Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования.Выпуск 3, часть 2


  • Рецензент: З. М. Гусейнова, доктор искусствоведения, профессор; И. П. Шеховцова, кандидат искусствоведения, доцент; Г. А. Рымко, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 80
  • ISBN: 979-0-706360-64-5 (в обл.)

Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: материалы международной научной конференции (18–19 ноября 2019 года). Вып. 3. Ч. 2: Нотные материалы.

Редактор-составитель: доктор искусствоведения, доцент Н. Ю. Плотникова.

Вторая часть третьего выпуска материалов международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Московской государственной консерватории и Государственном институте искусствознания 18–19 ноября 2019 года, представляет два вида русского партесного пения второй половины XVII — первой половины XVIII века. Постоянное партесное многоголосие — это обработки знаменного, болгарского, путевого, греческого распевов для трех, четырех и восьми голосов. Переменное партесное многоголосие (концерты для трех, четырех, пяти и двенадцати голосов) демонстрирует прекрасную композиторскую технику мастеров эпохи русского барокко. В сборнике представлено как анонимное творчество, так и композиции выдающихся авторов: Ивана Протопопова, Николая Дилецкого, Василия Титова, иеродиакона Исавра.Публикации подготовлены участниками конференции по рукописным материалам различных архивов России, сведения о которых содержатся в комментариях. Все произведения публикуются впервые.

Издание адресовано специалистам-музыковедам, педагогам и студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусства, хоровым дирижерам, регентам, певчим, всем интересующимся историей отечественного музыкального искусства и любителям русского церковного пения.

Постоянное партесное многоголосие

Владычице, приими.  Задостойник на молебне знаменного распева, глас 8. Ред. Т. В. Швец 3

Бог Господь.  Болгарского распева, глас 1. Ред. Т. В. Швец 6

Отца и Сына.  Путевого распева. Ред. Т. В. Швец 7

Тебе, умную, Богородице, пещь.  Ирмос знаменного распева. Глас 1, песнь 7. Ред. С. А. Тимуск 8

Иван Протопопов. Тебе, умную, Богородице, пещь.  Ирмос знаменного распева. Глас 1, песнь 7. Ред. С. А. Тимуск 10

Любве ради, Щедре.  Ирмос знаменного распева. Глас 4, песнь 4. Ред. С. А. Тимуск 12

Благословен еси, Боже.  Ирмос знаменного распева. Глас 4, песнь 7. Ред. С. А. Тимуск 13

Егоже древле Моисей [1].  Стихира на Крестовоздвижение знаменного распева, глас 8. Ред. И. А. Семенёнка 15

Егоже древле Моисей [2].   Стихира на Крестовоздвижение знаменного распева, глас 8. Ред. И. А. Семенёнка 19

Егоже древле Моисей [3].  Стихира на Крестовоздвижение знаменного распева, глас 8. Ред. И. А. Семенёнка 25

Приидите, воспоем, людие.  Стихира Успению Пресвятой Богородицы, глас 4. Ред. Л. В. Кондрашковой 30

Переменное (концертное) партесное многоголосие

По рождестве Твоем.   Партесный концерт для трех голосов. Ред. В. Л. Гвоздева 34

Николай Дилецкий (?). Миру всему. Ред. И. В. Герасимовой  36

Василий Титов. В кимвалех устнами чистыми. Ред. Е. Е. Гатовской  42

Мати Божия Пречистая. Партесный концерт для пяти голосов.  Ред. Н. Ю. Плотниковой 52

Иеродьякон Исавр. Хвалите Господа с небес.  Ред. А. В. Булычёвой 58

Комментарии 75