Музыкальный фольклор в полевых записях, архивных документах, композиторской и концертной практике


  • Рецензент: Л. В. Фадеева, к. фил. н., зав. сект. фольклора и нар. иск. Гос. инст. искусствознания; Н. И. Жуланова, к. иск., ст. науч. сотр. сект. фольклора и нар. иск. Гос. инст. искусствознания
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2021
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 168
  • ISBN: 978-5-89598-419-2 (в обл.)

Музыкальный фольклор в полевых записях, архивных документах, композиторской и концертной практике / Материалы VI Международной научной конференции памяти А. В. Рудневой.

Редактор-составитель: кандидат искусствоведения Е. В. Битерякова.

В сборнике представлениы материалы VI Международной научной конференции памяти Анны Васильевны Рудневой «Народная музыка и современный мир: диалог культур», состоявшейся в Московской консерватории в ноябре 2018 года. В статьях освещаются актуальные проблемы современной науки о музыкальном фольклоре: вопросы жанров и формообразования, особенностей региональных песенных традиций, разновидностей традиционных народных инструментов, истории и методологии отечетвенного этномузыкознания, исследования феномена «национального» в композиторской музыке.

Издание адресовано специалистам в области традиционной народной культуры, а также широкому кругу читателей, интересующихся фольклором.

От составителя 4

Список сокращений 8

Современные исследования традиционной музыкальной культуры

М. А. Енговатова (Москва) Свадебные величальные песни русского Закамья: функциональная и структурная типология 9

Л. Ф. Баранкевич (Минск) Белорусские духовные стихи на рубеже тысячелетий 22

А. В. Косых (Санкт-Петербург) Принципы композиционной организации «псалмов» духоборцев Джавахетии 30

Н. Ю. Данченкова (Москва) Традиционные плачевые формы в Приокском крае. «Большой» стиль касимовских причитаний 42

М. Н. Иванова (Санкт-Петербург) Варианты лирических песен с сюжетом «сон — предзнаменование несчастливой судьбы молодца» в региональных традициях России: особенности поэтики 69

О. В. Гордиенко (Москва) Пастушеский шпульный рожок в селе Нижний Ландех Ивановской области 83

К истории изучения и сохранения музыкального фольклора

Г. В. Лобкова (Санкт-Петербург) Сохранение нематериального культурного наследия в России: вклад образовательных организаций 89

Е. В. Битерякова (Москва) «Это общение необходимо для успеха дорогой нам, но заброшенной науки…» Страницы переписки К. В. Квитки и В. В. Пасхалова 110

Фольклор в композиторской и концертной практике

Е. П. Жаркова (Бронницы) Музыкальная и общественная деятельность Петра Яркова 128

Е. А. Николаева (Москва) Векторы «нового фольклоризма»: из опыта московских композиторов 136

И. В. Вискова (Москва) Польские национальные традиции в творчестве Хенрика Миколая Гурецкого 144

Л. В. Романова (Екатеринбург) Этнографизм в мирообразности детского фортепианного альбома (на материале музыки отечественных композиторов досоветского периода) 151

Сведения об авторах 166

В настоящем сборнике представлены материалы VI Международной научной конференции памяти профессора Московской консерватории Анны Васильевны Рудневой «Народная музыка и современный мир: диалог культур», состоявшейся в ноябре 2018 года. На конференции выступили более 40 учёных из России, Белоруссии, Польши и Венгрии. Некоторые из прозвучавших докладов подготовлены к публикации в виде научных статей.

Содержание программы конференции в очередной раз свидетельствовало о том, что приоритетным направлением современных этномузыкологических исследований остаётся изучение полевых текстовых и музыкальных записей. Экспедиционные материалы ХХ и XXI столетий выступают источником решения самого широкого круга актуальных научных вопросов: изучения традиционных народных инструментов, жанров и форм музыкального фольклора.

Эти проблемы рассматривают авторы статей, составивших первый раздел издания — «Современные исследования традиционной музыкальной культуры». Предмет исследования в работе М. А. Енговатовой «Свадебные величальные песни русского Закамья: функциональная и структурная типология» — особая группа свадебных напевов, которые автор справедливо считает обделёнными вниманием учёных в сравнении с образцами, связанными с прощальными свадебными действами.

