Редакторы-составители: Н. В. Гурьева, кандидат искусствоведения, доцент; И. В. Старикова, кандидат искусствоведения О. В. Тюрина, кандидат искусствоведения.
В сборнике, подготовленном Научно-творческим центром церковной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, публикуются материалы докладов международной научно-практической конференции «Основные направления современной музыкальной медиевистики», посвященной памяти профессора И. Е. Лозовой (1950–2017) — ученого, возродившего в консерватории преподавание спецкурса «История русской музыки XI–XVII веков» и создавшего Центр церковной музыки. В научный раздел сборника вошли работы исследователей, затрагивающие вопросы музыкальной медиевистики: изучения византийской и древнерусской певческой книжности, традиционных распевов. Многие авторы были коллегами и учениками И. Е. Лозовой. В отдельный раздел помещены очерки-воспоминания ее близких людей, друзей и коллег.
Издание адресовано специалистам по истории и теории средневековых певческих культур, а также всем интересующимся древними традициями церковного пения.
От редакторов-составителей 5
И. В. Старикова. Значение научного наследия И. Е. Лозовой для развития музыкальной медиевистики 10
Труды коллег и учеников профессора И. Е. Лозовой
Н. В. Гурьева. Научно-творческий центр церковной музыки Московской консерватории: к истории становления и развития 25
О. В. Тюрина. От одного графического начертания к вариантности прочтений: на примере попевки 4‑го гласа столпового Октоиха 48
И. В. Старикова. Византийское происхождение древнерусского знака Э: за и против 64
Е. Е. Воробьёв. В поисках транскрипции знака Э в русских невменных партитурах 69
А. А. Лукашевич. К вопросу о формировании и традиционном восприятии орнаментированных оборотов с мелкими длительностями: на материале столпового и путевого распевов 86
Г. А. Пожидаева. Кондакарь как служебная певческая книга: особенности типологии на Руси XI–XIII веков 98
С. Ю. Полякова. Древнерусские Триодные Стихирари в кругу славянских и греческих книг: к вопросу о составах стихирных последований памяти о Блудном сыне 117
Н. Б. Захарьина. Музыкальная риторика в песнопениях в честь двунадесятых богородичных праздников 131
Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева. Воплощение идеи духовного возвышения Руси в музыкально-гимнографическом творчестве митрополита Киприана и царя Ивана Грозного 148
М. В. Есипова. Музыкально-иконографические и музыкально-филологические загадки древнерусской книжной миниатюры: на примере миниатюр «Царь Давид и музыканты» лицевой Псалтири середины XVI века и Ипатьевской (Годуновской) Псалтири 1594 года 160
Б. Л. Фонкич. Евхологий Барберини (Vat. Barb. gr. 336): о датировке и локализации рукописи 179
А. А. Елисеева. Певческая Анфология № 1109 из Синодального певческого собрания Государственного исторического музея 188
Н. А. Потёмкина. Канты из сборника № 1743 Музейского собрания ГИМ: жанровое многообразие 199
И. П. Шеховцова. Протоиерей Д. В. Разумовский. Несколько штрихов к портрету (к 200‑летию со дня рождения ученого) 223
Н. С. Серёгина. Письмо М. В. Бражникова к И. Э. Грабарю о Благовещенском кондакаре 255
Т. Г. Казанцева. Пасхальное чтение «Павловы уста» в литургической традиции староверов-странников: опыт структурного анализа 263
Воспоминания
Е. И. Коляда. Память сердца («Похвала» Ирине Евгеньевне Лозовой) 285
Михаил Фортунато, свящ. Десять дней, проведенные в Лондоне 299
Б. Л. Фонкич. Греческая палеография в Московской консерватории. Из воспоминаний 305
М. Г. Коллонтай. Воспоминания об Ирине 310
Приложение
Интервью с профессором кафедры истории русской музыки Московской консерватории, руководителем Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского, кандидатом искусствоведения Ириной Евгеньевной Лозовой 319
Хронологический список трудов И. Е. Лозовой 323
Список сокращений 327
Сведения об авторах 330
В 2017 году не стало дорогого нам человека и научного наставника Центра церковной музыки — ушла из жизни Ирина Евгеньевна Лозовая (1950–2017).
