Редактор-составитель: Н. Н. Гилярова, кандидат искусствоведения, профессор
Второй выпуск книги «Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории» охватывает период от конца 1930-х до 1970-х годов. Представленные тексты включают результаты фольклорных экспедиций в Курскую, Калужскую и Рязанскую области, а также материалы к биографии А. В. Рудневой. Все работы сопровождаются комментариями либо уточняющего, либо дополняющего характера — на основе сведений и записей, полученных в экспедициях второй половины XX века.
Издание будет полезно фольклористам — музыковедам и филологам, а также всем интересующимся проблемами народной культуры.
Н. Н. Гилярова. Вместо предисловия 4
К. В. Квитка. Изучение флейты Пана в селе Плёхове Суджанского района Курской области в 1937 и 1940 годах. Подготовка к публикации и комментарии Е. Е. Музылёвой 11
Е. А. Соколова. Свадьба старова быта Рязанской губернии Михайловского уезда села Печерниковские Выселки (по воспоминаниям 1902 года, в записях 1948 года). Подготовка к публикации и комментарии Н. Н. Гиляровой 44
Н. К. Колдашева. Песни села Ермолово Скопинского района Рязанской области. Подготовка к публикации и комментарии Н. Н. Гиляровой 73
К. Г. Свитова. Поездка в деревню Тишинину, Калужская область, Медынский р-н, Кременской с/с. 1949 год. Подготовка к публикации и комментарии Н. Н. Гиляровой 116
Материалы к биографии А. В. Рудневой. Подготовка к публикации и комментарии Е. В. Битеряковой 142
И. А. Сосновцева. Воспоминания об Анне Васильевне Рудневой, профессоре Московской консерватории и замечательном человеке 143
А. В. Руднева — И. А. Сосновцева. Переписка 147
Хронологический список опубликованных работ А. В. Рудневой 163
Второй выпуск книги «Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории» включает материалы разного толка, охватывающие значительный временной период. Деятельность Кабинета народной музыки (КНМ) (ныне Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки, НЦНМ), одного из наиболее значимых научных и учебных центров СССР, занимавшихся проблемами, связанными с народной культурой, была многогранна. Она включала в себя фольклорные экспедиции и их научное обобщение в виде исследований и статей, сборников народных песен, а также учебную и пропагандистскую работу, постоянное консультирование любителей и профессионалов-музыкантов. Именно эту разностороннюю деятельность мы постарались отразить при подготовке данного издания.
Открывающая книгу публикация работы Климента Васильевича Квитки — организатора Кабинета народной музыки, сформулировавшего основные направления его деятельности, посвящена предварительным итогам экспедиционной работы по сбору музыкального фольклора Курской области («Изучение флейты Пана в селе Плёхове Суджанского района Курской области в 1937 и 1940 годах») и представляет собой незавершённый материал, который лёг в основу монографии учёного «Флейта Пана у народов Советского Союза», к сожалению, полностью не сохранившейся. Несмотря на «открытость» исследования, эта рукопись является первым обобщением результатов двух поездок Квитки в Курскую область. Знакомясь с ней, понимаешь, до какой степени тщательно велась полевая работа, как внимателен был учёный к проблемам, которые являются актуальными и для современной этномузыкологии. Например, одним из основных требований этнографической работы Квитка считал запись собираемых сведений «подлинными словами», уделяя большое внимание речевому диалекту. Его наблюдения дают богатейший материал современным исследователям для того, чтобы проследить изменения, произошедшие за 80 лет в диалекте и музыкальном языке отдельных сёл Курской области. Внимание к деталям у Квитки коснулось исполнительства, бытового использования инструментов, поведения представителей разных возрастных групп. Затронут был и гендерный аспект. Учёный отмечает: «Под флейты Пана “ребята приговаривают, приказывают и скачут (пляшут)”. Если мужчина “приговаривать” не может, это делает женщина. Но девушки приговаривать стеснялись». Некоторые факты, отмеченные Квиткой, поражают. Так, перед Великой Отечественной войной на флейтах Пана в Плёхово, по словам учёного, играли более ста женщин. Ещё один важнейший тезис Квитки касается достоверности фактов, полученных в экспедиции. По его мнению, для точности выводов нужно, как всегда в этнографической работе, долго прожить в одном месте.