В статье анализируется группа величаний в песенной традиции междуречья Камы и Волги (территории Ульяновской области и Татарстана) и сделан ряд интересных наблюдений об особенностях местной свадьбы, определяемых исключительной функцией величальных песен, звучащих на протяжении всего обряда, стилистически неоднородных и строго дифференцированных в зависимости от адресата. Говоря о значимости величаний для местной традиции, автор отмечает их активное функционирование вне свадебного ритуала: на вечорках и в святочном календарном комплексе. В заключение выдвигается предположение, что местную свадьбу следует считать самостоятельным типом ритуала, синтезирующим севернорусские и южнорусские черты. В статье «Белорусские духовные стихи на рубеже тысячелетий» Л. Ф. Баранкевич, на протяжении многих лет занимающейся изучением духовного стиха в Белоруссии, представлены важнейшие тенденции современного этапа развития жанра: эволюции традиции его исполнения, складывания и бытования в социально-исторических условиях рубежа ХХ–ХХI веков. Опираясь на материалы последних экспедиций Белорусской государственной академии музыки, в которых собирателям всё ещё удается фиксировать ценные образцы, автор формулирует главные позиции, характеризующие современное бытование духовного стиха, псальмы и духовной песни: преобладание поздних форм, закрепление в женском традиционном репертуаре, изменение условий и среды бытования (вхождение в календарные обряды и проникновение в протестантские общины).

Изучению иного вида религиозных песнопений посвящена работа А. В. Косых «Композиционные особенности “псалмов” духоборцев Джавахетии». Используя известные материалы С. Е. Никитиной и собственные экспедиционные записи, автор предпринимает анализ нескольких песнопений, используя в качестве ключа к пониманию их композиционных свойств народную терминологию («взвод», «колено»), с привлечением терминов, сложившихся в практике изучения народной и православной музыки (мелострока, попевка и др.). Итогом анализа композиции духоборческих «псалмов» становится выявление двух уровней архитектоники музыкальной формы: мелодического развития внутри попевок и вариантов комбинаций попевок (образующих мелостроки и мелострофы), — а также обнаружение взаимосвязи между ладовой организацией песнопений и типом их мелодического развития.

В статье «Традиционные плачевые формы в Приокском крае. “Большой” мелодико-интонационный стиль касимовских причитаний» Н. Ю. Данченкова представляет узколокальные плачевые формы, зафиксированные в Касимовском районе Рязанской области. Детальный анализ поэтики, структурной и ладово-интонационной организации образцов похоронных и свадебных причётных напевов, записанных от двух исполнительниц, с одной стороны, демонстрирует исключительное мастерство этих выдающихся народных певиц, с другой — характеризует некий общий локальный тип развитой плачевой культуры. В результате внимательного исследования, предпринятого автором, делается вывод о наличии определённых связей с обиходным гласовым пением, открывающий широкие перспективы для дальнейшего изучения жанра традиционного плача.

Локальный колорит отличает и тему статьи О. В. Гордиенко «Пастушеский шпульный рожок в селе Нижний Ландех Ивановской области». Её герои — трое пастухов из одного села, каждый с инструментом собственного изготовления, по-своему названным. На основе внимательного изучения конструктивных особенностей рожков и скрупулёзного анализа 12 сигнальных наигрышей, записанных в экспедиции 1989 года, в работе выявляются сходства и различия инструментов, общие типологические признаки наигрышей и индивидуальные черты игрового почерка каждого из исполнителей.

Анализу поэтических текстов посвящена статья М. Н. Ивановой «Варианты лирических песен с сюжетом “сон — предзнаменование несчастливой судьбы молодца” в региональных традициях России: особенности поэтики». Около ста образцов песен на сюжет «сон молодца», зафиксированных в разных регионах, стали основой для выявления трёх его основных версий; автор, представив карту их распространения, подробно останавливается на второй сюжетной версии (большинство вариантов которой записано в казачьей среде). Подробный анализ отдельных поэтических мотивов внутри сюжета позволяет обнаружить типические черты и специфику региональных вариантов, а также связи с иными жанрами: эпическими (былиной, балладой) и обрядовыми.

Второй раздел сборника называется «К истории изучения и сохранения музыкального фольклора». В него входят две статьи, посвящённые разным эпизодам истории фольклористики XX века. Открывает раздел «очерк об истории развития музыкально-этнографического направления в отечественных образовательных организациях» (главным образом в Санкт-Петербургской консерватории) Г. В. Лобковой «Сохранение нематериального культурного наследия в России: вклад образовательных организаций». Становление и развитие петербургской школы этномузыкознания представлено галереей выдающихся имён: Б. В. Асафьева, Е. В. Гиппиуса, З. В. Эвальд, Ф. А. Рубцова, Б. М. Добровольского, И. И. Земцовского, А. М. Мехнецова и многих других. В работе подробно изложены этапы становления специализации в области музыкальной этнографии. От первой образовательной программы, введённой в Ленинградской консерватории в 1929 году, к открытию в 1989 году музыкально-этнографического отделения (там же) и, наконец, — к включению в «Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства» самостоятельной специальности «этномузыкология» в 2002 году.

