Дискография выдающегося российского музыканта, Народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача, исчисляемая многими десятками пластинок и компакт-дисков, охватывает лучшие произведения мировой скрипичной литературы – от старых итальянских композиторов до современных авторов.
Эдуард Грач – один из наиболее ярких представителей романтической скрипичной школы А. И. Ямпольского. Его творческий путь являет собой непрерывное восхождение к вершинам мастерства от первых детских успехов в Одессе, и позднее, в годы Второй мировой войны, в Новосибирске, где семья Грачей находилась в эвакуации, до побед на международных конкурсах в Будапеште, Париже и в Москве и мирового признания. Пути его гастрольных маршрутов пересекли все республики бывшего СССР, десятки стран мира всех континентов. Настоящий юбилейный альбом представляет различные грани дарования музыканта – исполнителя, дирижера, педагога.
Среди самых любимых произведений Эдуарда Грача – «Испанская симфония» Эдуара Лало. Эта запись сделана в Большом зале Московской консерватории в 1975 году. Партнером Грача выступает Государственный симфонический оркестр СССР, дирижер Дмитрий Китаенко. Замечательные качества скрипача – романтический порыв, импровизационная свобода в сочетании с архитектурной точностью исполнительского замысла, необыкновенная красота звука, блестящая виртуозность, яркий темперамент сделали эту запись заметным явлением XX века.
Известность Грача-дирижера началась с момента прихода его на преподавательскую работу в Московскую консерваторию, где он создал оркестр «Московия» на основе своего скрипичного класса. За десять с небольшим лет Маэстро и его оркестр совершили стремительный рывок от студенческого музицирования к зрелости, позволившей «Московии» занять достойное место в элите московских творческих коллективов.
Дирижерские и педагогические достижения Эдуарда Грача дополняют друг друга. Скрипичная группа «Московии» – это студенты и аспиранты профессора, лауреаты многих международных конкурсов. Каждый из них – первоклассный солист, а все вместе – великолепно сыгранный ансамбль талантов, которому по плечу любые творческие задачи. Эдуард Грач и его «Московия» свободно чувствуют себя в музыке различных эпох и стилей, что было с успехом продемонстрировано публике в серии абонементных концертов последних лет.
Квартет № 11 Бетховена (инструментовка для камерного оркестра Г. Малера) в исполнении «Московии» звучит с волевым напором и философской сосредоточенностью, исходящими от дирижера.
Три венгерских танца Иоганнеса Брамса в аранжировке В. Анчевского – яркие исполнительские удачи Эдуарда Грача, по праву считающегося одним из лучших интерпретаторов творчества Брамса. Камерная симфония Д. Д. Шостаковича (оркестровая версия Восьмого квартета, сделанная Р. Баршаем) – пятичастный цикл, посвященный памяти жертв фашизма и Второй мировой войны, исполнен трагизма, который великолепно передан в исполнении оркестра. Особенно следует отметить глубину исполнения сольных эпизодов скрипачками А. Анчевской и О. Мамоновой, альтисткой Е. Котоминой и виолончелисткой Ю. Никольской.
Многолетняя творческая и человеческая дружба связывает Эдуарда Грача и композитора Андрея Эшпая, посвятившего скрипачу немало своих произведений. Очередным подарком Грачу и его оркестру «Московия» стали две новые пьесы Эшпая «Lamento» и «Токката», в которых композитор подтвердил свою репутацию замечательного мелодиста. Премьерное исполнение этих пьес оркестром состоялось в 2000 году.
Знаменитый испанский танец «Наварра» Пабло де Сарасате – образец искрометной виртуозности и радости творчества композитора. Вместе с Эдуардом Грачом пьесу исполняет великолепная семерка его талантливых учеников-лауреатов: А. Анчевская, К. Акейникова, Ю. Игонина, Г. Казазян, М. Тертерян, Н. Токарева, М. Хохолков.
Амплитуда творческих интересов Эдуарда Грача весьма широка. В репертуаре исполнителя наряду со строгой классикой присутствует и легкая музыка, исполнение которой отличается высочайшим профессионализмом и тонким вкусом. Это эпизод из рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» Ллойда Уэббера в аранжировке В. Мнацаканова, «Чаплиниана» (сюита из музыки к кинофильмам Ч. Чаплина, где солируют А. Анчевская и пианистка В. Василенко), танго А. Пьяццоллы \"Primavera portena\" в аранжировке М. Хохлова, фрагменты из мюзикла Д. Бока «Скрипач на крыше».
