Наверное, многие помнят июньские дни 1958 года, когда в Москве проходил Первый международный конкурс имени П. И. Чайковского. «Толпы людей у входа в Московскую консерваторию, ее переполненный зал, атмосфера чуткости, дружеского расположения и стремления морально поддержать молодых музыкантов – все это является для меня необычным фактом» – делился своими впечатлениями один из зарубежных членов жюри. С тех пор интернациональное соревнование музыкантов в Москве прочно сохраняет реноме престижнейшего международного конкурса.
В чем феномен популярности и профессионального признания Конкурса им. Чайковского? Ответ можно сформулировать так: в подлинно творческом духе состязания, в открытиях новых имен, в гарантии дальнейшего сценического успеха тех, кому удалось стать обладателем пальмы первенства. Эти достоинства остаются неизменными принципами, несмотря на огромное количество самых разных конкурсов-соперников, появившихся за последнюю четверть века.
Лю6опытно, что прообразом Конкурса имени Чайковского, как и международных исполнительских конкурсов вообще, является творческое соревнование, состоявшееся именно в России: в 1890 году по инициативе Антона Рубинштейна был организован конкурс композиторов и пианистов, одним из победителей которого стал легендарный Ферруччо Бузони. В дальнейшем традиция интернациональных артистических турниров становится все более регулярной и приобретает все более отчетливый характер: вырабатываются принципы программных требований, критерии отбора участников и их лидерство, а также специальная направленность конкурсов. К 30-м годам нашего века идея международного музыкального конкурса приобретает тот практический облик, который известен нам и сегодня. Брюссельский конкурс имени Эжена Изаи, варшавские конкурсы имени Шопена и Венявского, ряд других открывают путь к концертной сцене многих прославленных артистов. Среди них Давид Ойстрах и Артуро Бенедетти-Микеланджели, Эмиль Гилельс и Лев Оборин, Яков Зак и Жаннет Неве. Первый Всесоюзный конкурс молодых исполнителей, состоявшийся в 1933 году в Москве, явился, пожалуй, наиболее близким и по составу специальностей участников, и по репертуарным условиям с соревнованием, предвосхитившим будущий конкурс имени Чайковского.
В последнее время можно часто услышать, что конкурсы музыкантов исчерпали себя, что это скорее «спорт», «сделка», конъюнктурно-коммерческий расчет. Но не стоит все же забывать, что именно конкурсные турниры открыли миру такие имена, как Евгений Мравинский, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович. В современной ситуации, когда существует необъятное множество конкурсов, разных как по масштабу, так и по профессиональному уровню, конкурс имени Чайковского остается верен себе.
Есть разные типы творческих соревнований. Например, конкурсы, посвященные только одной специальности (вокал – в Софии, Тулузе, Хертогенбосе; фортепиано – в Больцано, в Форт-Уорте, в Варшаве; скрипка – в Генуе; дирижерское искусство – в Риме и т. д.); или – монографические конкурсы (имени И. С. Баха в Лейпциге, имени Шопена в Варшаве, имени Моцарта в Зальцбурге, имени Рахманинова в Москве…).
Конкурс имени Чайковского универсален – в нем участвуют представители разных специальностей, а его репертуар дает широчайшие возможности для раскрытия творческой индивидуальности, ведь здесь на выбор представлены по сути все музыкальные стили от эпохи барокко до наших дней. В этом смысле конкурс Чайковского можно сравнить, пожалуй, только с такими авторитетными соревнованиями, как конкурс королевы Бельгии Елизаветы в Брюсселе или конкурс М. Лонг – Ж. Тибо в Париже.