В целом содержание статьи значительно шире заявленного. В панораму исторического обзора включён самый широкий круг событий, лиц и организаций, связанных с собиранием, изучением и публикацией музыкального фольклора в России со второй половины XIX до начала XXI века. Избрав в качестве отправной точки поездку М. А. Балакирева и Н. Ф. Щербины в 1860 году, автор вписывает в общий контекст деятельность Песенной комиссии РГО и Фонограммархива в Петербурге (Ленинграде), Музыкально-этнографической комиссии и ГИМНа в Москве, экспедиционную и исследовательскую работу консерваторий, академий, институтов: Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской, Петрозаводской, Уральской, Новосибирской консерваторий, Воронежского института искусств и других.

Публикация Е. В. Битеряковой «Страницы переписки К. В. Квитки и В. В. Пасхалова» основана на архивных документах периода 1925–1934 годов из Российского национального музея музыки, Российского государственного архива литературы и искусства и Московской консерватории. Знакомство с корреспонденцией заведующего Кабинетом музыкальной этнографии Всеукраинской академии наук Климента Квитки и председателя Этносекции Государственного института музыкальной науки Вячеслава Пасхалова вызывает живой интерес — настолько актуальны сегодня затрагиваемые в письмах вопросы: значения науки для государства, финансирования научных проектов, места этномузыкознания в ряду прочих дисциплин, уровня профессионализма в учёной среде, вмешательства идеологии и прочие.

Изучение и издание архивных документов имеет сегодня исключительную важность, ведь объём фольклористических коллекций неуклонно увеличивался на протяжении всего ХХ века, и к началу нынешнего столетия разрыв между рукописными и опубликованными материалами обрёл колоссальные масштабы.

Заключительный блок статей объединён темой претворения музыкального фольклора в композиторском творчестве, а также на концертной эстраде. Статья Е. П. Жарковой «Музыкальная и общественная деятельность Петра Яркова» освещает историю знаменитого хора бронницких крестьян. Этот сюжет органично вписывается в общий контекст сборника, во-первых, будучи связан с именем А. В. Рудневой, работавшей с коллективом некоторое время после смерти П. Г. Яркова. Во-вторых, упоминание выступления бронницкого хора в ГИМНе перекликается с материалами Е. В. Битеряковой о деятельности этого учреждения в 1920-е годы.

Проблема «Композитор и фольклор» всегда входила в сферу научных интересов А. В. Рудневой, поэтому неудивительно, что соответствующие доклады регулярно включаются в программы рудневских конференций. Е. А. Николаева в статье «Композитор и фольклор сегодня: тенденции и перспективы» исследует современные формы феномена «национального» в композиторском творчестве на примере музыки отечественных авторов разных поколений: Сергея Вилюмана, Николая Корндорфа, Бориса Пиговата и Валерия Кикты.

И. В. Вискова изучает национальные истоки в музыке польского композитора ХХ века («Польские национальные традиции в творчестве Хенрика Миколая Гурецкого»), черпавшего материал для своих произведений как из этнографических сборников (прежде всего антологии Оскара Кольберга), так и непосредственно от народных исполнителей.

Завершает сборник культурологический очерк Л. В. Романовой «Этнографизм в мирообразности детского фортепианного альбома (на материале музыки отечественных композиторов досоветского периода)», посвящённый выявлению фольклорных элементов в текстах детских фортепианных альбомов, созданных отечественными композиторами на рубеже XIX–XX веков. Не ставя перед собой задачи вдаваться «в технологию работы с фольклором, оценивая его как часть культурной картины мира в исторической динамике», автор представляет обзор малоизвестных произведений в этом жанре А. И. Дюбюка, Ц. А. Кюи, Г. А. Пахульского, В. И. Ребикова, А. С. Лурье и А. Т. Гречанинова.

Хочется надеяться, что настоящее издание, представляющее работы этномузыкологов разных научных школ, разных поколений и тем самым отражающее современное состояние науки о традиционной народной культуре, окажется востребованным — как в профессиональной среде, так и в широких кругах любителей музыкального фольклора.