Большой зал Московской консерватории – один из самых известных концертных залов мира.
Прекрасное оформление, удобное расположение и – самое главное для музыкантов – великолепная акустика снискали ему заслуженную славу лучшей концертной площадки Москвы и России.
Его торжественное открытие состоялось 7 (20) апреля 1901 г.
Здание строилось по проекту архитектора В. П. Загорского. От старого дома, построенного на этом месте еще для княгини Е. Р. Дашковой в конце XVIII века, он оставил только знаменитый фасад с полуротондой.
Многое было сделано на деньги московских меценатов – от меблировки и ковров до прекрасного органа парижской фирмы «А. Cavaille-Coll» («Кавайе-Коль») 1899 г., до сих пор украшающего Большой зал.
Еще в 1900 г. на Парижской всемирной выставке он был признан одним из лучших органов мира.
Большой зал в истории Москвы – больше, чем просто концертный зал.
В Первую мировую войну (в 1915 – 1917 гг.) здесь располагался военный госпиталь, а с 1924 по 1933 г. в дневные часы Большой зал был популярным кинотеатром.
Окрашенный в светлые тона, Большой зал покоряет строгой простотой своих классических линий и пропорций.
В 1954 г. перед ним был открыт памятник П. И. Чайковскому, чье имя Московская консерватория гордо носит с 1940 г.
В Большом зале выступают лучшие солисты и коллективы мира, а также проходят международные фестивали и конкурсы, среди них – всемирно известный Конкурс имени П. И. Чайковского.
«Это самый любимый зал столицы», – сказал о нем выдающийся советский пианист и педагог Генрих Нейгауз.
Решением Ученого совета от 28 ноября 2006 г. корпусу Большого зала (главному корпусу Московской консерватории) присвоено имя основателя Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна.
Количество мест: 1737
ул. Большая Никитская, д. 13/6
Орган фирмы «А. Cavaille-Coll» («Кавайе-Коль») (Париж, Франция) 1899 г.
Экспонировался в Париже на Х Всемирной выставке в 1900 г. Установлен в Москве в 1900/1901 г.
Орган был заказан для нового строящегося концертного зала по совету и при содействии влиятельного французского органиста Шарля-Мари Видора, импровизации которого в парижской церкви Сен-Сюльпис слушал П. И. Чайковский во время своей поездки по европейским странам. Это знакомство положило начало плодотворному сотрудничеству музыкантов этих двух стран.
В 1896 г. Ш.-М. Видор посетил Россию и в числе других концертов сыграл концерт в московской лютеранской церкви Св. Петра и Павла. С дирекцией консерватории состоялись переговоры о будущем органе Большого зала.
Первоначально предполагалось выдать заказ знаменитой немецкой фирме «Э. Ф. Валькер» (была готова даже диспозиция). Однако, Ш.-М. Видор, будучи хорошо знакомым с симфонической музыкой русских композиторов и понимая тенденции ее дальнейшего развития, сумел убедить руководителей Русского музыкального общества и тогдашнего директора консерватории В. И. Сафонова в целесообразности приобретения органа у лучшего из мастеров французской романтической школы, создателя самого большого типа симфонического органа – Аристида Кавайе-Коля.
Вернувшись в Париж он передал мастеру заказ консерватории в церкви Сен-Сюльпис, куда Кавайе-Коль приходил каждое воскресенье навестить своего друга и один из лучших и самых любимых своих органов.
Конструирование и строительство инструмента для зала, который архитектурой и акустикой должен был соответствовать лучшим творческим замысла мастера, продолжалось более двух лет. В марте 1899 г. орган был готов.
По традиции первый его монтаж состоялся в специальном зале фирмы. Мастер не увидел его дальнейшей судьбы – он скончался 13 октября этого же года. Строительство зала в Москве еще не было завершено. Преемник мастера Шарль Мютен испытывал немалые трудности из-за невозможности монтировки органа в Москве. Складирование органа на длительный срок означало бы его гибель.
По согласованию с дирекцией РМО и Сафоновым было решено показать инструмент на Всемирной Парижской выставке 1900 г. в роскошном Парадном зале Русской секции на балконе второго этажа (второй монтаж). Во время выставки состоялся концерт виднейших французских органистов (Эжен Жигу, Александр Гильман, Луи Вьерн, Шарль-Мари Видор). Орган был удостоен высшей награды выставки «Гран-при» и Золотой медали.
По окончании экспозиции орган был разобран, перевезен и установлен (третий монтаж) на сцене Большого зала. Сборку проводили мастера фирмы Ж. Перу, Л. Оше, Р. Гензон, А. Дюмон. При монтаже Видор, курировавший работу как эксперт – консультант, допустил минимальное изменение диспозиции в сторону чуть большей строгости звучания, заменив регистр Unda maris на Flûte conique. Общая стоимость инструмента составила 45.902 рубля 73 копейки. Серьезный вклад был сделан меценатом Сергеем Павловичем фон Дервизом, имя которого награвировано на фасаде органа.
Первый концерт Ш.-М. Видора на новом органе состоялся 11 апреля 1901 г. и вызвал восхищенные отзывы. В третьем отделении концерта Видор впервые в Москве исполнил свою новую Пятую симфонию.