Выдающийся исследователь древнерусской и византийской певческой книжности, И. Е. Лозовая с 1993 по 2017 год вела спецкурс по истории русской музыки ΧΙ–ΧVII веков на кафедре истории русской музыки Московской государственной консерватории. Ее жизненный путь нельзя назвать простым, но на протяжении многих лет Ирине Евгеньевне была присуща последовательность в выполнении научных и творческих задач, связанных с главной темой ее исследовательских изысканий.
Ирина Евгеньевна Лозовая родилась 5 февраля 1950 года в Москве в семье военного инженера. С детства она занималась музыкой, в 1971 году окончила с отличием теоретическое отделение Музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и поступила на теоретико-композиторский факультет консерватории. Училась у Д. А. Блюма, В. П. Фраёнова, Е. М. Царёвой, Ю. Н. Холопова, Н. С. Николаевой, А. И. Кандинского, Е. Г. Сорокиной, В. Н. Холоповой.
В студенческие годы, в 1973‑м, Ирина приняла крещение и вскоре заинтересовалась знаменной певческой традицией — писала исследовательские работы, занималась расшифровками песнопений, записанных крюковой нотацией. Тогда же она приступила к изучению православного богословия и литургики, что в то время было практически недоступно для ученых, не входивших в образовательную систему Московской Патриархии: книги по истории Церкви, богословским дисциплинам, литургике можно было достать только у частных лиц, имевших отношение к церковной среде.
В 1976 году И. Е. Лозовая с отличием окончила консерваторию и поступила в аспирантуру (научный руководитель — проф. В. Н. Холопова). Оценив значение византийского музыкального наследия для своей научной деятельности, она стала изучать греческий язык (на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова) и византийские невмы. По ее словам, «…без владения комплексом сведений в области византийской певческой культуры многое в древнерусском церковно-певческом искусстве остается непонятным — ведь его корни исходят из этой великой музыкально-литургической традиции. Богослужебный устав, система песнопений и их тексты, система осмогласия, способы построения мелоса и формы его записи — нотация — все это было принесено на Русь из Византии и осваивалось с помощью византийских священнослужителей и мастеров пения»1.
В 1987 году И. Е. Лозовая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Самобытные черты знаменного распева». К этому времени у нее были опубликованы (либо сданы в печать) несколько статей, связанных с историей древнерусской монодии 2.
В 1976–1989 годах И. Е. Лозовая работала научным редактором в издательстве «Советская энциклопедия», в котором в те годы выпускалась 6‑томная «Музыкальная энциклопедия». Это уникальное издание, не имевшее в нашей стране сопоставимых предшественников в области музыкальных справочников, во многом несет на себе отпечаток стиля научного мышления И. Е. Лозовой: четкости, безукоризненности формулировок, огромной эрудиции. За годы этой работы у нее выработался энциклопедический подход ко многим сферам музыкально-исследовательской деятельности, который проявился в написании фундаментальных статей, составлении разного рода справочных материалов и т. п. Ее работы печатали многие отечественные и зарубежные сборники и энциклопедии (в том числе немецкая «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»). В начале 1990‑х годов ей поступило предложение от издателей из Германии разработать концепцию и словник трехтомного словаря «Древнерусская музыка», который предполагалось написать силами русских и зарубежных исследователей и издать параллельно на русском и немецком языках. В течение нескольких лет Ирина Евгеньевна работала над этим проектом, однако, к сожалению, он не был осуществлен по экономическим причинам. Тем не менее эти разработки пригодились, когда в 1998 году возник замысел «Православной энциклопедии», где должна была быть отражена и церковная музыка.
