Фантазия Шуберта до мажор, D 760, так называемая Фантазия «Скиталец» принадлежит к числу его самых монументальных фортепианных произведений. Она была написана в ноябре 1822 года, отмеченного появлением сочинений исключительной эмоциональной напряженности, драматической силы и художественной смелости – несколькими месяцами ранее была написана знаменитая симфония h-moll («Неоконченная»).
Фантазия «Скиталец» более чем какое-либо иное фортепианное произведение той поры, обращена в будущее, в ней есть многие существенные черты, предвосхищающие дальнейшее развитие симфонической музыки XIX века. Фантазия состоит из четырех частей, аналогичных частям классического сонатно-симфонического цикла, несколько сжатых и переходящих одна в другую без перерыва. Заглавие сочинения связано с песней Шуберта «Скиталец» (1816) – из нее взята тема второй части Фантазии. «Солнце кажется мне холодным, цветы поблекшими, жизнь исчерпанной» – так звучат соответствующие слова из стихотворения Шмидта фон Любека, автора текста песни. Все четыре части фантазии развиваются из одного этого мелодического зерна, что придает сочинению черты симфонической поэмы.
Фантазия «Скиталец» обращена в будущее не только своей формой, но и особенностями фактуры. В использовании новых, подобных оркестровым, фортепианных эффектов Шуберт превосходит всех своих современников, включая Бетховена, и предвосхищает Листа. Этот факт весьма знаменателен, ибо сам Шуберт не был пианистом-виртуозом.
Четыре экспромта oр. 90, сочиненные в 1827 году, показывают нам иного Шуберта – композитора-лирика, мастера фортепианной миниатюры. Он был одним из первых, кто создавал такие лирические фортепианные пьесы, наряду с Я. В. Томашеком и Я. В. Воржишеком – последний издал в 1822 году свои Шесть экспромтов для фортепиано oр. 7. В сборнике Шуберта есть страницы, исполненные суровой печали, как в первом до-минорном экспромте, и легкой игривости, как в крайних частях второй пьесы Es-dur. Третий экспромт с его возвышенной, широко льющейся мелодией подобен самым проникновенным песням Шуберта. Четвертая пьеса вся построена на контрасте: легкие струящиеся пассажи и красочные «мерцания» мажора и минора в начальном и заключительном разделах сопоставлены со страстной патетикой среднего эпизода.
Еще при жизни Шуберта слава пришла к нему как к автору песен. А уже с конца 30-х – начала 40-х годов XIX века, благодаря транскрипциям Листа, многие песни стали неотъемлемой частью фортепианного репертуара. Обработки Листа подчеркивают романтические черты, присущие вокальной музыке Шуберта. Сохраняя свою мелодическую свежесть, она предстает в прекрасном и пианистически благодарном фактурном убранстве.
Так, мелодия «Литании (к торжественному дню всех усопших)» (1816) на слова И. Г. Якоби перенесена в сочный нижний регистр фортепиано и окружена красочными фигурациями. «Город» – музыкальное воплощение стихотворения Г. Гейне – входит в поздний шубертовский сборник «Лебединая песнь» (1827–1828). Проявляющиеся в этой песне настроения беспросветного отчаяния сближают ее со знаменитым циклом Шуберта «Зимний путь».
Песня «Молодая монахиня» (1825) написана на стихи Я. Н. Крайгера. В ней находят романтическое выражение чувства молодой монахини, вспоминающей о своей прошлой любви. Баллада И. В. Гёте «Лесной царь» вдохновила Шуберта на создание одного из самых оригинальных и выдающихся произведений в истории вокальной музыки. Стихотворение повествует о духе леса – Лесном царе, который является больному ребенку, неся ему смерть. По воспоминаниям друга Шуберта, Йозефа фон Шпауна, композитор был так увлечен стихотворением Гёте, что «сочинил “Лесного царя” за несколько минут, едва успевая заносить свои музыкальные мысли на бумагу». Это произведение, с его драматическим диалогом отца и больного ребенка, все пронизанное ритмом стремительной скачки, стало воистину революционным явлением в истории камерной вокальной музыки.
Стиль исполнения Натальи Трулль отмечен глубиной и серьезностью. Страстная и вместе с тем эмоционально утонченная, ее игра являет собой пример подлинно романтического прочтения произведений Шуберта и листовских транскрипций его музыки.
