«Имя Веры Горностаевой стоит в ряду имен выдающихся музыкантов России, при этом оно имеет свое, особое звучание. Московская консерватория... Фортепианная школа Генриха Нейгауза... Универсальный дух великого учителя по праву унаследован ею, будь то исполнительство или педагогика, телебеседы у рояля или печатное слово. И главное – это глубинное, историческое видение культуры во всем объеме ее великих идей, связей и духовных смыслов, постоянный диалог с творцами музыки... На свете мало музыкантов, в которых сочетались бы блистательный, энциклопедически образованный ум и настоящий дар художественно-артистического внушения».
(Из буклета «Вера Горностаева». М., 1995)
«Dolce, sotto voce, рождественские колокольцы, уют мерности, неспешности – разве это мизерные исполнительские приношения слушателю? Нет, разумеется. Подобное расцветает, всем строем музыки поддерживаемое, в «Детских сценах» Шумана, во «Временах года» и «Детском альбоме» Чайковского, играемых Горностаевой...
Ее тема – русская культура в свойствах широты и цельности и в приветливости своей к иным культурам и народам; русская культура в своей непрерываемости; русская культура как мать-охранительница для всех своих детей... Горностаева исполняет концертные программы, находит и толкует предмет телевизионных, газетных, журнальных выступлений, говорит в классе, с эстрады, с трибуны всегда под знаком этой темы... Вера Васильевна играет Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, и видно, что для нее это непрерываемая последовательность русского духовного восхождения в музыке.
(Из книги В. В. Горностаевой «Два часа после концерта», М., 1991)
«Горностаева талантлива не в чем-то одном, локальном, ограниченном рамками «от» и «до»; она талантлива вообще – широко, универсально, всесторонне. Не отдать ей должного в этом отношении просто нельзя... Горностаевой дано слышать в искусстве музыки не одну лишь музыку; этим она и завоевала право на концертную эстраду. Она слышит «дальше», «шире», «глубже», как это свойственно обычно людям с разносторонним духовным кругозором, богатыми интеллектуальными запросами, развитой образно-ассоциативной сферой – короче, тем, кто сквозь призму музыки умеет воспринимать мир... У Горностаевой-пианистки, например, нетрудно «расслышать» ее ум. Он везде, на всем его отблеск. Ему, бесспорно, обязана она лучшим в своем исполнительстве... Горностаева полностью раскрывает свои исполнительские возможности – примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных. Особенно ощущается эта незаурядность мышления, его высокий профессиональный класс в лучших номерах репертуара пианистки – мазурках и вальсах, балладах и сонатах Шопена, рапсодиях (соч. 79) и интермеццо (соч. 117 и 119) Брамса, «Сарказмах» и цикле «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Прелюдиях Шостаковича... Все более притягивает ее к себе П. И. Чайковский. Его «Детский альбом» она не раз играла во второй половине восьмидесятых годов как в телепередачах, так и на концертах. «Любовь к этому композитору, – рассказывает Вера Васильевна, – наверное, у меня в крови. Сегодня я чувствую, что не могу не играть его музыку – как, бывает, человек не может не сказать чего-то, если есть – что... Некоторые пьесы Чайковского трогают меня чуть ли не до слез – тот же «Сентиментальный вальс», в который я влюблена с детских лет. Только с великой музыкой так бывает: знаешь ее всю жизнь – и всю жизнь восторгаешься ею...».
«Детский Альбом» Чайковский написал в 1878 году.
Казалось бы, «Альбом» фортепианных пьес с таким названием имеет четкий адрес: детям. Но тогда цикл Шумана «Детские сцены» тоже следует адресовать детям.
Так ли это очевидно?
На наш взгляд, сочинение Шумана в большей степени написано взрослым о детях, нежели самим детям. У Чайковского так же: адрес двоится. Дети находят в его пьесах отражение их мира, а взрослые с ностальгическим чувством вспоминают свое детство.
Маленький пианист обычно играет из «Альбома» Чайковского отдельные пьесы. Концертный исполнитель прочтет весь цикл. И это звучит уже иначе. Содержание? День ребенка. Он начинается с молитвы и заканчивается ею, как это и было в детстве маленького Пети Чайковского. Один день ребенка... а может быть и целая жизнь. Она тоже начиналась крещеньем и заканчивалась отпеванием...