С самого начала работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Ирина Евгеньевна стала членом его Научно-редакционного совета и куратором по теме «Церковная музыка». Ею был составлен словник, включивший в себя основные понятия, персоналии и исторические очерки по церковному пению России, Греции, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Болгарии, Сербии, Молдавии, Румынии, а также по западной церковной музыке. Благодаря научным связям Ирины Евгеньевны и ее авторитету как ученого авторами и рецензентами «Православной энциклопедии» согласились стать ведущие исследователи из всех перечисленных выше стран, а также из Дании, Великобритании, Германии, Франции, США, Австралии, Италии, Чехии, Египта. Для вводного тома «Русская Православная Церковь» (2000) И. Е. Лозовой (в соавторстве с Е. Ю. Шевчук) был создан очерк истории отечественного церковного пения, который является лучшей систематизирующей работой такого объема, а также соответствующий раздел в статье о русской церковной науке. Будучи специалистом по раннему периоду истории русского церковного пения, она написала историко-теоретические статьи «Знаменная нотация» и «Знаменный распев», «Азбука певческая», «Аненайка», «Асматик», «Беспометная нотация», в соавторстве — «Автентический лад», «Аллилуия» и «Глас», из персоналий — статьи об американском музыковеде сербского происхождения, исследователе византийского церковного пения в его связях со старославянской певческой традицией Милоше Велимировиче, о церковном композиторе прот. Николае Ведерникове (который был ее духовным отцом), выступила соавтором статьи о М. И. Глинке. Работу Ирины Евгеньевны в качестве куратора и рецензента в «Православной энциклопедии» отличали глубокий аналитический и систематический подходы.
С 1993 года И. Е. Лозовая преподавала на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, вела спецкурс истории русской музыки XI–XVII веков. С 1995 года и до своей кончины она была руководителем Научно-исследовательского центра церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского. За эти годы она организовала пять международных научных конференций в консерватории (1996, 2000, 2005, 2009, 2014), по материалам которых под ее редакцией были изданы сборники ученых записок «Гимнология» (выпуски 1, 3, 5–7). Вторым выпуском «Гимнологии» стал библиографический указатель «Русское церковное пение XI–XX вв.» за период 1917–1999 годов, 4‑м — юбилейный сборник в честь 80‑летия выдающегося американского исследователя — доктора Милоша Велимировича.
В 2000 году Ирине Евгеньевне было присвоено звание профессора. Главной темой ее собственных научных исследований в этот период стала древнерусская певческая книга Параклит; этой книге посвящена ее монография «Древнерусский нотированный Параклит XII в.: Византийские источники и типология древнерусских списков» и ряд статей.
Присущие Ирине Евгеньевне исключительные добросовестность и требовательность проявлялись не только в написании собственных научных трудов, но и в руководстве Центром, а также в работе с учениками, в которую она щедро вкладывала все свои душевные и интеллектуальные силы, искреннюю заботу и любовь. Обладая тонким художественным вкусом, Ирина Евгеньевна была постоянным вдохновителем созданного по ее инициативе при Научно-исследовательском центре ансамбля древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон».
За свои труды И. Е. Лозовая награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени (2007), Почетной грамотой Министерства культуры РФ (2011).
***
В публикуемый сборник включены воспоминания об Ирине Евгеньевне, статьи ее учеников и коллег, а также работы исследователей, которые занимались изучением различных вопросов музыкальной медиевистики. В качестве вступления к основному разделу сборника, в отдельной статье (автор — И. В. Старикова) представлены основные направления научной деятельности И. Е. Лозовой и результаты ее палеографических разысканий, определены дальнейшие векторы развития тех идей, которые были затронуты в ее публикациях.
Основной раздел сборника объединяет труды коллег и учеников И. Е. Лозовой. Открывает раздел статья Н. В. Гурьевой, посвященная истории Научно-творческого центра церковной музыки Московской консерватории — преемника Научно-исследовательского центра, создателем и руководителем которого была И. Е. Лозовая. Последующие статьи касаются вопросов из области музыкальной медиевистики и смежных научных дисциплин: литургики, истории гимнографии, певческой палеографии, знаменной и византийской семиографии. Так, в публикации О. В. Тюриной рассматривается многовариатность прочтения одной из тайнозамкненных формул Октоиха. И. В. Старикова представила выводы относительно бытования одного из знаков невменной нотации, опровергающие гипотезы исследователей из более ранних публикаций на эту тему. Две статьи посвящены стилю путевого распева в древнерусском певческом искусстве (Е. Е. Воробьёв, А. А. Лукашевич). Древние формы певческой книжности подверглись пересмотру и классификации в статье Г. А. Пожидаевой; С. Ю. Поляковой подробно изучен состав циклов стихир в Неделю о Блудном сыне, раскрывающий дополнительные детали процесса формирования певческих книг на Руси. Интересный взгляд на тему риторики в древнерусской теоретической мысли о музыке предложен Н. Б. Захарьиной. Н. П. Парфентьев и Н. В. Парфентьева выявляют роль гимнографического творчества в контексте исторических преобразований ΧIV–XVI веков. Объектом исследования в статье М. В. Есиповой стали миниатюры Псалтыри; на основе их анализа сделаны примечательные наблюдения о музыкальной терминологии прошлого.