С. Грохотов
«Она представила нам чрезвычайно сложную программу, характерную для представителей советской школы, но в ней присутствовали хороший вкус и творческое воображение, почти непринужденность… Другими словами, она выглядит исключительно свободной от агрессивной и жесткой музыкальности»
«The New York Times», 13 декабря 1987
«Русская пианистка Наталья Трулль проявила яркую фантазию и удивительное разнообразие красок – особенно в Шопене и Дебюсси».
«Le Figaro», 21 июня 1993
«Пианистке Наталье Трулль удалось донести до слушателей все характерные особенности Концерта Бриттена, исполненного с оркестром Tonhalle под управлением Раймонда Леппарда – остроумие, иронию, точность и красочную фантазию».
«Neue Zùrcher Zeitung», 16 июня 1995
Наталья Трулль начала играть на фортепиано в 5 лет. Ее мама – пианистка, педагог и концертмейстер. В Московской консерватории Наталья Трулль обучалась у Якова Зака и Михаила Воскресенского. В 1986 г. Наталья Трулль завоевала серебряную медаль на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Ее выступление произвело сенсацию. Глубокая сосредоточенность и динамизм, яркая индивидуальность интерпретации произвели убедительное впечатление на жюри и публику и стали отличительными чертами ее исполнительского стиля.
Широкая и красочная звуковая палитра и захватывающая виртуозность позволяют ей исполнять самую разнообразную музыку, однако особенную привязанность она испытывает к музыке Шуберта, Шопена и Прокофьева. Ее яркое и виртуозное исполнение «Петрушки» Стравинского снискало успех у публики во всем мире. На сцене она величественна и таинственна, полностью погружена в музыку.
В мае 1993 Наталья Трулль завоевала Первую премию на Международном конкурсе в Монте-Карло. Ее исполнительская деятельность очень активна. Она играет с ведущими симфоническими оркестрами России, а также зарубежными оркестрами: Лондонским симфоническим оркестром, оркестром Tonhalle (Цюрих), оркестром «Концерты Ламуре», симфоническим оркестром Монте-Карло, симфоническим оркестром Сантьяго и многими другими. Она сотрудничает со знаменитыми дирижерами – Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым, Александром Лазаревым, Владимиром Федосеевым, Арнольдом Кацем, Раймондом Леппардом, Жаном-Бернаром Помье и многими другими.
Наталья Трулль стала одной из наиболее ярких индивидуальностей в музыкальной жизни России. Ее концертная активность продолжает расти и охватывает все большее число концертных залов в России, Германии, США, Португалии, Чили, Японии и других странах.
Наталья Трулль является профессором Московской консерватории и ведет мастер-классы в Японии.
Исполнители: Наталья Трулль, фортепиано
Композиторы: Франц Шуберт (1797–1828) Франц Шуберт (1797–1828) – Франц Лист (1811–1886)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Франц Шуберт (1797–1828) | ||
Фантазия «Скиталец» до мажор, соч. 15, D. 760 | ||
1. | 1. Allegro con fuoco ma non troppo | 5.57 |
2. | 2. Adagio | 5.54 |
3. | 3. Presto | 4.45 |
4. | 4. Allegro | 3.50 |
Четыре экспромта, op. 90, D. 899 | ||
5. | № 1 до минор. Allegro molto moderato | 8.31 |
6. | № 2 ми-бемоль мажор. Allegro | 4.16 |
7. | № 3 соль-бемоль мажор. Andante | 5.36 |
8. | № 4 ля-бемоль мажор. Allegretto | 6.45 |
Франц Шуберт (1797–1828) – Франц Лист (1811–1886) | ||
9. | Литания, S. 562 № 1 | 3.33 |
10. | Город, S. 560 № 1 | 3.02 |
11. | Молодая монахиня, S. 558 № 6 | 5.19 |
12. | Лесной царь, S. 558 № 4 | 4.56 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | DDD |
звукорежиссер: | Вадим Иванов |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова Редактор Евгений Платонов |
инженер: | Монтаж Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
исполнительный продюсер: | Евгений Минаев |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 62.34 |
год издания: | 2000 |
место записи: | Запись произведена в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского |
дата записи: | Февраль 1998 года |
цена: | 54 руб. 08 коп. |