Один из самых знаменитых шлягеров Эдуарда Грача танго «Jalousie» Я. Гаде – С. Граппелли мэтр исполняет в дуэте с Ю. Игониной. Этой пьесой завершается юбилейный альбом Эдуарда Грача, являющийся прекрасным подарком многочисленным меломанам и почитателям таланта выдающегося музыканта и его учеников.
Е. Эпштейн
Исполнители: Камерный оркестр «Московия» Солист и дирижер Эдуард Грач Государственный симфонический оркестр СССР Дирижер Дмитрий Китаенко (CD 1 1–5)
Композиторы: Э. Лало (1823-1892) Л. ван Бетховен (1770-1827) И. Брамс (1833-1897) Д. Д. Шостакович (1906-1975) А. Я. Эшпай (p. 1925) П. де Сарасате (1844-1908) Э. Ллойд Уэббер (р. 1948) В. Мнацаканов (р. 1935) А. Пьяццолла (1921-1992) Д. Бок (р. 1928) Я. Гаде (1879-1963) – С. Граппелли (1908-1997)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
CD 1 | ||
Э. Лало (1823-1892) | ||
Испанская симфония для скрипки с оркестром ре минор, Ор. 21 | ||
1. | 1. Allegro non troppo | 8.33 |
2. | 2. Scherzando. Allegro molto | 4.40 |
3. | 3. Intermezzo. Allegro non troppo | 7.08 |
4. | 4. Andante | 7.35 |
5. | 5. Rondo. Allegro (Finale) | 7.38 |
Л. ван Бетховен (1770-1827) | ||
Струнный квартет № 11 фа минор, Op. 95 (инструментовка Г. Малера) | ||
6. | 1. Allegro con brio | 4.49 |
7. | 2. Allegretto, ma non troppo – attacca | 6.09 |
8. | 3. Allegro assai vivace, ma serioso | 5.15 |
9. | 4. Larghetto espressivo – Allegro agitato | 5.38 |
И. Брамс (1833-1897) | ||
Венгерские танцы (инструментовка В. Анчевского по скрипичной транскрипции И. Иоахима) | ||
10. | № 2 ре минор. Allegro non assai | 3.09 |
11. | № 4 фа-диез минор, оригинальная тональность фа минор. Росо sostenuto | 5.27 |
12. | № 6 си-бемоль мажор, оригинальная тональность ре-бемоль мажор. Vivace | 4.08 |
CD 2 | ||
Д. Д. Шостакович (1906-1975) | ||
Камерная симфония, Ор. 110bis (авторская версия струнного квартета № 8, Ор. 110 в оркестровке Р. Баршая) | ||
1. | 1. Largo | 5.36 |
2. | 2. Allegro molto | 2.47 |
3. | 3. Allegretto | 5.11 |
4. | 4. Largo | 5.42 |
5. | 5. Largo | 4.45 |
А. Я. Эшпай (p. 1925) | ||
Две пьесы для струнного оркестра (1999), посвящаются камерному оркестру «Московия» и Эдуарду Грачу | ||
6. | Lamento | 5.11 |
7. | Toccata | 5.18 |
П. де Сарасате (1844-1908) | ||
8. | Наварра, испанский танец, Ор. 33 (оркестровка В. Васильева) | 6.23 |
Э. Ллойд Уэббер (р. 1948) | ||
9. | Эпизод из рок оперы «Jesus Christ Superstar» (оркестровка В. Мнацаканова) | 3.47 |
В. Мнацаканов (р. 1935) | ||
10. | «Чаплиниана», сюита для струнного оркестра, из музыки к к/ф Ч. Чаплина «Огни рампы», «Огни большого города», «Новые времена» | 10.01 |
А. Пьяццолла (1921-1992) | ||
11. | Танго «Primavera portena» (оркестровка М. Хохлова) | 4.03 |
Д. Бок (р. 1928) | ||
12. | Фрагменты из мюзикла «Скрипач на крыше» (оркестровка В. Мнацаканова) | 3.53 |
Я. Гаде (1879-1963) – С. Граппелли (1908-1997) | ||
13. | Танго «Jalousie» (оркестровка В. Серебрякова) | 3.53 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
звукорежиссер: | Георгий Каретников, Эдуард Шахназарян |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 70.09 (первый диск) 70.07 (второй диск) |
год издания: | 2000 |
место записи: | Записано в Большом зале Московской государственной консерватории |
дата записи: | 8 и 13 октября 1975 г. (CD 1 (1–5), 26 ноября 1999 г. (CD 1 (6–12), 10 апреля 2000 г. (CD 2 (1–5), 3 января 2000 г. (CD 2 (6–13) |
цена: | 108 руб. 16 коп. (цена за комплект) |