Игорь Федорович Стравинский: Аннотированный библиографический указатель. Вып. 2: Игорь Федорович Стравинский в зеркале русской советской музыкально-критической мысли. 1923–1962
Редакторы-составители: Ю.А. Степанова (отв. ред.), Е.А. Трубенок, Е.А. Живцов
Второй выпуск библиографического указателя «Игорь Федорович Стравинский» составлен на основе научных публикаций 1923–1962 годов, статей из журналов и газет Москвы и Ленинграда, некоторых местных газет городов Советского Союза (использовано 95 источников). Наряду с аннотированием в этом выпуске широко используется принцип цитирования высказываний и отдельных замечаний о музыке Стравинского, что позволяет познакомиться и с их эмоциональной стороной.
Издание предназначено для специалистов и всех интересующихся жизнью и творчеством композитора.
От составителей 5
Аннотированный библиографический указатель. 1923–1962 8
Книги. Брошюры 8
Диссертации 9
Статьи из газет, журналов и сборников. Главы из книг 9
1923 9
1924 29
1925 64
1926 96
1927 151
1928 197
1929 228
1930 255
1931 261
1932 262
1933 264
1934 272
1935 277
1936 282
1937 288
1938 291
1939 294
1940 294
1941 297
1943 299
1944 300
1945 300
1946 300
1947 304
1948 306
1949 316
1950 319
1951 322
1952 323
1953 326
1954 330
1955 332
1956 335
1957 343
1958 354
1959 361
1960 371
1961 395
1962 414
Указатель источников (журналы, газеты) 444
Указатель авторов статей 450
Указатель произведений 461
Именной указатель 479
Творческое наследие и жизненный путь И.Ф. Стравинского уже многие десятилетия являются предметом научных исследований и вызывают интерес широкого круга любителей музыки. Идея создания аннотированного библиографического указателя, посвященного И.Ф. Стравинскому, принадлежит доктору искусствоведения, профессору В.П. Варунцу (1945–2003). Первый выпуск — «И.Ф. Стравинский в зеркале русской прессы. 1901–1922» — вышел в 2005 году. Второй охватывает публикации за 1923–1962 годы: книги и брошюры, статьи и отдельные упоминания о Стравинском и его сочинениях в отечественной прессе, а также отдельные замечания и высказывания о музыке композитора в работах советских музыковедов этого периода.
Второй выпуск существенно отличается от первого формой подачи материала, так как, наряду с аннотированием, широко использован принцип цитирования. Такое решение составителей вызвано несколькими причинами. Часто аннотация оказывается более объёмной, длинной по сравнению с собственно упоминанием музыки Стравинского в тексте статьи, и, главное, аннотация скрадывает авторскую мысль, может её исказить, не передаёт эмоционального настроя автора высказывания, что чрезвычайно важно: в рассматриваемый период отношение к Стравинскому и его творчеству было резко полярным — от восторженного до оскорбительного. Официальная оценка творчества композитора в Советском Союзе менялась от полного отрицания до признания мирового значения его творчества.
Ещё одним основанием для обращения к принципу цитирования является осознание составителями тех проблем, которые возникнут у желающих непосредственно изучать материалы соответствующего периода о композиторе. Многие источники, в первую очередь журналы и газеты 1920–1930-х годов, в настоящее время доступны только в фондах крупнейших библиотек Москвы и Санкт-Петербурга. Полные тексты этих источников в настоящее время в интернете отсутствуют. Так что для большинства читателей предлагаемое издание станет единственной возможностью познакомиться с широким спектром отзывов о творчестве Стравинского и его оценок со стороны современников.
Для подготовки второго выпуска были использованы информационные ресурсы Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а также материалы Российской государственной библиотеки и Российской государственной библиотеки искусств (Москва), Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и Научной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
В указатель включены книги и брошюры о творчестве Стравинского, изданные до 1962 года, единственная диссертация и публикации из 95 периодических изданий (газеты, журналы) и сборников, упоминания о Стравинском в монографиях, изданных за указанный период. Проводился сплошной просмотр всех вышеперечисленных источников; вся информация, выявленная при просмотре, вошла в указатель.
Указатель состоит из 1780 позиций (выдержан принцип сквозной нумерации). Каждая позиция выстроена по следующей схеме: 1) библиографическое описание (на основе ГОСТов серии «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»); 2) аннотация, составленная с использованием лексики и фразеологии первоисточника; 3) подборка цитат.
Сохранены те варианты названий сочинений Стравинского, которые упоминаются в источниках (например, «Весна священная» — «Весеннее жертвоприношение», «Чёрный концерт» — «Эбеновый концерт»). В цитатах сохраняется оригинальное написание фамилий композиторов и исполнителей, но при этом в квадратных скобках даётся их современный вариант (например: Мило [Мийо]). В указателе принята современная орфография и пунктуация, однако в ряде мест сохранены некоторые особенности первоисточников.
Материалы приводятся хронологически. Публикации одного дня помещены в алфавитном порядке авторов или названий. Псевдонимы авторов статей раскрываются в квадратных скобках. В случае отсутствия в публикации заглавия оно формулируется составителями и заключается в соответствии с ГОСТом в квадратные скобки.
Данное издание оснащено четырьмя указателями — источников, авторов статей, упоминаемых музыкальных произведений и именным. Во всех указателях даётся ссылка на номер записи.
Указатель источников (журналы, газеты) содержит список названий используемых журналов и газет. Названия журналов, а также бюллетеней, сопровождается указанием издающего органа, места и времени издания. Названия газет сопровождаются упоминанием только места издания. Но есть два исключения, когда представляется важным указание также и на год издания (Известия ВЦИК и Моссовета, Известия ЦИК СССР и ВЦИК).
В указателе авторов статей фамилии зарубежных авторов приводятся на языке оригинала с отсылкой на русскоязычное написание, если они встречаются на обоих языках. За косой чертой указывается, в случае наличия, псевдоним.
Указатель упоминаемых музыкальных произведений содержит названия сочинений Стравинского и других композиторов. Они расположены в алфавитном порядке. После названия сочинения Стравинского указываются его жанр, время создания и дата первого исполнения. Варианты названий сочинений Стравинского, использованные в источниках, приводятся под общепринятым в настоящее время названием. Названия произведений других композиторов сопровождаются указанием фамилии автора и жанра произведения.
Именной указатель содержит фамилии, имена и отчества (при наличии — псевдоним), годы жизни и основные направления профессиональной деятельности.
Предлагаемое издание не может претендовать на абсолютную полноту, однако составители надеются, что их труд будет полезен и интересен специалистам-музыковедам и любителям музыки.