Гениальная акварель Чайковского не уступает ни в чем прославленным русским фортепианным циклам, естественно входя в их ряд.
«Танцы кукол» написаны в 1952 году. Полные юмора и озорства, они обращены к детям, для которых, собственно, и сочинены, Вместе с тем совершенство и виртуозность зрелого Шостаковича соблазняют играть этот цикл и взрослых пианистов. Сверкающее остроумие и пианистический блеск, с которым они написаны, поистине неотразимы.
В 1936 году Прокофьев создал одно из самых великих своих творений – балет «Ромео и Джульетта». И вскоре, уже в 1937 году, используя музыку балета, композитор пишет сюиту из 10 пьес. Стройность и лаконизм формы, богатство характеров, блистательное владение пианистическими средствами – все это, несомненно, выдвигает прокофьевскую сюиту в ранг фортепианных шедевров. Она сохраняет и по сей день свежесть, яркость, образность музыкального языка. Кажется, музыка Прокофьева ведет за собой нас, заставляя заново переживать и осмысливать шекспировскую трагедию.
Исполнители: Вера Горностаева, фортепиано
Композиторы: П. И. Чайковский (1840-1893) Д. Д. Шостакович (1906-1975) С. С. Прокофьев (1891-1953)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
П. И. Чайковский (1840-1893) | ||
Детский альбом, Ор. 39 | ||
1. | № 1. Утренняя молитва | 1.14 |
2. | № 2. Зимнее утро | 1.03 |
3. | № 3. Игра в лошадки | 0.37 |
4. | № 4. Мама | 1.12 |
5. | № 5. Марш деревянных солдатиков | 0.44 |
6. | № 6. Болезнь куклы | 2.02 |
7. | № 7. Похороны куклы | 1.26 |
8. | № 8. Вальс | 1.15 |
9. | № 9. Новая кукла | 0.41 |
10. | № 10. Мазурка | 1.10 |
11. | № 11. Русская песня | 0.41 |
12. | № 12. Мужик па гармонике играет | 0.53 |
13. | № 13. Камаринская | 0.28 |
14. | № 14. Полька | 0.50 |
15. | № 15. Итальянская песенка | 1.01 |
16. | № 16. Старинная французская песенка | 1.06 |
17. | № 17. Немецкая песенка | 0.59 |
18. | № 18. Неаполитанская песенка | 1.04 |
19. | № 19. Нянина сказка | 0.43 |
20. | № 20. Баба-яга | 0.41 |
21. | № 21. Сладкие грезы | 2.09 |
22. | № 22. Песня жаворонка | 1.02 |
23. | № 23. Шарманщик поет | 1.02 |
24. | № 24. В церкви | 2.01 |
Д. Д. Шостакович (1906-1975) | ||
Танцы кукол, семь пьес для фортепиано (1952) | ||
25. | № 1. Лирический вальс | 1.30 |
26. | № 2. Гавот | 1.08 |
27. | № 3. Романс | 2.20 |
28. | № 4. Полька | 1.18 |
29. | № 5. Вальс-шутка | 2.09 |
30. | № 6. Шарманка | 0.53 |
31. | № 7. Танец | 0.27 |
С. С. Прокофьев (1891-1953) | ||
Ромео и Джульетта, десять пьес для фортепиано, Ор. 75 | ||
33. | № 1. Народный танец | 4.20 |
34. | № 2. Сцена | 1.29 |
35. | № 3. Менуэт | 3.30 |
36. | № 4. Джульетта-девочка | 3.36 |
37. | № 5. Маски | 2.46 |
38. | № 6. Монтекки и Капулетти | 3.32 |
39. | № 7. Патер Лоренцо | 2.41 |
40. | № 8. Меркуцио | 2.12 |
41. | № 9. Танец антильских девушек | 2.05 |
42. | № 10. Ромео и Джульетта перед разлукой | 7.34 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | studio |
формат: | ADD |
звукорежиссер: | Людмила Литвинова |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
исполнительный продюсер: | Евгений Минаев |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 70:28 |
год издания: | 2000 |
дата записи: | 1970 |
цена: | 54 руб. 08 коп. |