Григорианика (григорианский хорал и средневековая литургическая монодия): программа-конспект курса для студентов музыкальных вузов, обучающихся по всем специальностям
Предлагаемая программа-конспект написана для совсем нового курса, впервые вводимого в отечественный образовательный процесс. В ней представлена проблематика, связанная с изучением западной литургики и музыкально-литургических книг, невменной нотации, системы жанров и форм григорианского хорала, озвучивания литургических текстов и средневековой модальности.
Программа адресована студентам и преподавателям музыкальных вузов всех специальностей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Григорианика» рассчитана на студентов I–V курсов — 2 семестра, 70 часов.
Предлагаемая программа написана для абсолютно нового в отечественной практике учебного курса. В российской музыкальной образовательной системе до сих пор не было такого предмета, в то время как среди западных учебных курсов высшего звена данная дисциплина — базовая, обязательная для музыкантов разных специализаций, как базовым является и сам григорианский хорал для европейской музыкальной культуры.
Григорианский хорал — одна из величайших монодийных культур прошлого, сыгравшая огромную историческую роль в развитии музыкального искусства Западной и Центральной Европы. Этот вид литургического пения, возникший в VIII–IX веках (следует учитывать, что первые невменные записи напевов появились в X веке) на территории нынешней Франции и получивший распространение в других странах, находится у истоков европейской профессиональной музыки. В рамках григорианской монодии складывались многие основополагающие для музыкального искусства принципы: способы озвучивания слова, система нотации, жанров, форм, звуковысотной организации. На основе григорианского хорала развивалось раннее многоголосие. Живая традиция григорианского пения не иссякла до наших дней и продолжает питать современное композиторское творчество. Не случайно григорианский хорал получил «титул» «музыкального учителя Европы».
В наши дни его значение актуализировано также в исполнительстве и в музыкознании. Следовательно, изучение григорианского хорала становится ключом к постижению многих музыкальных явлений прошлого и современности.
Однако в высших музыкальных школах России сведения о григорианском хорале (к сожалению, по большей части весьма скудные, представляющие его зачастую не как живое искусство, а как музейный экспонат, интересный, но уже не востребованный) «рассеяны» по различным историческим и теоретическим дисциплинам — таким, как история зарубежной музыки, анализ музыкальных произведений, гармония, полифония, музыкально-теоретические системы. При этом сама рассредоточенность науки о григорианском хорале по разным учебным предметам, в свою очередь, обнаруживает его вездесущность, многостороннее влияние его на разные аспекты музыкальной истории и теории, подчеркивает фундаментальность для музыкального искусства этого музыкально-культурного пласта. В связи с этим представляется необходимым выделение учения о григорианском хорале в особую дисциплину.
Курс разработан с учетом новейших достижений в области григорианики, а также результатов научных исследований самого автора.
В рамках данного учебного курса предполагается решить по меньшей мере три задачи.
- Ввести учащихся в соответствующий исторический и музыкальный контекст. Эта задача — первоочередная, так как даже наиболее образованные студенты имеют, в сущности, лишь весьма общее представление о григорианском хорале.
- Передать основные знания о григорианском хорале и близкой ему средневековой литургической монодии и осветить современную научную проблематику в данной области. Для решения этой задачи предполагаются не только лекционная, но и практическая формы обучения, как правило, совмещаемые в одном занятии.
Практикумы могут включать:
а) слуховое освоение григорианского хорала на основе прослушивания аудиозаписей, сделанных разными исполнительскими коллективами, и анализ исполнительской интерпретации;
б) пение по невмам на линиях ранее не знакомых песнопений и попытки их записи невмами по слуху (своего рода диктанты по сольфеджио);
в) разного рода анализы — музыкально-текстовый