В предлагаемом учебном пособии собраны различные упражнения для развития техники, начиная от простых гамм и арпеджио до сложных пассажей на координацию и гибкость пианистического аппарата. Приведены также соответствующие примеры из музыкальной литературы. Пособие обобщает и систематизирует собственный исполнительский и педагогический опыт авторов — профессоров Московской консерватории и концертирующих пианистов.
Адресовано студентам и педагогам музыкальных вузов, а также учащимся музыкальных училищ и колледжей.
Вместо предисловия 4
1. Гаммы 5
1.1. Примеры из музыкальной литературы 13
1.2. Гаммы в полиритмических сочетаниях 16
1.3. Хроматическая гамма и примеры из музыкальной литературы 17
2. Арпеджио 20
2. 1. Короткие и ломаные арпеджио и примеры из музыкальной литературы 35
3. Упражнения Е. М. Тимакина 38
Приложение
А. Струков. Три этюда
I 51
II 55
III 57
А. Вершинин. Скерцо 64
А. Вершинин. Прелюдия для левой руки 79
Идея этого учебно-методического пособия родилась у авторов в результате многолетней работы в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Пройдя в свое время «суровую школу ЦМШ», основанную на подлинных традициях русского фортепианного исполнительства, мы искренне удивляемся все ухудшающейся из года в год технической подготовке вновь поступающих в Консерваторию студентов. В этом пособии мы постарались собрать наиболее полезные и интересные, на наш взгляд, упражнения для развития техники, начиная от простых гамм и арпеджио до сложных пассажей на координацию и гибкость пианистического аппарата. Наша работа предназначена для молодых музыкантов самого разного возраста, как студентов консерваторий, так и учащихся музыкальных колледжей и училищ.
«…Творчество есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение»1, — писал великий русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский. Это высказывание как нельзя лучше характеризует процесс игры на рояле. Однако для того чтобы полностью реализовать свой духовно-творческий потенциал, необходим определенный набор практических навыков игры. Поэтому важнейшая часть работы начинающего пианиста — работа над техникой. Это хорошо понимали в Московской консерватории со дня ее открытия. Дело было поставлено серьезно, что дало сильнейший импульс к развитию фортепианного исполнительства на долгие годы и позволило русской фортепианной школе занять одно из лидирующих мест в музыкальном мире. Мы и сейчас, бережно сохраняя традиции, продолжаем пользоваться идеями великих учителей XIX–XX веков.
Человек, только приступивший к изучению иностранного языка, будет очень долго работать над переводом сложного текста: ему придется искать каждое незнакомое слово в словаре. Так и начинающий пианист, не владеющий фундаментальными основами техники, любой пассаж в каждой новой пьесе будет воспринимать как незнакомое иностранное слово. Поэтому одна из главных задач — изучить все «формулы», все возможные направления фортепианной техники, чтобы быть заранее готовым к любым трудностям. Тогда процесс изучения произведения значительно ускоряется, поскольку все свои силы пианист тратит только на духовное освоение сочинения. Технические проблемы его более не беспокоят.
Нет ни одного выдающегося пианиста, сомневавшегося в необходимости специальной работы над техникой. Каждый из них отдал неизмеримое количество времени и сил для приобретения настоящей, всеобъемлющей виртуозности. Вот что писал о технике и работе над ней Сергей Васильевич Рахманинов, один из самых известных выпускников Московской консерватории: «Технику надо создавать, как строят дом. На это нужны годы, никаких сокращений срока. Мускулы приобретают силу и ловкость в течение ряда лет упорного ежедневного труда. <…> Лично я очень верю в гаммы и арпеджио. В чем их достоинство? Если вы умеете играть их хорошо, то можете продолжать занятия, имея подлинную техническую основу. Посвящать технике два часа ежедневно до тех пор, пока руки и мускулы не будут достаточно натренированы для высоких задач исполнения шедевров музыкального искусства, — это не слишком много»2. Добавить тут практически нечего. Успехов вам, дорогие друзья!
1 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Вагриус, 2007. С. 327.
2 Рахманинов С. В. Новое о пианизме // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. Т. 1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. М.: Советский композитор, 1978. С. 85–86.