Николай Обухов. Звучащий крест


  • Год выпуска: 2012
  • SMC CD 0083
Буклет - содержание

Уроженец Курской губернии некогда Великой Империи, потомок старинной русской дворянской семьи - Николай Борисович Обухов (1892 - 1954) оставил своим потомкам огромное художественное наследие. Его яркая, проникнутая легендами жизнь, новаторство, несомненная печать выдающейся индивидуальности вызывают в настоящее время огромный интерес. Известно, что в числе его горячих почитателей были Морис Равель, Оливье Мессиан, Артюр Онеггер, Иван Вышнеградский, Эдисон Денисов.

Пожалуй, ни об одном композиторе XX века не бытует столько слухов и мистификаций, как о Николае Обухове. К сожалению, превращение образа композитора в некий таинственный и мифический персонаж помешало объективной оценке истинного значения. «Детективный сюжет», неоднократно возникает в связи с Обуховым. К примеру, Звучащий Крест таинственным образом исчез из собрания Парижской Оперы, так как по преданию, в центре Креста был вмонтирован бриллиант, что и стало причиной его пропажи. Известно, что почти всю свою жизнь Обухов создавал грандиозное по своим масштабам мистическое сверх-произведе-ние - «Книгу Жизни» для солистов, хора, Звучащего Креста, 2-х фортепиано, органа и оркестра, которая должна была исполняться всю Пасхальную ночь и следующий за ней день. По замыслу автора, она, как и «Мистерия» Скрябина, должна была преобразить мир. Партитура этого сочинения была якобы похищена, что и спровоцировало безумие и скорую смерть Автора. Тем не менее, заметим, что «Книга Жизни» сохранилась в Парижской национальной библиотеке в виде клавира для двух фортепиано и голосов. К слову, данный сюжет очень напоминает коллизии знаменитого романа Томаса Манна «Доктор Фаустус».

Об Обухове известно следующее. Композитор родился в селе Ольшанка Курской губернии 10 января (по старому стилю) 1892 года в семье потомственных военных. Н.Б. Обухов -кузен певицы Надежды Обуховой, его дядя - Сергей Обухов был Директором Императорских театров в Москве. Николай учился вначале в Московской консерватории, куда его и Надежду определил дядя, а затем и в Петербургской консерватории, в одно время и у тех же педагогов, что и Прокофьев, Асафьев, А. Черепнин. В 1913 году Обухов создал собственную оригинальную гармоническую систему, так называемую «абсолютную гармонию», а уже в 1914 году изобрёл и новую систему музыкальной нотации, полемика о которой не утихала в России и в Европе вплоть до середины 50-х годов прошлого века. Оба открытия были связаны между собой, и как бы проистекали одно из другого. Обухов, по собственной мысли упростил нотную запись, отменив знаки альтерации и уравняв все 12 звуков хроматической гаммы, и в итоге, придя к технике 12-ти неповторяющихся на одной высоте звуков, названной им «абсолютной гармонией», на 8 лет раньше Арнольда Шёнберга. В 1917 году Обухов эмигрировал с семьёй через Крым во Францию, где и прожил всё оставшуюся жизнь, и где по сей день хранится всё его наследие. Другим его выдающимся открытием стало создание им концепции (1914), а затем и реализация нового электроакусти-ческого инструмента - Звучащего Креста (около 1930 года, французское название инструмента - Croix Sonore).

В 1960-е годы Обухов был причислен французским композитором и музыковедом Клодом Баллифом (Claude Ballif 1924 - 2004) к так называемым «пост-скрябинистам». Исторические реалии, связанные с массовой эмиграцией, сыграли важную роль и в судьбе этого направления. Его частичное перемещение заграницу привело к тому, что эта линия русской музыки, включавшая в себя уникальный сплав особой исполнительской манеры и новаторской композиторской техники, разделилась на отечественную и зарубежную ветви. Следует заметить, что по идеологическим причинам, за редчайшим исключением, пост-скрябинское направление в композиции почти пресеклось в России, тогда как исполнительское продолжало успешно развиваться в стенах Московской консерватории силами выдающихся пианистов, Самуила Фейнберга, Владимира Софроницкого, Генриха Нейгауза. Фортепиано стало именно тем инструментом, благодаря которому эта линия русской музыки сохранилась, что в равной степени касается как её русской, так и зарубежной ветви, подтверждение чему мы находим и в фортепианных опусах Обухова.

Значительную часть наследия Обухова занимают сочинения для сольного фортепиано, написанные им по большей части в начале его творческого пути, ещё в России. Основной жанр раннего периода творчества - это цикл фортепианных миниатюр, в которых сформировались его гармоническая техника и его новая форма. Фортепианная миниатюра была своего рода творческой лабораторией Обухова, где он применяет все важнейшие для него приёмы. После второй половины 1920-х годов композитор сосредоточился на ансамблевых и симфонических сочинениях, в которых, однако, фортепиано не только присутствует, но часто и играет доминирующую роль. Впервые в России осуществлена студийная запись всех сочинений для фортепиано Николая Обухова. В компакт-диск включены также и два знаковых сочинения - «Пастырь благословляет мир» для сопрано, Звучащего Креста и фортепиано, где звучат слова пророка Багай-ул-Аллаха «Мы все -грани единого Алмаза», и «Абсолют» для двух фортепиано и Звучащего Креста.

Мы рассчитываем, что это первая запись, осуществлённая Лабораторией звукозаписи Московской консерватории им. П.И. Чайковского, откроет, несомненно, неординарную музыку Николая Обухова отечественной публике и станет вкладом в дело возвращения на Родину музыки русского зарубежья.

Нино Баркалая