Редакторы Г. И. Лыжов, М. В. Воинова.
В заключительный третий выпуск входит аналитическое рассмотрение наиболее сложных проблем и техник гармонии ХХ века, связанных с двенадцатитоновым мышлением. Это двенадцатитоновые ряды, «синтетаккорды», тропы, серийная двенадцатитоновость, додекафония Веберна, современные двенадцатитоновые техники, сериализм, новая тональность, сонорика, алеаторика, микрохроматика, современные смешанные техники, гармония в новых формах.
То, как анализировать современную гармонию, показывается на примерах и образцах музыки крупнейших композиторов, среди которых С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Стравинский, Н. Рославец, Й. Хауэр, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Р. Щедрин, Д. Лигети, В. Лютославский, А. Хаба, П. Булез, К. Штокхаузен.
Издание адресовано студентам и педагогам историко-теоретического и композиторского факультетов музыкальных вузов.
От редакторов 5
20. Двенадцатитоновые ряды 6
Д. Шостакович. Тринадцатый квартет, фрагмент 6
Нотный образец 7
Литература 13
Образцы для анализа 13
21. Додекаккорды 14
С. Прокофьев. Вторая симфония, II часть, 2-я вариация, фрагмент (ц. 99–100) 14
Нотный образец 15
Литература 18
Образцы для анализа 18
22. «Синтетаккорды» 19
Н. Рославец. Вокальная пьеса «Ты не ушла» из цикла «Три сочинения» для пения и фортепиано, № 2 19
Нотный образец 21
Литература 25
Образцы для анализа 25
23. Тропы 26
Й. М. Хауэр. «Атональная музыка», № 1 26
Нотный образец 27
Приложение к теме 23. Й. М. Хауэр Поучение 29
Литература 30
Образцы для анализа 30
24. Серийная двенадцатитоновость (додекафония) 31
А. Шёнберг. Сюита для фортепиано ор. 25, Менуэт 31
Нотный образец 39
Литература 43
Образцы для анализа 44
25. Додекафония Веберна 45
А. Веберн. Вариации для фортепиано ор. 27, III часть 45
Нотный образец 53 Литература 58 Образцы для анализа 58
26. Другие виды додекафонной техники 59
Э. Денисов. «Романтическая музыка» для гобоя, арфы, скрипки, альта и виолончели, фрагменты 59
Нотный образец 64
Литература 70
Образцы для анализа 70
27. Сериальная гармония 71
А. Шнитке. Второй концерт для скрипки с оркестром, фрагмент 71
Нотный образец 73
Литература 81
Образцы для анализа 81
28. Новая тональность 82
А. Берг. «Воццек», II акт, картина третья 82
Нотный образец 85
Литература 99
Образцы для анализа 99
29. Свободная атональность 100
A. Веберн. Шесть пьес для оркестра ор. 6, № 4 Sehr maßig 100
Нотный образец 102
Литература 106
Образцы для анализа 106
30. Сонорика. Колористика 107
Д. Лигети. «Атмосферы», фрагмент 107
Нотный образец 111
Приложение I к теме 30. Редукция фрагмента партитуры (т. 1–29) 113
Приложение II к теме 30. Деталь партитуры. «Вибрирующий» кластер в партиях скрипок (т. 23–26) 116
Литература 117
Образцы для анализа 117
31. Алеаторика 118
B. Лютославский. «Тканые слова», № 1 118
Нотный образец 120
Литература 126
Образцы для анализа 126
32. Микрохроматика 127
А. Хаба. Второй квартет ор. 7 127
Нотный образец 130
Приложение к теме 32. А. Хаба Предисловие к изданию Второго квартета ор. 7 149
Литература 149
Образцы для анализа 149
33. Гармония в новых формах 150
C. Губайдулина. Музыка для клавесина и ударных, I часть 150
Нотный образец 155
Литература 165
Образцы для анализа 166
34. Сложные современные техники композиции 167
I. П. Булез. Третья фортепианная соната. Форманта «Троп». Секция «Текст» 167
Нотный образец 170
II. К. Штокхаузен. Фортепианная пьеса 1 172
Нотный образец 175
Литература 178
Образцы для анализа 178
35. Смешанные техники 179
Р. Щедрин. Второй концерт для фортепиано с оркестром, финал 179
Нотный образец 181
Литература 191
Образцы для анализа 191
Литература. Общие работы по анализу гармонии 192
Условные знаки гармонии и музыкальной формы 193