Музыкальная письменность христианского мира : Книги. Нотация. Проблемы интерпретации
  • Рецензент: И. В. Герасимова, кандидат искусствоведения; М. П. Рахманова, доктор искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2017
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 496
  • ISBN: 978-5-89598-337-9 (в обл.)

Музыкальная письменность христианского мира : Книги. Нотация. Проблемы интерпретации : Материалы международной научной конференции 12–17 мая 2014 года 

Ответственный редактор: И. Е. Лозовая, кандидат искусствоведения, профессор

Редактор-составитель: И. В. Старикова, кандидат искусствоведения

Редакторы: А. А. Елисеева; Н. В. Гурьева, кандидат искусствоведения; О. В. Тюрина, кандидат искусствоведения.

Седьмой выпуск серии «Гимнология» содержит статьи участников конференции «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации», состоявшейся 12–17 мая 2014 года в Московской государственной консерватории. В них освещается широкий круг вопросов, связанных с изучением церковно-певческих традиций Древней Руси, Византии, Армении, Грузии и Сербии, истории литургических книг и жанров, теории древнерусских распевов, певческой палеографии.

Издание адресовано специалистам по истории и теории средневековых певческих культур, а также всем интересующимся древними традициями церковного пения.

От редактора-составителя 6

И. П. Шеховцова (Россия, Москва) Из истории отечественной музыкальной византинистики. Д. В. Разумовский (1818–1889) 9

Византийская церковно-певческая традиция: вопросы истории и палеографии

A. Chaldaeakes (Greece, Athens) A new reading of John Laskaris’ «Explanation and Modulation of the Musical Art»: Towards a Critical Edition of Laskaris’ Theoretical Treatise 31

Em. Giannopoulos (Greece, Τhessaloniki) The musical work of Petros Vyzantios, protopsaltēs of the Great Church of Christ 63

А. А. Елисеева (Россия, Москва) Рукописи Анастасия Приконнисского в Государственном Историческом музее 70

Проблемы теории и практики в певческой культуре восточно-христианских церквей

Е. И. Коляда (Австралия, Мельбурн) Живая связь времен: протожанры библейской музыки в письменной и устной христианской литургической традиции Востока 87

М. Сухиашвили (Грузия, Тбилиси) К вопросу о соотношении невмированных и нотированных песнопений Шемокмедской монастырской школы (По рукописям Артэма Эркомаишвили и св. Эквтиме Кереселидзе и печатным изданиям нотированных песнопений) 100

А. Аревшатян (Армения, Ереван) Исследование Спиридона Меликяна «Греческое влияние на теорию армянской музыки» в свете современного музыкознания 118

В. Пено (Сербия, Белград) О попытках музыкального образования сербских певчих и мнемотехнической форме «сербской» нотации 128

Е. В. Игнатенко (Украина, Киев) Греческий Осмогласник киевлянина Каллистрата: в поисках первоисточников 142

Кондакарное пение в Древней Руси

Т. В. Швец (Россия, Санкт-Петербург)  Певческая книга Кондакарь и кондакарная нотация в XIV веке 159

Н. С. Серёгина (Россия, Санкт-Петербург) Кондак на Успение Богородицы древнейшей редакции: некоторые аспекты текстологии и палеографии 175

История и теория древнерусской церковно-певческой монодии

З. М. Гусейнова (Россия, Санкт-Петербург) Авторы и авторитеты в теории древнерусской музыки 186

Н. В. Рамазанова (Россия, Санкт-Петербург) Общее и индивидуальное в службах новгородским святителям в певческих рукописях XVI–XVII веков 194

Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев (Россия, Челябинск) Особенности воплощения принципа творчества «на подобен» в произведениях царя Ивана Грозного 208

Е. В. Плетнёва (Россия, Санкт-Петербург) Праздничные светильны в древнерусских нотированных рукописях XVI века (к истории изучения жанра) 228

Г. А. Пожидаева (Россия, Москва) «Стиль эпохи» и его значение для прочтения образцов древнерусского церковного пения 244

И. Е. Лозовая (Россия, Москва) Об азбучном смысле знамен и их «тайнозамкненных» значениях в древнерусской певческой традиции 264

В. Ю. Григорьева (Россия, Москва) Осмысление обиходного звукоряда в древнерусской музыкальной теории 284

В. Ю. Григорьева (Россия, Москва) К вопросу классификации древнерусских музыкально-теоретических руководств по теории степенных помет 306

Е. Е. Воробьёв (Россия, Москва) Исправление звукоряда в напевах знаменного распева второй половины XVII века 317

О. В. Тюрина (Россия, Москва) Особые мелодические варианты попевок столповой традиции в песнопениях большого роспева 349

А. А. Лукашевич (Россия, Москва) Феномен совмещения столповых и путевых попевок в одном песнопении 363

И. В. Старикова (Россия, Москва) Тайнозамкненные начертания в записи псалмового мелоса в древнерусской певческой традиции ΧVI века 376

Становление раннего русского многоголосия различных стилей

Л. В. Кондрашкова (Россия, Москва) Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи петровского времени ГИМ. Муз. 564) 386

И. В. Коврова (Россия, Москва) Партесная литургия в рукописных книгах XVIII века (по материалам Синодального певческого собрания ГИМ) 412

Н. Ю. Плотникова (Россия, Москва) Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия 435

Вопросы теории и палеографии западной литургической музыкальной традиции

Н. С. Сторчак (Россия, Москва) Акциденции и транспозиции в контексте нотационной практики григорианского хорала. К изучению ладовой теории Маркетто Падуанского 451

С. Касьян (Франция, Париж) К новому прочтению кодекса Chigi, C. VIII. 234 460

Из новых изданий

Г. Б. Печёнкин (Россия, Москва) Панихидник певчий. Новый тип нотированной книги 478

Список сокращений 488

Сведения об авторах 492

Седьмой выпуск серии «Гимнология» содержит статьи участников конференции «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации», состоявшейся 12–17 мая 2014 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Очередная встреча медиевистов-музыковедов отличалась особенным характером, поскольку стала одним из мероприятий, посвященных празднованию 150-летия нашей альма матер.