Другой тип материала представляет отчёт К. Г. Свитовой, сделанный по результатам её поездки в село Тишинино Калужской области в 1949 году. Тогда впервые была реализована идея К. В. Квитки об экспедициях «по следам собирателей прошлых лет» — в данном случае, по следам Ю. Н. Мельгунова — автора первого сборника песен, в котором было представлено на возможном в те годы научном уровне русское многоголосие. Можно предположить, что «фольклористическая экскурсия» в Калужскую область в первые послевоенные годы предполагала исследование большой территории. Однако записи, сделанные на фонографе в Малоярославецком районе, а также в самой Калуге, в настоящее время с трудом поддаются нотации, поэтому мы ограничились публикацией отчёта К. Г. Свитовой. <...>
В послевоенные годы организация экспедиций, учитывая крайне малый штат КНМ, была делом непростым. Но в это же время благодаря пропагандистской работе о деятельности Кабинета народной музыки консерватории стало известно достаточно широко. В фондах экспедиционных материалов мы видим тетради с текстами песен и описаниями обрядов, присылаемые в кабинет. Для так называемых стационарных записей сотрудники выезжали к проживающим в Москве исполнителям (см. примечания к отчёту К. Г. Свитовой, публикуемому в настоящем сборнике). Зачастую организовывались записи и в самом Кабинете народной музыки. Благодаря этому значительно расширялась география исследований. В нашей книге публикуются две коллекции, 1947 и 1949 годов, посвящённые песенному и обрядовому фольклору отдельных локусов Рязанской области: описание свадебного обряда 1902 года, сделанное жительницей с. Печерниковские Выселки Михайловского района Е. А. Соколовой, и песни села Ермолово Скопинского района, напетые Н. К. Колдашевой. Материалы Соколовой уникальны, так как по Михайловскому району Рязанской области аудиозаписи отсутствуют. Ей же удалось не только представить описания, воспроизводящие особенности свадьбы с. Печерниковские Выселки в письменном виде, но и великолепно проиллюстрировать их песнями. Материалы Колдашевой, несмотря на очень плохое качество фонографической записи и недостаточно профессиональную фиксацию текстов песен Бачинским, значительно расширяют представления о песенном репертуаре одного из самых ярких в стилевом отношении локусов Рязанщины.
В архиве Научного центра народной музыки в последние годы появляется всё больше документов, связанных с нашими современниками. Таковы и публикуемые материалы к биографии А. В. Рудневой. Воспоминания Ирины Александровны Сосновцевой касаются прежде всего времени её обучения в консерватории, затрагивают конец 1940-х годов — время, когда в консерватории преподавали такие яркие личности, как К. В. Квитка, Е. В. Гиппиус, Т. Н. Ливанова, В. М. Беляев и др. Мемуары И. А. Сосновцевой погружают в учебную атмосферу тех лет. Анна Васильевна Руднева оказалась одним из наиболее любимых преподавателей Сосновцевой. Публикуемая переписка Сосновцевой и Рудневой, которая в основном относится к 1970-м годам, даёт представление о взаимоотношениях Анны Васильевны с близкими по духу учениками. Руднева щедро делится своими научными взглядами, находками, в связи с организацией фольклорных концертов характеризует фольклористическую жизнь Москвы, оценивает исследования коллег, описывает некоторые яркие, запоминающиеся моменты в своей педагогической и научной работе. В конце книги публикуется наиболее полный список трудов А. В. Рудневой.
Все тексты, публикуемые в данном издании, сопровождаются комментариями. В некоторых случаях комментарии носят уточняющий характер. В других они дополняют представленные материалы, в основном опираясь на сведения и записи, полученные в экспедиционной работе второй половины XX века.