Четыре года спустя, после Первого конкурса 1958 года (где были представлены пока только фортепиано и скрипка), Второй конкурс пополнился еще одной специальностью – виолончелью, а затем (начиная с 1966 года) и вокалом. В подобном разнообразии специальностей московской конкурс остается явлением уникальным. По его мировая популярность связана, конечно, не только с этими, в общем-то не главными, особенностями. Главное – это имена победителей, сделавших славу Международному конкурсу имени Чайковского. Вот далеко не полный список лауреатов разных лет: Вэн Клайберн, Владимир Ашкенази, Виктор Третьяков, Наталья Шаховская, Наталья Гутман, Евгений Нестеренко, Валерий Климов, Борис Гутников, Владимир Крайнев, Лев Власенко, Джон Огдон, Елена Образцова, Гидон Кремер, Григорий Соколов, Михаил Плетнев…
Серия компакт-дисков с архивными записями, осуществленными непосредственно во время конкурсных выступлений участников, позволит как бы вновь пережить артистические события, запечатленные в разные годы. Большинство из представленных в нашей серии звучащих в нашей серии документов Международного конкурса исполнителей имени Чайковского является филофонической редкостью или же издается впервые.
Представляемые архивные записи, конечно, носят отпечаток времени. Но в ряде случаев имеются неустранимые технические недостатки, которые не умаляют исключительной художественной и исторической ценности представленного музыкального материала.
Вэн Клайберн (1934) окончил знаменитую Джульярдскую школу в 1954 году, где он учился у Розины Левиной, русской пианистки, уехавшей из России в 1907 году. Будучи ученицей В. И. Сафонова, Левина сумела передать Клайберну лучшие традиции русской пианистической школы: «вокальную» трактовку инструмента, полноту и разнообразие звука, естественную и при этом очень выразительную манеру исполнения. Хотя в юношеские годы Клайберн много выступал в Америке (его дебют состоялся в 13-летнем возрасте), настоящий успех к нему пришел после безусловной победы на конкурсе в Москве. Как писали о нем его соотечественники, «он стал неожиданно знаменит, выиграв премию Чайковского в Москве в 1958 году, стал первым американцем, снискавшим триумф в России, где он превратился в первого фаворита; по возвращении в Нью-Йорк его встречали как героя массовой демонстрации». В этих словах нет преувеличения. Действительно, его «завораживающая выразительность», «лирическая проникновенность игры», «элегическая задушевность» (как характеризовали его искусство московские критики тех лет) покорили русских слушателей. В дальнейшем Клайберн неоднократно приезжал в СССР (1960, 1962, 1965, 1972, 1989). Его концертный репертуар включает в себя произведения разной стилевой ориентации: Моцарт, Шопен, Барбер, к примеру. Однако максимальной художественной адекватности Клайберн достигает тогда, когда исполняет музыку романтиков, и именно русских романтиков: Чайковский, Рахманинов, Скрябин… В настоящее время Клайберн продолжает концертировать, сочетая творческую деятельность с меценатской. В начале 60-х годов в техасском городе Форт-Уорте основан международный конкурс пианистов, носящий его имя.
