Трио П. И. Чайковского «Памяти великого художника». Опыт анализа художественной концепции
В настоящей публикации представлены результаты исследования единственного фортепианного ансамбля П. И. Чайковского, шедевра мировой камерной музыки – фортепианного трио «Памяти великого художника» ор. 50. Опыт анализа художественной концепции включил в себя изучение истории создания трио, его места в контексте жанровых традиций траурной музыки, проблемы программности, а также рассмотрение стилевых источников тематизма, освещение вопросов формы, драматургии цикла, соотношения «камерного» и «симфонического». Книга адресована специалистам-музыковедам, студентам музыкальных вузов, а также всем, кто интересуется наследием П. И. Чайковского.
ОТ АВТОРА 3
РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА
Предыстория Чайковский и жанр фортепианного трио 7
История создания трио. Исполнения и издание 1882 года 16
ТРИО КАК ТРАУРНАЯ МУЗЫКА ПАМЯТИ Н. Г. РУБИНШТЕЙНА
Общая характеристика трио (в контексте жанров траурной музыки) 25
Образ Николая Рубинштейна в музыке трио 30
Программные истолкования Трио: предания, вымыслы, догадки 30
Трио Чайковского и Souvenir-Album Николая Рубинштейна 40
К генезису названия «Памяти великого художника / A la mėmоire d`un grand artiste» 47
АНАЛИЗ ТРИО
Двухчастный цикл как "Свободная фантазия" 57
В диалоге с предшественниками: Бетховен, ор. 111 – Фолькман, ор. 5 – Чайковский, ор. 50 57
К проблеме авторских редакций Трио ор. 50 (на основе анализа автографа партитуры, изданий и афиши первого исполнения) 59
Особенности формы и развития 64
I часть 64
II часть 73
«Кода»: аллюзии и семантические связи 85
О симфоническом методе в трио 93
Тональная драматургия и структура цикла 96
Темповая драматургия 97
Источники и литература 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Фрагменты рецензий на первое издание и первое исполнение Трио О. Л-н [О. Я. Левенсон]. Фортепианное трио г. Чайковского 107
О. Л-н [О. Я. Левенсон]. Еще о фортепианном трио г. Чайковского 108
Ignotus [С. В. Флёров]. Музыкальная хроника 111
Молодой музыкант [С. Н. Кругликов]. Трио Чайковского 116
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 А. Ф. Лосев. Отрывок из повести «Трио Чайковского» 120