Творчество Эдварда Грига давно стало неотъемлемой частью русской культуры, если включать в это понятие не только то, что было ею создано, но и то, что воспринималось ею как свое, родное. О Григе первым в России замечательно сказал П.И. Чайковский: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно- широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик». С тех пор Григ — человек и художник — неизменно волнует сердца и умы русской публики: слушателей, исполнителей, критиков, музыкальных ученых. Молодой, жадно воспринимающий все, что его окружает, наделенный фантазией и острым чувством жизни, одинаково радующийся красоте северной и южной природы. Ещё не старый, но уже тяжело больной, мужественно сражающийся со своими недугами и по- прежнему всем интересующийся, увлекающийся, но стремящийся к трезвым и — по возможности — объективным оценкам, удивительно гармонично сочетающий критичность и исходную доброжелательность… Оба этих Грига встают со страниц дневников, а вместе с ними — длинная вереница то беглых и метких зарисовок, то более подробно выписанных портретов. Здесь и Бьёрнстьерне Бьёрнсон, и Генрик Ибсен, Фриц Таулов и Кристиан Микельсен; царствующие особы Норвегии, друзья- музыканты. Внимательный читатель узнает из этой книги много нового и сможет посмотреть глазами Грига на то, что ему уже известно.
Предисловие 5
Предисловия к норвежскому изданию 8
1865 15
1866 45
1905 93
1906 103
1907 169
Указатель сочинений Грига 214
Именной указатель 218