Учебник по гармонии, написанный коллективом профессоров Московской консерватории. Для специальных музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов.
Предисловие 3
Часть первая
Введение 5
Тема 1. Большие и малые трезвучия. Четырехголосный склад 16
Тема 2. Функциональная система главных трезвучий 20
Тема 3. Соединение основных трезвучий (T, S, D) 24
Тема 4. Гармонизация мелодии главными трезвучиями 30
Тема 5. Перемещение аккорда 36
Тема 6. Гармонизация баса 39
Тема 7. Скачки терций 43
Тема 8. Каденции. Период. Предложение 46
Тема 9. Кадансовый квартсекстаккорд 55
Тема 10. Секстаккорды главных трезвучий 61
Тема 11. Скачки при соединении трезвучий с секстаккордом 70
Тема 12. Соединение двух секстаккордов 78
Тема 13. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды 83
Тема 14. Основной доминантсептаккорд (D7) 89
Тема 15. Обращения доминантсептаккорда 98
Тема 16. Скачки при разрешении доминантсептаккорда в тонику 105
Тема 17. Полная функциональная система мажора и гармонического минора. Диатоническая система 110
Тема 18. Секстаккорд и трезвучие II ступени (SII6 и SII) 117
Тема 19. Гармонический мажор 126
Тема 20. Трезвучие VI ступени (TSVI). Прерванная каденция. Приемы расширения периода 129
Тема 21. Субдоминантсептаккорд (SII7) 138
Тема 22. Вводные септаккорды (DVII7) 146
Тема 23. Доминантнонаккорд (D9) 155
Тема 24. Менее употребительные аккорды доминантовой группы 162
Тема 25. Натуральный минор во фригийских оборотах 171
Тема 26. Диатонические (тональные) секвенции. Побочные септаккорды (секвенцаккорды) 176
Тема 27. Диатонические лады в русской музыке 187
Часть вторая
Тема 28. Двойная доминанта в каденции 211
Тема 29. Двойная доминанта внутри построения 219
Тема 30. Альтерация в двойной доминанте 226
Тема 31. Типы тональных соотношений 234
Тема 32. Отклонения. Хроматическая система 239
Тема 33. Хроматические секвенции. Отклонения 248
Тема 34. Модуляция 254
Тема 35. Модуляция в тональности первой степени родства 260
Тема 36. Приготовленное задержание в одном голосе 274
Тема 37. Приготовленное задержание в двух и трех голосах 285
Тема 38. Диатонические проходящие звуки в одном голосе 291
Тема 39. Диатонические проходящие звуки во всех голосах 300
Тема 40. Диатонические и хроматические вспомогательные звуки 307
Тема 41. Хроматические проходящие звуки 314
Тема 42. Предъем 319
Тема 43. Скачковые вспомогательные звуки (неприготовленные и неразрешаемые) 324
Тема 44. Различные виды задержаний 330
Тема 45. Запаздывающее разрешение неаккордовых звуков 338
Тема 46. Альтерация аккордов доминантовой группы 342
Тема 47. Альтерация аккордов субдоминантовой группы 351
Тема 48. Органный пункт 363
Тема 49. Мажоро-минорные системы 374
Тема 50. Трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора 382
Тема 51. Степени родства тональностей. Модуляция на два знака 390
Тема 52. Модуляция на 3–6 знаков 399
Тема 53. Модуляция через трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора и через неаполитанский аккорд 408
Тема 54. Модуляция через одноименную тонику 415
Тема 55. Модулирующие секвенции 420
Тема 56. Эллипсис 426
Тема 57. Энгармоническая модуляция. Модуляция через уменьшенный септаккорд 437
Тема 58. Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда 447
Тема 59. Основные принципы построения тонального плана произведения 455
Тема 60. Некоторые вопросы гармонического анализа 458
Дополнение 471