Лю Ши Кунь (1939) на Первом Международном конкурсе имени Чайковского был удостоен 2-й премии, которую он разделил с Львом Власенко. Профессиональное образование Лю Ши Кунь получил у себя на родине, в Китае, а затем совершенствовался в Ленинградской консерватории, в классе Татьяны Кравченко. Несомненно, русская пианистическая школа с ее богатыми традициями оказала существенное влияние на формирование артистизма китайского музыканта, что отмечала и пресса во время конкурса. В частности, музыкальные критики обращали внимание на замечательную кантилену, красочную выразительность и содержательную наполненность интерпретаций 19-летнего пианиста. Названные качества в синтезе с особой виртуозной пластикой и открытой темпераментностью предопределили успех Лю Ши Куня не только на московском соревновании: в 1956 году на Международном конкурсе имени Листа в Будапеште он получил 3-ю премию. В годы китайской «культурной революции» Лю Ши Кунь оказался в числе «инакомыслящих», что поставило под вопрос его дальнейшую творческую судьбу. Лишь в конце 70-х годов Лю Ши Кунь смог вернуться к исполнительской деятельности. В настоящее время Лю Ши Кунь живет в США, где успешно продолжает свою концертную и педагогическую карьеру. Валерий Климов (1931) окончил Московскую консерваторию в 1956 году, где он занимался под руководством Давида Ойстраха. К этому времени он уже завоевал звание лауреата на международных конкурсах III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951) и имени М. Лонг – Ж. Тибо в Париже (1955). В год окончания консерватории Климов удостоен еще одной награды – 1-й премии на международном конкурсе скрипачей имени Славика и Ондржичека в Праге. В 1958 году – еще одна победа: Климов получает 1 премию и золотую медаль и на Первом конкурсе имени Чайковского. Концертный репертуар Климова включает в себя практически все скрипично-симфонические произведения романтиков, сочинения Баха и Генделя, венских классиков, а также музыку XX века. Международная пресса отмечала: «Его мастерство владения инструментом абсолютно, а техническая свобода поразительна». С 1965 года Климов преподавал в Московской консерватории, сочетая педагогическую деятельность с концертной. В настоящее время, живя за рубежом, Климов продолжает концертировать, преподает в европейских музыкальных учебных заведениях, ведет международные курсы высшего исполнительского мастерства.
Лев Власенко (1928) ко времени участия в Первом Международном конкурсе имени Чайковского (где он стал обладателем 2-й премии) уже был музыкантом с именем: официальное признание пришло к нему после победы на интернациональном конкурсе пианистов имени Ф. Листа (1-я премия, 1956). В Московской консерватории Власенко занимался под руководством Я. Флиера. По наблюдению критики 50-х годов, Власенко выделялся среди молодых пианистов «не только крепкой техникой и темпераментной динамикой, но в особенности стремлением к исполнительскому охвату целого, умением передавать не ноты, не детали сами по себе, а сквозное действие произведения». Эти качества привлекали внимание не только профессиональных членов жюри, но и широкого слушателя. Исполнительское искусство Власенко остается притягательным и в наши дни. Являясь профессором Московской консерватории (в которой Власенко работает с 1957 года) Власенко регулярно проводит курсы высшего исполнительского мастерства в Италии, Греции, других странах, участвует в работе жюри многих международных конкурсов, в том числе и конкурса имени Чайковского.
Владимир Чинаев
Исполнители: Вэн Клайберн, фортепиано (1 премия) Лю Шикунь, фортепиано (2 премия) Валерий Климов, скрипка (1 премия) Лев Власенко, фортепиано (2 премия) Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин
Композиторы: С. В. Рахманинов, Ф. Лист, П. И. Чайковский
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Диск 1 | ||
Вэн Клайберн, фортепиано (1 премия) | ||
1. | C. Рахманинов Концерт № 3 d-moll для фортепиано с оркестром | 41.50 |
Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин | ||
2. | С. Рахманинов Этюд-картина № 5, op. 39 для фортепиано | 4.38 |
3. | Ф. Лист Этюд высшего исполнительского мастерства для фортепиано № 4 «Мазепа» | 8.33 |
Лю Шикунь, фортепиано (2 премия) | ||
4. | Ф. Лист Концерт № 1, Es-dur для фортепиано с оркестром | 18.17 |
Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин | ||
Диск 2 | ||
Валерий Климов, скрипка (1 премия) | ||
1. | П. Чайковский Концерт D-dur № 3 для скрипки с оркестром | 34.38 |
Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин | ||
Лев Власенко, фортепиано (2 премия) | ||
2. | П. Чайковский Концерт № 1 b-moll op. 23 для фортепиано с оркестром | 33.20 |
Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Из Архива Московской консерватории |
live / studio: | live |
формат: | ADD |
инженер: | А. Буртман |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | И. Островская |
исполнительный продюсер: | Е. Минаев |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 73.33 (первый диск) 68.07 (второй диск) |
год издания: | 1996 |
место записи: | Большой зал Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского |
дата записи: | 1959 |