Сегодня Вы держите в руках первый диск из этой серии. В нем представлены записи, осуществленные в 1960 году. Квартеты, трио, знаменитый «Форельный квинтет» были написаны Францем Шубертом для домашнего музицирования в кругу коллег и друзей. В самом деле, скромные замыслы композитора не были рассчитаны на «вечность». История распорядилась так, что камерная музыка Шуберта прочно вошла в репертуар всех цивилизованных музыкантов, завоевала поистине мировое признание.
Франц Шуберт (1797-1828) является родоначальником и ярчайшим представителем эпохи романтизма. Младший современник Бетховена, он еще сохранил в своем стиле классические элементы. Вместе с тем его стремление к непосредственному лирическому высказыванию, внимание, которое композитор уделяет внутреннему миру личности – это очевидные признаки романтизма. Музыка Шуберта постоянно как бы балансирует между двумя этими художественными и эстетическими мирами. Судьба Шуберта может служить хрестоматийным образцом «трагической жизни художника». Несчастное, полуголодное детство в интернате, затем конфликт с отцом, а позже – и полный разрыв со всей семьей, неумение «пробиться», особенно сквозь толщу бездарных околомузыкальных чиновников, отсутствие всяческих карьерных способностей, наконец, неудача в личной жизни и, как результат, – одиночество, одиночество и одиночество. Спасение было только в музыке и друзьях, с которыми Шуберт исполнял свои произведения. Мягкий, дружелюбный, не подозревающий, что он гений, этот человек мог, например, «забыть» в портфеле друга свою симфонию – и какую! Ранняя (слишком ранняя!) смерть Шуберта оставила на венском городском кладбище могилу с надписью о похороненных здесь надеждах.
В 1935 году случайно сыгранная соната для скрипки и фортепиано соединила двух выдающихся музыкантов XX века: пианиста Льва Оборина и скрипача Давида Ойстраха. Так родилось творческое содружество, длившееся почти тридцать лет. В 1941 году к ним присоединился третий корифей отечественного исполнительства – виолончелист Святослав Кнушевицкий. С 1942 года начались регулярные выступления трио Оборин-Oйстрах-Кнушевицкий, которые продолжались двадцать лет и прекратились со смертью Кнушевицкого в 1963 году.
Репертуарный диапазон трио огромен: от Гайдна до Шостаковича. При этом наследие каждого композитора по возможности было охвачено с исчерпывающей полнотой. Кроме того, благодаря энтузиазму музыкантов с концертных подмостков зазвучали такие редкие произведения, как трио Танеева или Аренского. Гастроли трио охватили почти весь мир.
В 1923 году студенты Московской консерватории – Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский и Сергей Ширинский – собрались, чтобы разучить дипломное произведение Василия Ширинского, струнный квартет. При этом Сергей Ширинский вообще оказался там случайно – он заменил опоздавшего на репетицию виолончелиста. Неожиданно маленький коллектив получился спаянным, произвел на педагогов впечатление давно сыгравшегося. Их тотчас же окрестили «золотым квартетом» и предложили участвовать в концертном сезоне 1923-24 года под названием «Квартет Московской государственной консерватории». В 1931 году квартету было присвоено имя Бетховена. В таком (так называемом «первом») составе квартет просуществовал больше сорока лет!
Талант пианистки Марии Вениаминовны Юдиной подарил отечественной музыкальной культуре особую, трепетную страницу. Ее деятельность началась в 1921 году, в стенах Петроградской консерватории, где она первое время преподавала. Затем Юдина плодотворно работала в Тбилисской, Московской консерваториях и Институте им. Гнесиных. Воспитав целую плеяду учеников, Юдина сама была концертирующим музыкантом. Ее стиль отличался вдумчивостью и даже философской сосредоточенностью, сочетаясь с драматизмом, экспрессией и виртуозным размахом. «Значимость высказывания – основное, а отсутствие содержания – грех» – таково было творческое кредо пианистки. Много сил и времени Юдина уделяла ансамблевой музыке. «Форельный квинтет» Шуберта – одна из ее крупных исполнительских удач.
В записи «Форельного» квинтета участвовали также солисты струнного квартета им. Бетховена: В. Цыганов (скрипка), В. Борисовский (альт), С. Ширинский (виолончель), а партию контрабаса исполнял В. Хоменко.
Исполнители: Мария Юдина, фортепиано, солисты струнного квартета им. Бетховена, Владимир Хоменко, контрабас (1-5) Лев Оборин, фортепиано, Давид Ойстрах, скрипка, Святослав Кнушевицкий, виолончель (6-9)
Композиторы: Франц Шуберт (1797-1828)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Franz Schubert (1797-1828) | ||
Piano Quintet («Forellenquintett») in A major, op. 114, D. 667 | ||
1. | I. Allegro vivace | 11.15 |
2. | II. Andante | 7.06 |
3. | III. Scherzo. Presto | 3.28 |
4. | IV. Tema con variazioni. Andantino | 7.33 |
5. | V. Finale. Allegro giusto | 4.59 |
Piano Trio № 1 in В flat major, D. 898 | ||
6. | 1. Allegro moderato | 10.50 |
7. | II. Andante un poco mosso | 9.43 |
8. | III. Scherzo. Allegro | 6.43 |
9. | IV. Rondo. Allegro vivace | 8.24 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | AAD |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | N. Tchelmakova «Квартет имени Бетховена», «М. Юдина» |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 70.01 |
год издания: | 1996 |
цена: | 54 руб. 08 коп. |