Для отечественной музыкальной медиевистики 1866 год имеет большое значение: именно тогда, в только что открытой Московской консерватории, была создана кафедра истории и теории русского церковного пения. В течение нескольких десятилетий кафедра оставалась одним из центров российской науки, где были заложены основы изучения древнерусской церковно-певческой культуры и созданы первые исследования в этой области, опиравшиеся на глубокий анализ рукописных источников.

Представленные в настоящем сборнике статьи освещают широкий круг вопросов и проблем, который, как можно надеяться, отражает современное состояние музыкальной медиевистики.

По-прежнему остаются актуальными поиск и идентификация певческих источников, их всесторонний палеографический и текстологический анализ, выявление особенностей бытования определенных жанров и их стилевых разновидностей, а также изучение мелодико-графических редакций конкретных служб и песнопений. Однако наряду с ранее сложившимися методологическими подходами к средневековой певческой культуре возникают и новые, предполагающие поиск причин сформировавшегося явления, а не только лишь изложение сведений, почерпнутых из источников. Стремление выявить закономерности, по которым развивалась средневековая певческая культура, нередко приводит к переосмыслению в медиевистике тех взглядов, становление которых относится еще к периоду накопления материала и собиранию необходимых сведений. По этой причине весьма показательно, что статьи, в которых рассматриваются идентичные или сходные вопросы, носят дискуссионный характер. Это свидетельствует о развитии научной мысли в столь сложной для исследования области, как средневековая церковно-певческая традиция.

Открывает сборник статья И. П. Шеховцовой, посвященная малоизученной сфере многогранной деятельности прот. Димитрия (Разумовского) — основателя русской музыкальной медиевистики. Заглавное положение этой публикации не случайно: с первых дней прот. Димитрий возглавил вышеназванную кафедру истории и теории русского церковного пения и руководил ею до 1889 года.

К сожалению, вплоть до настоящего времени архивные материалы прот. Димитрия остаются не изученными в полном объеме. В частности, многочисленные данные свидетельствуют о его серьезных и глубоких разысканиях в области греческой церковно-певческой традиции, однако документы и факты, с ними связанные, не систематизированы. Собранные И. П. Шеховцовой сведения помогают представить в общих чертах эту сторону научного творчества прот. Димитрия, а их объем и проработка самых различных тем позволяют по праву поставить его первым в пока еще немногочисленном ряду отечественных ученых, разрабатывающих вопросы византийской музыкальной медиевистики.

Остальные статьи, как и в предыдущем выпуске, образуют несколько блоков, хотя, учитывая разнообразие тем и вопросов в них затрагиваемых, разделение это до определенной степени условно.

Первая группа статей связана с историей византийской певческой культуры — палеографическим изучением источников, выявлением новых фактов из жизни мелургов и т. д. (А. Халдеакис, Э. Яннопулос, А. А. Елисеева).

Следующий блок посвящен различным вопросам изучения других певческих восточно-христианских традиций — армянской, грузинской и сербской, а также особой редакции византийского распева в книгах киевской нотации (Е. И. Коляда, А. С. Аревшатян, М. Сухиашвили, В. Пено, Е. Е. Игнатенко).

Бóльшую часть сборника составляют статьи, в которых рассматриваются вопросы развития древнерусского певческого искусства. Представлены разыскания из истории бытования кондакарного пения (Н. С. Серёгина, Т. В. Швец), предпринимаются попытки найти и определить черты авторского начала в каноническом по стилистике знаменном распеве (З. М. Гусейнова, Н. В. Рамазанова, Н. П. и Н. В. Парфентьевы), предлагаются новые пути анализа отдельных жанров (Е. В. Плетнёва) и стилистики древнерусского распева в целом (Г. А. Пожидаева). Несколько статей отражают новый этап в понимании тех изменений, которые происходили в процессе эволюции нотации и сложения представлений о звукоряде (В. Ю. Григорьева, Е. Е. Воробьёв). В статье И. Е. Лозовой на основе компаративного анализа византийских и древнерусских источников предлагается новый взгляд на корни такого явления в древнерусской нотации, как «тайно­замкненность».

Следующая группа статей содержит результаты изучения мелизматического мелоса, который распространяется в древнерусской традиции с XV века и развивается в различных стилевых разновидностях — в большом и путевом распевах, отдельных образцах псалмодии (О. В. Тюрина, А. А. Лукашевич, И. В. Старикова).

Предпоследний раздел включает статьи о древнерусской певческой культуре позднего периода и о раннем этапе формирования новой многоголосной традиции (Л. В. Кондрашкова, И. В. Коврова, Н. Ю. Плотникова). В заключение публикуются статьи, связанные с западной церковно-певческой традицией (Н. С. Сторчак, С. Касьян). Завершает сборник приложение «Из новых изданий», где Г. Б. Печёнкиным представлена характеристика отдельной нотированной книги (так называемого «Панихидника»), подготовленной им к практическому использованию.