинского фольклора из собрания писателя Ивана Франко. В вокальном триптихе «Из украинской архаики» (1989) использованы «набожные песни», записанные выдающимся фольклористом Климентом Квиткой в конце XIX – начале XX вв. Пьеса «Молитва» (2000) построена на вариационном развитии кантиленной темы из «Божественной литургии св. Иоанна Златоуста» В. Кикты (1994).
Елена Николаева, доцент, кандидат искусствоведения
Исполнители: Марианна Высоцкая (орган) Алексей Паршин (орган) Юлия Пирожихина (орган) Константин Волостнов (орган) Елена Цыбко (орган) Алексей Шевченко (орган) Олег Сергеев (альтовая флейта) Ольга Ионова (сопрано)
Композиторы: Валерий Кикта (р. 1941)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Валерий Кикта, органные произведения | ||
Органные фрески, органная сюита № 1 | ||
Марианна Высоцкая (орган) | ||
1. | Хорал | 1.59 |
2. | Пастораль | 2.17 |
3. | Мадригал | 2.08 |
Орфей, органная сюита № 2 | ||
Алексей Паршин (орган) | ||
4. | Орфей в царстве смерти | 3.50 |
5. | Неугомонная Гарпия | 1.24 |
6. | Орфей с печальной тенью Эвридики | 3.17 |
7. | Крик уходящей Эвридики и отчаяние Орфея | 2.11 |
8. | Скорбящий Орфей взывает к богам | 3.00 |
Олег Сергеев (альтовая флейта) | ||
Юлия Пирожихина (орган) | ||
9. | Молитва | 5.20 |
Преображение, органная сюита № 3 | ||
Константин Волостнов (орган) | ||
10. | Moderato | 3.36 |
11. | Allegro | 1.57 |
12. | Adagio | 4.30 |
Вокализы, органная сюита № 4 | ||
Ольга Ионова (сопрано) | ||
Константин Волостнов (орган) | ||
13. | Tranquillo, intimo | 4.44 |
14. | Allegretto passionato | 1.16 |
15. | Moderato doloroso | 4.13 |
Маленькие пасторали, органная сюита № 5 | ||
Елена Цыбко (орган) | ||
16. | Andantino | 1.42 |
17. | Adagio | 1.59 |
18. | Allegretto | 1.25 |
19. | Andante | 1.24 |
Из украинской архаики (слова народные) | ||
Ольга Ионова (сопрано) | ||
Юлия Пирожихина (орган) | ||
20. | Ой, доло ж там, доло | 3.13 |
21. | Ой, по мосту золотому | 1.27 |
22. | Святой Юрий | 3.31 |
Карпатские медитации, органная сюита № 6 | ||
Алексей Шевченко (орган) | ||
23. | Интродукция | 4.58 |
24. | Этюд | 1.35 |
25. | Наигрыш | 2.54 |
26. | Бурлеска | 4.06 |
27. | Гимн | 4.23 |
Орган Большого зала Московской консерватории (A. de Cavaillé-Coll, Paris, 1899) – 1–3, 9 | ||
Орган Малого зала Московской консерватории (Alexander Schuke, Potsdam, 1959) – 4–8, 10–27 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | studio |
формат: | DDD |
звукорежиссер: | Владимир Копцов |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 79.22 |
год издания: | 2003 |
место записи: | Записано в Малом зале (1–3, 9) и Большом зале консерватории (4–8, 10–27) |
дата записи: | Записано 21, 27 ноября, 11 декабря в Малом зале и 25 декабря 2002 года в Большом зале консерватории |
цена: | 54 руб. 08 коп. |