Статья известного палеографа и историка Б. Л. Фонкича посвящена проблеме датировки и происхождения одного из важнейших литургических источников — Евхология из Ватиканского собрания Барберини (Vat. Barb. gr. 336). А. А. Елисеева демонстрирует результаты палеографического анализа греческой нотированной рукописи Государственного исторического музея.
В статье Н. А. Потёмкиной также рассматриваются особенности одной из рукописей Государственного исторического музея, но совсем другого периода и происхождения — русской паралитургической традиции ΧVIII века. За этой публикацией следуют статьи, в которых изучаются некоторые страницы истории отечественной музыкальной медиевистики (И. П. Шеховцова, Н. С. Серёгина). Наконец, заключительная статья научного раздела сборника посвящена современной церковно-певческой практике: Т. Г. Казанцева подробно проанализировала погласицы для чтения в старообрядческой традиции.
В отдельный раздел сборника собраны очерки-воспоминания близких людей, друзей и коллег, с которыми Ирину Евгеньевну связывали длительные годы творческого и научного сотрудничества (Е. И. Коляда, о. Михаил Фортунато, Б. Л. Фонкич, М. Г. Коллонтай).
Вслед за разделом воспоминаний следует Приложение, куда мы помещаем Хронологический список трудов И. Е. Лозовой, а также интервью с ней. Ирина Евгеньевна дала его для сайта Подворья Александрийской Православной Церкви в Москве (Храм Всех Святых на Кулишках). Оно было впервые опубликовано на сайте Подворья 7 октября 2013 года под заголовком «Знакомство с Храмом Всех Святых на Кулишках через византийскую культуру песнопения»3. В этой беседе Ирина Евгеньевна рассказывает о своей семье и детстве, о приходе в Церковь, о духовных исканиях и о главном деле своей жизни — изучении византийской и древнерусской церковно-певческих культур.
Мы озаглавили сборник «Слово от словес плетуще сладкопения…» — по названию одной из ранних статей И. Е. Лозовой4 . Это строка из ирмоса византийского философа, гимнографа и богослова VII–VIII веков — преподобного Иоанна Дамаскина. В ней, по словам Ирины Евгеньевны, сконцентрированы «очень существенные представления христианского Средневековья, относящиеся к области певческого искусства. Ирмос, открывающий третью песнь ямбического канона Иоанна Дамаскина на Богоявление, однозначно указывает нам прежде всего на органичную и нерасторжимую связь слова и мелоса».
Эту книгу мы, ученики и коллеги профессора Ирины Евгеньевны Лозовой, посвящаем ее светлой памяти.
Наталия Гурьева, Ирина Старикова, Ольга Тюрина
1 Из интервью с И. Е. Лозовой, см. Приложение.
2 Здесь и далее в данном издании ссылки на труды И. Е. Лозовой даются в сокращенном виде; полное библиографическое описание см. в Хронологическом списке трудов И. Е. Лозовой в Приложении.
3 URL: https://web.archive.org/web/20171110172140/http://www.podvorie-alexandria.ru/o-khrame/khram-v-litsakh/prikhozhane/item/135‑irina-evgenevna-lozova.html (дата обращения: 01.10.2024).
4 Хронологический список трудов И. Е. Лозовой, № 7. В память об Ирине Евгеньевне мы сохранили цитату, вынесенную в заглавие ее статьи, в неприкосновенности, несмотря на то что в настоящее время ведутся дискуссии о корректном переводе этого отрывка из ирмоса Иоанна Дамаскина. См.: Антишкин А. В. Проблема понимания богослужебных текстов и ее решение на примере толкования Феодора Продрома // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 1. С. 5–9.