Редакторы-составители: Н. Н. Гилярова, кандидат искусствоведения, профессор; Е. В. Битерякова, кандидат искусствоведения
Предлагаемый вниманию читателей сборник включает материалы IV Международной конференции памяти профессора А. В. Рудневой, состоявшейся в Московской консерватории в 2008 году. В нем представлен широкий спектр актуальных научных вопросов: страницы истории отечественной этномузыкологии, локальные и региональные традиции, генезис жанров музыкального фольклора, экспедиционные находки. Издание адресовано как специалистам в области этномузыкологии, фольклористики, этнологии, так и любителям народной культуры.
Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Сборник: 75
От составителей 5
Н. Н. Гилярова (Москва). Этномузыковедческие исследования и современное состояние народной музыкально-этнографической традиции 6
М. А. Енговатова (Москва). Северные и западные традиции русской песни как оппозиционные системы 12
И. Б. Теплова (Санкт-Петербург). Свадебные причитания cреднесухонской традиции: к проблеме исполнительского стиля 28
Г. П. Христова (Воронеж). Нотации народных песен Е. Э. Линёвой: этнографический и музыковедческий аспекты 37
Н. М. Савельева (Москва). «Давно я, давно у батюшки была». Генезис одной календарной формы 43
Г. В. Лобкова (Санкт-Петербург). Музыкально-хореографическая форма «Камаринского» в народных традициях Смоленской области 60
И. В. Королькова (Санкт-Петербург). Теблешская традиция: локальная специфика и проблемы изучения 74
Е. Г. Богина (Москва). «Страдание на три четверти». Об одной из неплясовых частушечных форм Верхнего Подонья 84
Е. М. Петрова (Санкт-Петербург). Исполнительский стиль гармонистов-рояльщиков в Усманском районе Липецкой области 92
С. С. Косятова (Москва). Припев как композиционная основа поминального духовного стиха (к вопросу о взаимодействии с церковно-певческой традицией) 110
Л. Ф. Костюковец (Минск). Вариант псальмы о святом Юрии и Цмоке, записанный в Белоруссии в 2008 году 118
Л. Ф. Баранкевич (Минск). Белорусские варианты агиографического духовного стиха «Сон Пресвятой Богородицы» 128
М. С. Голубева (Санкт-Петербург). Локальные традиции русских старожилов Архангельского района республики Башкортостан (на примере свадебного фольклора) 136
И. В. Светличная /Суханова/ (Санкт-Петербург). Функционально-семантическая характеристика свадебных обрядовых песен села Новоспасского и близлежащих деревень 157
Д. М. Дзлиева (Санкт-Петербург). Песни «Алай» в осетинской свадьбе: к проблеме генезиса и типологии 172
Л. В. Лукашенко (Львов). Мелогеография свадебных напевов и лингводиалектическое разделение Северного Подляшья: опыт сравнительного анализа 181
Н. Ю. Альмеева (Санкт-Петербург). Летние хороводы татар-кряшен в контексте Средневолжского региона (к вопросу о календарном сознании) 198
Л. А. Вишневская (Саратов). Бурдонно-певческая традиция черкесов, карачаевцев и балкарцев в контексте этнической культуры этикета 207
Л. А. Добрянская (Львов). Первые годы экспедиционной деятельности Львовской консерватории: у истоков формирования фонограммархива ПНИЛМЭ 219
Т. А. Старостина (Москва). Размышления Ю. Н. Холопова о методике изучения высотной структуры русской народной песни 227
Н. Г. Денисов (Москва). Устные формы обучения пению у старообрядцев 234
М. Л. Ивкин (Минск). Белорусская народная песня «Купалiнка»: авторство популярного белорусского напева, или История одного умалчивания 239
Сведения об авторах 245
Список сокращений 247
Summary 248
Предлагаемый вниманию читателей сборник статей включает материалы Четвертой международной конференции памяти профессора Анны Васильевны Рудневой, состоявшейся в Московской консерватории в 2008 году. Ученые, принимавшие участие в ее работе, представляют различные научные школы и направления современной этномузыкологии. Разнообразны и темы исследований, охватывающие как русскую песенную и инструментальную культуру, так и фольклор других народов: украинцев, белорусов, осетин, черкесов, карачаевцев, балкарцев, татар-кряшен.
Современная наука о народной традиционной культуре рассматривает последнюю комплексно, во всех проявлениях ее составляющих. Публикуемые материалы представляют обширный спектр актуальных научных проблем. В них анализируются и отдельные страницы истории отечественной этномузыкологии, и локальные и региональные традиции, и генезис жанров музыкального фольклора, и экспедиционные находки.
Характеристике этномузыковедческих исследований в свете современного состояния народной музыкально-этнографической традиции посвящена статья Н. Н. Гиляровой. О нотациях Е. Э. Линёвой размышляет Г. П. Христова. Об особенностях и результатах экспедиционной деятельности Львовской консерватории на заре формирования ее фонограммархива рассказывает Л. А. Добрянская. Взгляды Ю. Н. Холопова на методику изучения звуковысотной структуры русской народной песни анализируются в статье Т. А. Старостиной. М. Л. Ивкин раскрывает историю создания одной популярной белорусской песни.
В последние годы возродился интерес к такому сложному (и с философской, и с аналитической позиций) жанру как духовный стих. На конференции с докладами, посвященными духовному стиху, бытующему в Белоруссии и России, выступили Л. Ф. Костюковец, Л. Ф. Баранкевич, С. С. Косятова.
Вместе с тем большая часть материалов нашего издания посвящена результатам ареально-типологических исследований песенного фольклора разных народов. Северные и западные традиции русской песни как оппозиционные системы представлены в статье М. А. Енговатовой; о проблемах изучения локальной специфики традиции размышляет И. В. Королькова; об особенностях песенно-инструментальных традиций Липецкой области пишут Е. Г. Богина и Е. М. Петрова.
Проблематика, связанная с музыкальным оформлением свадебного обряда, раскрывается И. Б. Тепловой, М. С. Голубевой, И. В. Светличной, Д. М. Дзлиевой, Л. В. Лукашенко. Летние хороводы татар-кряшен рассматривает Н. Ю. Альмеева. Генезису песни «Давно я, давно у батюшки была» посвящена статья Н. М. Савельевой. Музыкально-хореографическую форму «Камаринской» исследует Г. В. Лобкова. Особенности бурдонно-певческой традиции некоторых народов Кавказа в контексте этнической культуры этикета представлены в работе Л. А. Вишневской.
Важной составляющей современной науки о традиционной культуре является вопрос о преемственности, формах и способах передачи традиции. Устным формам обучения у старообрядцев посвящено эссе Н. Г. Денисова.