Гала-концерт из сочинений композиторов-победителей
Симфонический оркестр Московской консерватории
Молодёжный Синодальный хор
Молодёжный камерный хор научно-творческого центра церковной музыки при Московской консерватории
Солисты Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ
Вокальный ансамбль солистов «Voci di ricci»
художественный руководитель —
Дмитрий Степанович
Вокальный ансамбль «Arielle»
художественный руководитель —
Эльмира Дадашева
В концерте принимают участие солисты ведущих музыкальных театров Москвы
Дирижёры —
Вячеслав Валеев,
Даяна Гофман
Наталия Георгиева (колоратурное сопрано)
Ольга Дьячковская (сопрано)
Татьяна Иващенко (сопрано)
Александра Конева (сопрано)
Анна Половинкина (сопрано)
Александра Сенникова (сопрано)
Ольга Сидоренко (меццо-сопрано)
Василий Хорошев (контратенор)
Иван Черемухин (тенор)
Константин Бржинский (баритон)
Николай Ефремов (баритон)
Виталий Жданов (баритон)
Андрей Архипов (бас)
Кирилл Капачинских (бас)
Елисей Лаптев (бас)
Дмитрий Овчинников (бас)
Евгений Шаченко (бас)
Иван Шнайдмиллер (бас)
В программе:
Премьеры опер:
А. Чернаков
Опера «Вещий сон»
И. Гостев
Опера «Легенда о Данко»
А. Пысь
Опера «В присутствии любви и смерти»
Д. Писаревский
Опера «Контрабас»
В 2015 году в Московской консерватории стартовал конкурс на сочинение одноактных опер, приуроченный к 150-летнему юбилею Московской консерватории. По итогам конкурса компетентным жюри, в состав которого вошли народные артисты России и именитые профессора, были отобраны четыре победителя. Среди них – выпускники Московской консерватории, молодые перспективные композиторы Алексей Чернаков, Иван Гостев, Артём Пысь и Денис Писаревский.
23 мая в Большом зале консерватории пройдет грандиозный гала-концерт композиторов – победителей оперного конкурса. В программе концерта – исключительно премьеры!
В основе одноактной оперы «Вещий сон» Алексея Чернакова – подвиг любви и веры Маргариты Тучковой, в дальнейшем игуменьи Марии, и ее супруга, героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова, погибшего в сражении при Бородино. «Меня глубоко тронула история жизни Александра и Маргариты Тучковых, которую я впервые услышал в Спасо-Бородинском монастыре, – рассказывает композитор. – Когда приезжаешь в Бородино, всегда ощущаешь живое дыхание истории, осознаешь, что все это происходило совсем рядом. И хотя уже более 200 лет прошло с тех пор, понимаешь, что люди, которые отдали самое ценное – саму жизнь свою ради России — это были такие же люди, как мы, не какие-то былинные герои».
«Легенда о Данко» – один из центральных эпизодов знаменитого рассказа М. C. Горького «Старуха Изергиль». «Эта история привлекла меня своим вечным и одновременно всегда современным сюжетом, – рассказывает автор одноименной оперы, композитор Иван Гостев. — Она рассказывает о свободе, любви, патриотизме и самопожертвовании. Герои Горького абсолютно не книжные. Они удивительно яркие, живые, привлекательные. Эти характеры я выразил с помощью музыки». Сочинение посвящено 150-летию со дня рождения великого писателя Максима Горького (1868 – 1936).
Одноактная рок-опера Артема Пыся «В присутствии любви и смерти» вновь возвращает слушателя к извечным темам, но в совершенно ином эстетико-стилистическом формате. «Инвестиции чувств» каждого персонажа диктуют в той или иной степени музыкальное решение определенной сцены, что вынуждало прибегнуть к подчас парадоксальному синтезу академических оперных традиций с жанровыми элементами джаз-рока, поп-музыки, индийской традиционной музыки», – рассказывает о своей опере автор.
Денис Писаревский рассказывает о своей опере «Контрабас»: «Тема «маленького человека», раскрытая в пьесе Зюскинда на примере контрабасиста, сидящего за последним пультом в оркестре, проблемы взаимоотношений оркестранта и коллектива, художника и общества, – актуальны во все времена. Обратиться к произведению Зюскинда меня побудила также исключительная музыкальность пьесы. Я пробовал посчитать всех упомянутых в пьесе композиторов и их произведения, но в итоге сбился со счёта.
Во время работы над либретто было принято оригинальное решение – вывести из монолога контрабасиста ряд действующих лиц, которых нет в литературном оригинале, превратив, таким образом, моноспектакль Зюскинда в оперу с семью персонажами и «массовкой» – хором оркестрантов, иронически комментирующим происходящее. Особой находкой либреттиста Артёма Каверина я считаю роль Контрабаса, исполняемую сразу четырьмя певцами.
Опера изобилует музыкальными аллюзиями и цитатами, раскрывающими подтекст пьесы. Так, например, четыре певца-баса (струны) поют под аккомпанемент «пиццикато» контрабаса и своеобразного джаз-бэнда в оркестре. Джаз, ненавистный Контрабасисту, – важная характеристика образа Контрабаса – антагониста главного героя.
Лейтмотив Сары, напротив, благоухает красочными гармониями и плавно переходит в музыку первого акта оперы Вагнера «Золото Рейна», в которой героиня (по сюжету пьесы) должна вечером играть Вельгунду. В заключительной сцене оперы «Контрабас» участвуют все персонажи. Смешение стилей, контрапункт всех лейтмотивов создают атмосферу хаоса и всё возрастающего безумия».
Для аккредитаций СМИ
тел. 6290638
e-mail: mgk-info@mail.ru