Подача воздуха вначале осуществлялась четырьмя калькантами (качальщиками мехов). В 1913 г. для этих целей был установлен электрический мотор.
За годы существования инструмента его история тесно переплелась с историей Московской консерватории и музыкальной жизни столицы. Он стал неотъемлемым участником концертов – сольных, хоровых, ансамблевых, симфонических. На нем играли выдающиеся музыканты – Э. Треглер, Э. Босси, Ш. Турнемир, Ф. Э. Цабель, Б. Л. Сабанеев, Т. Х. Бубек, Ж. Гандшин, А. Ситтар, И. Рейнбергер, В. Шетелих, Х. Платтнер, К. Рихтер, Ж. Ж. Грюненвальд, Ж. Гийю, Морис и Мадлен Дюрюфле, Ф. Клинда, М. Шапюи и многие другие.
Долгие годы с этим органом была связана педагогическая и концертная деятельность основателя московской органной школы Александра Федоровича Гедике и его преемника Леонида Исааковича Ройзмана.
В 1988 г. органу был присвоен статус художественно-исторического памятника.
Наиболее важным документом, описывающем оригинальное состояние органа является брошюра-схема, составленная братьями Борисом Леонидовичем и Леонидом Леонидовичем Сабанеевыми, выпущенная Императорским русским музыкальным обществом в 1904 г.
Сходными с этим органом (как чисто внешне, так и по диспозиции) являются два инструмента – Брюсселькой консерватории (трактура переведена на электрическую) и Схола канторум в Париже (по рассказам Жана-Поля Амбера летом 1904 г. фирма получила так много денег за московский орган, что смогла построить еще один небольшой инструмент в Париже).
Технические данные органа Большого зала
Орган обладает тремя мануалами (До – соль³), педальной клавиатурой (До – соль¹), 50 регистрами (3136 труб) (96 труб в проспекте, из которых 17 труб третьего этажа – декоративные, не звучащие), механической (с применением рычага Баркера) игровой трактурой, механической регистровой трактурой.
В органе 12 основных виндлад (системы шлейфладе), 2 парных магазинных меха, 7 регулировочных мехов. Общая поверхность около 70 м².
Диспозиция:
PEDALE (До – соль¹) | CRAND ORGUE (До – соль³) |
Flûte | 32′ | Montre | 16′ | ||
Contrebasse | 16′ | Bourdon | 16′ | ||
Soubasse | 16′ | Montre | 8′ | ||
Flûte | 8′ | Flûte harmonique | 8′ | ||
(Violoncelle) | (8′**) | Violoncelle | 8′ | ||
Plein jeu 5 rgs. | **** | Bourdon | 8′ | ||
Bourdon | 8′ | Prestant | 4′ | ||
Flûte | 4′ |
(jeux de combinaison) |
Bombarde | 16′ | Quinte | 2 2/3′ | ||
Trompette | 8′ | Doublette | 2′ | ||
Clairon | 4′ | Plein jeu 5 rgs. | |||
Cornet 5 rgs. | |||||
Bombarde | 16′ | ||||
Trompette | 8′ | ||||
Clairon | 4′ |
POSITIF EXPRESSIF (До – соль³) | RECIT EXPRESSIF (До – соль³) |
Quintaton | 16′ | Bourdon | 16′ | ||
Plein jeu 4 rgs. | **** | Diapason | 8′ | ||
Salicional | 8′ | Flûte traversiere | 8′ | ||
(Unda maris) | (8 ′*) | Viole de Gambe | 8′ | ||
(Flûte conique) | (8′**) | Voix celeste | 8′ | ||
Flûte harmonique | 8′*** | Flûte octaviante | 4′ | ||
Cor de nuit | 8′ | Basson et Hautbois | 8′ | ||
Principal | 4′ | ||||
Flûte douce | 4′ |
(jeux de combinaison) |
Doublette | 2′ | Octavin | 2′ | ||
Cornet 5 rgs. | Plein jeu 4 rgs. | ||||
Trompette | 8′ | Basson | 16′ | ||
Basson | 8′ | Trompette | 8′ | ||
Cromorne | 8′ | Clairon harmonique | 4′ |
Tremolo | |
(Chamade) |
Trompette | 8′ | ||||
Clairon | 4′ |
C.O/Ped, Pos/Ped, Rec/Ped, Anches Ped, Cham, G.O, Pos, Rec, octaves graves G.O, Pos, Rec,. Barker G.O, Pos/G.O, Rec/G.O, Rec/Pos, octaves graves Recit/G.O, Expression Pos, Expression Rec.
*регистр, замененный при установке в 1901 г.
**регистры, замененные при ремонте 1958 г.
***регистр, переставленный на той же виндладе при ремонте 1958 г.
****регистры, добавленные при ремонте 1958 г.
Проведенные ремонты:
- 1958 г. Мастер Германн Ламанн (Лейпциг, Германия)
- 1968 г. Фирма «Вильгельм Зауэр» (Франкфурт на Одере, Германия)
- 1975-80 гг. Фирма «Мишель, Мерклен и Кюн» (Лион, Франция) (работы не завершены)
Информация подготовлена Н. В. Малиной