Николай Корндорф - один из самых самобытных и ярких композиторов своего поколения. В процессе творческой эволюции не слишком-то долгой жизни он использовал в своих произведениях различные техники, в той или иной степени примыкая к тем или иным направлениям - однако в композиторских поисках шел собственным путем, доверяя только своей интуиции, следуя только логике развития своего дарования.
Среди четырех симфоний Н. Корндорфа особенно выделяется Четвертая, «Underground music» (1996). Как известно, словом «андеграунд» (под землей, подполье, англ.) называют неофициальное искусство (при этом не редко нонконформистское) - «часть культуры, принадлежащая улице» (Корндорф). Композитор расширяет это понятие, относя к музыке андеграунда различные жанры фольклора (старинная крестьянская и более поздняя уличная городская песня, частушка, лагерная песня, творчество «бардов»), но и обиход русской православной церкви, популярные классические мелодии (также звучащие в обиходе).
Отсюда большое количество цитат из разных стилей, контрастных, но при этом органично сочетающихся друг с другом (так называемая техника полистилистики). В этом калейдоскопе цитат заключен особый смысл, о чем говорил сам композитор: «Спектр музыки необычайно широк, и все его отдельные части сосуществуют одновременно, и в этом заключается поразительное богатство музыки, ее счастье и трагедия».
Для Корндорфа понятие «андеграунда» не имеет оценочного характера - это указание на определенную часть внутренней культуры общества и самого человека: «Моя симфония - это размышление об андеграунде души». В Симфонии четыре части, которые создают единую волну-движение к кульминации и спад. Первая часть - «завязка» сюжета: процесс рождения из звуковой среды («праматерии») мелодии («искаженные интонации песен Высоцкого», которые так и не образуют самостоятельной мелодической линии).
Это происходит во второй части: мелодические ростки пробиваются, наконец, сквозь «застывший» фон (отдаленно напоминающий Лунную сонату Бетховена) и весь оркестр (особенно струнные!) поет «жестокий романс» типа «Очи черные», «Дорогой длинною». Пронзительная красота простой мелодии, в конце части погружающейся во мрак - такова лирическая кульминация.
Третья часть - своеобразное скерцо, слепленное из разных цитат (их 11!) - в основном из классической музыки (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Орф, Малер, Шостакович...). Чередование цитат (потом уже соединенных в одновременности) учащается. Звуковая карусель вертится все быстрее, превращаясь в разгульное «пьяное» веселье, бешеный пляс. Движение становится автоматическим и, как сломанный механизм, «застревает» на отдельных фрагментах. Так скерцо, как и первая часть, терпит катастрофу, рассыпаясь вдребезги.
Четвертая часть постепенно «прорастает» в недрах скерцо: колокольный звон, вестник утра, пробуждения, с которым, как ночное видение, исчезает эта фантасмагория. Звучит мелодия церковного православного обихода: квазицитата («пение старушек в церкви» - Корндорф) и автоцитата (из Гимнов I и II) придают особый характер финалу - замедление времени, погружение в бесконечно текущий поток, растворение во внеличном. Однако заканчивает композитор Симфонию резким ударом (захлопывается крышка рояля), оставляя вопрос открытым.
Впечатление, которое Четвертая симфония производит на слушателя, - сильнейшее, гипнотическое. Порой кажется, что это образ вселенской катастрофы. Но вот что говорит сам композитор: «Перед глазами встала трагическая картина отечественной музыкальной культуры и прежде всего история многих наших гениев. И еще раз осознал свою причастность к ней».
Проф. ЕМ. Чигарева
Михаил Березницкий, альт. Лауреат международных конкурсов: камерных ансамблей имени В. Беллини (Италия, 1990,1 премия), альтистов имени Л. Тертиса (Англия, 1997), альтистов имени Ю. Башмета (Россия, 1997, I премия и приз за лучшее исполнение произведений И.О. Баха)
Родился в Москве в семье музыкантов. С 6 лет начал заниматься музыкой в музыкальной школе (класс скрипки И. М. Ванинской). В 1985 г. с отличием окончил школу и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1995 г. окончил Московскую консерваторию как скрипач (класс Н. Г. Бешкиной и М. С. Глезаровой). В том же году, продолжая играть на скрипке, начал осваивать альт. В 1996 г. поступил уже как альтист в ассистентуру-стажировку Московской консерватории (руководитель Ю. А. Башмет).
Концертный симфонический оркестр Московской консерватории (кафедра оперно-симфонического дирижирования) был создан в сентябре 2007 года по инициативе лауреата Ленинской премии, народного артиста СССР, профессора Геннадия Николаевича Рождественского и народного артиста России, профессора Тиграна Абрамовича Алиханова. По замыслу организаторов, оркестр должен был стать для студентов и аспирантов Московской консерватории базой, необходимой в освоении профессии дирижера и при этом вести полноценную концертную деятельность. За годы своего существования коллектив, главным дирижером и художественным руководителем которого является заслуженный артист России, профессор Анатолий Левин, занял достойное место в музыкальной жизни Москвы. С 2008 года оркестр удостоен чести открывать концертный сезон в Большом зале Консерватории. Оркестр играл под управлением выдающихся дирижеров нашего времени: Геннадия Рождественского, Эри Класса, Михаила Плетнева, Владимира Ашкенази, Саулюса Сондецкиса. За время своего существования оркестр сотрудничал с такими выдающимися исполнителями, как Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман, Александр Рудин, Николай Петров, Алексей Любимов, Владимир Иванов, Александр Бондурянский, Михаил Уткин, Павел Нерсесьян, Тигран Алиханов, Игорь Гаврыш, Александр Тростянский, и многие другие. Дважды оркестр сопровождал выступления в Москве Пласидо Доминго.
Анатолий Левин родился 01.12.1947 г. в Москве. В 1963 окончил музыкальную школу №1 им. С. Прокофьева, затем поступил в Московское академическое музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, где учился в классе альта у профессора Евгения Страхова. Окончив с отличием училище в 1967, он продолжил занятия в Московской консерватории им. П.И.Чайковского в классе профессора Е. Страхова. В 1970 он одновременно начал заниматься в классе оперно-симфонического дирижирования у профессора Лео Гинзбурга. В 1972 году он закончил консерваторию с отличием по классу альта и в 1973 - какоперный и симфонический дирижер. В январе 1973 Анатолий Левин был приглашен знаменитым оперным и театральным режиссером Борисом Покровским работать в недавно созданном Московском камерном музыкальном театре.
Анатолий Левин дирижировал такими известными оркестрами как Российский государственный академический симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Академический камерный оркестр «Музыка Viva», Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, оркестр «Новая Россия», Государственная академическая симфоническая капелла России. В январе 2007 выступил, с Симфоническим Оркестром Йельского университета, США.
Всю свою творческую жизнь Анатолий Левин проявляет большой интерес к работе с молодежными оркестрами. С 1991 он возглавил симфонический оркестр Музыкального училища при Московской Консерватории. С 2002 года Анатолий Левин - художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра студентов МГК, а с 2007 года - художественный руководитель и дирижер Концертного симфонического оркестра Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, с которым он подготовил большое количество симфонических программ.