Елисеева
Анна Александровна

    Елисеева<br /> Анна Александровна

    Член Союза театральных деятелей (с 2000 г.)

    Преподаватель Московской Школы византийского пения «Схолион псалтикис» (до 2018 г. — «Псалтика»)

    Руководитель Ансамбля древнерусского певческого искусства «Асматикон» (НТЦ церковной музыки)


    Родилась в г. Москве. В 1985 г. закончила дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища при Московской государственной консерватории (класс И. М. Усовой). В 1991 г. с отличием закончила факультет хорового дирижирования Московской государственной консерватории (класс проф. Л. В. Ермаковой).

    С 2005 г. работает в Научно-исследовательском центре древнерусской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского (с 2017 г — Научно-творческий центр церковной музыки) Московской консерватории в должности научного сотрудника.

    В настоящее время занимается разработкой научных проблем, связанных поствизантийской певческой традицией на славянской почве, участвует в проекте по описанию нотированных греческих певческих рукописей Государственного исторического музея, руководит творческо-просветительской деятельностью ансамбля «Асматикон».

    Контактный e-mail: aelisseeva@mosconsv.ru

    Руководитель ансамбля древнерусского певческого искусства «Асматикон»

    Область научных интересов:

    • теоретические основы поствизантийской певческой практики;
    • изучение стенографических видов византийской нотации;
    • проблема сочинения византийского мелоса в связи с его адаптацией к церковнославянскому языку.
    • Греческая музыкальная палеография поствизантийского периода.
    • История византийской и поствизантийской певческой традиции.
    • Славяно-молдавские музыкальные рукописи XV-XVI вв.

    Автор самогласных праздничных стихир, задостойников, песнопений Постной Триоди византийского распева на славянском языке.

    Доклады на международных научных конференциях:

    • • Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения — 2012» 23–28 апреля 2012.
      Тема доклада: «О месте и функции гласа легетос в осмогласной системе поствизантийской певческой традиции».
    • • Международная научная конференция «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации» 12–16 мая 2014. Тема доклада: «Рукописи Анастасия Приконисского в Государственном историческом музее».
    •  • Международный научный симпозиум, посвящённый 200-летию установления «Нового Метода» (музыкальной теории и нотации византийской музыки) 17–18 октября 2014 г. в Афинах (Греция)
      Тема доклада: «Some problems in the translation of Greek musical terminology into Russian: Towards an edition of the Greek-Russian dictionary of musical terms» (содокладчик — Старикова Ирина).
    • • XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ (секция «Церковное пение») 20-21 января 2015. Тема доклада: «Проблемы перевода греческих музыкальных терминов: на пути к изданию греко-русского словаря церковно-певческих терминов» (совместно с И.В. Стариковой)
    • • XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ (секция «Церковное пение») 20-21 января 2016. Тема доклада «Мелодические формулы византийского распева: введение в проблематику»
    • • Международная научно-практическая конференция «Духовные ценности Афона и Русский Север». Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 17–18 октября 2016г. Тема доклада: «Византийский распев в современном монашеском богослужении: опыт освоения и практического применения византийской богослужебно-певческой традиции в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре (г. Малоярославец)».
    • • XXV Международные рождественские образовательные чтения «1917–2017: уроки столетия», Всероссийская научная конференция «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года». Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 26 января 2017 г. Тема доклада: «Практическое освоение и развитие византийского пения в России в XXI веке».
    • • Всероссийская научно-практическая конференция «Основные направления современной музыкальной медиевистики: памяти профессора И. Е. Лозовой». Московская государственная консерватория, Общецерковная аспирантура и докторантура, 17–19 октября 2018. Тема доклада: «Певческая Анфология №1109 из Синодального певческого собрания Исторического музея Москвы».
    • • Международная научная конференция «Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов (в честь 80-летия доктора исторических наук, члена-корреспондента Афинской Академии Бориса Львовича Фонкича)». Российская Академия наук, Институт всеобщей истории РАН, Отдел специальных исторических дисциплин. 27–28 февраля 2018 г. Тема доклада: «Рукописи путненской певческой школы в собрании ГИМ».
    • • Четвёртый международный конгресс Общества теории музыки «Термины, понятия и категории в музыковедении». Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова совместно с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского. Тема доклада: «Проблемы терминологии в византийском певческом искусстве» (совместно с И. В. Стариковой).
    • • VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Санкт-Петербургская государственная консерватория им Н. А. Римского-Корсакова, 14–16 ноября 2019. Тема доклада: «Византийская певческая традиция: проблемы изучения, преподавания, интерпретации».
    • • Международная научно-практическая конференция "Владимир Федорович Одоевский и развитие церковно-певческой практики в России". Московская государственная консерватория, Общецерковная аспирантура и докторантура. 3–4 апреля 2019 г. Тема доклада: «О музыкально-риторических приёмах в творчестве поствизантийских мелургов 2-й половины XVIII века».
    • • Международный симпозиум «XXIII коллоквиум центра исследований и документации “Стефан Великий”» монастыря Путна (Румыния). 8-12 сентября 2019. Тема доклада: «Deux Anthologies de chant du monastère de Putna: nouvelles découvertes dans les archives du Musée d'Etat d’Histoire de Moscou»
    • • Международная научная конференция «Московский синодальный хор: 300 лет служения Церкви, Отечеству и русской культуре». Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 14–15 апреля 2021. Тема доклада: «О специфических мелодических формулах в редакции Краткого Доксастария Петра Пелопоннесского лампадария».
    • • XXXII Ежегодная международная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (секция «Церковное пение»), 20-21 января 2022 г. Тема доклада: «Круг певческих рукописей монастыря Путна в собрании ГИМ: основные результаты исследования».
    • • Международная научно-практическая конференция «Русская церковная музыка рубежа XIX–XX веков (к 150-летнему юбилею С. В. Рахманинова). МГК им. П. И. Чайковского, 15–16 марта 2023 г. Тема доклада: «Певческие рукописи ГИМ Щук. 350 и БАН Яцимир. 13.3.16: реконструкция единого кодекса».
    • • Научно-практическая конференция К 100-летнему юбилею кафедры хорового дирижирования. Московская государственная консерватория им П. И. Чайковского, 20 декабря 2023 г. Тема доклада: «Ансамбль “Асматикон” Научно-творческого центра церковной музыки».
    • • Международная научная конференция «Средневековая литургическая монодия и её исторические перспективы», МГК им. П. И. Чайковского, 27 февраля – 1 марта 2024 г. Тема доклада: «Византийская монодия в современной церковной традиции: Проблема сочинения песнопений византийского распева на церковнославянском языке».

    Опубликованные статьи:

    • • Актуальные проблемы распространения византийского пения в России // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. Материалы научной конференции. Сер. «Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М., 2007. С. 396–409.
    • • Асматикон // Московская государственная консерватория. 1866–2016. Энциклопедия в 2-х томах, М., 2016. С. 51.
    • • Рукописи Анастасия Приконисского в Государственном Историческом музее // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. Материалы Международной научной конференции. Сер. «Гимнология», вып. 7, М., 2017. С. 70–86.
    • • Проблемы терминологии в византийском певческом искусстве // Термины, понятия и категории в музыковедении. Четвёртый международный конгресс Общества теории музыки. Тезисы докладов. Казань, 2019. С. 77–78.
    • • Deux Anthologies de chant du monastère de Putna: nouvelles découvertes dans les archives du Musée d'Etat d’Histoire de Moscou // Analele Putnei, XVI (1) «Stephen the Great» Research and Documentation Centre (Romania), 2020. С. 181–199.
    • • О рукописях Путненской певческой школы в собрании Государственного Исторического музея // «Монфокон», вып. 8: «Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов», М., 2022. С. 203–219.
    • • Круг певческих рукописей монастыря Путна в собрании ГИМ: основные результаты исследования // Материалы XXXII Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, М., 2022. С. 247–252.
    • • Певческая Анфология Евстатия протопсалта из Путны: реконструкция единого кодекса // «Каптеревские чтения», вып. 21, РАН, Институт всеобщей истории (Отдел истории Византии и Восточной Европы), М., 2023. С. 288–298.